г. Москва |
Дело N А40- 300/09-32-5 |
10 августа 2009 г. |
N 09АП-13015/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.К. Афанасьевой
судей: В.Р. Валиева, Н.В. Лаврецкой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыжиковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу - Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 02.06.2009г. по делу N А40-300/09-32-5
принятое судьей Куклиной Л.А.
по иску: Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к ответчику: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 3 791 572 руб. 90 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: О.В. Яковлева по дов. 78 ВК N 5932209 от 30.07.2009г.
от ответчика: неявка, извещен
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 3 791 572 руб. 90 коп.- убытков, в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом в 2005 г. льгот гражданам, проживающим в г.Санкт-Петербурге, на основании ст. 17 ФЗ от 24.11.95г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Решением от 02.06.2009г. по делу N А40-300/09-32-5 суд первой инстанции с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" взыскал 3 213 197 руб. 37 коп. - убытков.
В остальной части иска - отказал и возвратил Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" из федерального бюджета 25 811 руб. 74 коп. - госпошлины по иску, перечисленной платежным поручением N 198729 от 10.12.2008г.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266, 268 АПК РФ, в связи с апелляционной жалобой ответчика, в которой он просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Открытому акционерному общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" в иске.
В обоснование жалобы, заявитель указывает на то, что обжалуемое решение не соответствует ч. 3 ст. 15 АПК РФ, является незаконным и не обоснованным.
По утверждению представителя ответчика, истец не представил доказательств противоправности действий ответчика, не доказал наличие причинной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
Как считает Министерство финансов РФ, он не может нести ответственность за убытки истца, поскольку не был участником отношений по предоставлению неверных сведений и не является стороной договора. Однако, суд первой инстанции обратил взыскание на Российскую Федерацию на основании актов сверок, подписанных от имени Российской Федерации, что по мнению заявителя жалобы, противоречит сложившейся арбитражной практике.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не прибыл, доводы жалобы не поддержал, спор судом апелляционной инстанции рассмотрен в порядке ст. 156, 266 АПК РФ в отсутствие Министерства финансов Российской Федерации.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения истца, прибывшего в судебное заседание, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
В судебном заседании установлено, что истец в обоснование заявленных требований сослался на то, что по условиям агентского договора от 01.11.1997г. агент - ОАО "Петроэлектросбыт" осуществлял учет льгот и компенсаций на оплату электроэнергии и заключал договоры о расчете сумм компенсаций.
В результате сверки расчетов за 2005 г. подтверждена обоснованность расходов ОАО "Ленэнерго" на сумму 193 857 613 руб. 22 коп. Указанная сумма была профинансирована Жилищным комитетом Правительства г.Санкт-Петербурга.
Однако в ходе проведенной сверки большой процент льгот, учтенных при оплате гражданами электроэнергии, не был подтвержден Горцентром вследствие разного формата хранения данных о гражданах, имеющих право на льготу.
В этой связи, по инициативе ОАО "Ленэнерго" была проведена дополнительная сверка данных о гражданах, которым предоставлены льготы по оплате электроэнергии в 2005 г.
С целью проведения дополнительной проверки было заключено соглашение между ОАО "Петроэлектросбыт", Комитетом по труду и Горцентром N 112- 07 от 03.07.2007г.
По результатам указанной проверки были составлены и подписаны акты сверки от 22.10.2007г., которые подтверждают обоснованность расходов истца по предоставлению в период с 01.10.2005г. по 30.09.2005г. на общую сумму 3 791 572 руб. 90 коп., по этой причине истец обратился с данным иском.
Ответчик против иска возражал, не считая себя обязанным лицом по возмещению убытков истцу, т.к., по его утверждению, свои обязательства по перечислению субвенций за 2005 г. он исполнил в полном объеме и своевременно и не может отвечать за неправильность сведений, полученных в результате сверок расчетов по договору между агентом истца и главным распорядителем средств субъекта Федерации. Ошибки при проведении первоначальном сверок могли возникнуть либо по вине сторон по договору о возмещении расходов, то есть органа власти субъекта или по вине истца. Минфин РФ не был участником отношений по предоставлению неверных сведений и не является стороной договора. Ответчик также указал, что истец не обращался во внесудебном порядке за возмещением расходов и не получил отказ от главного распорядителя средств субъекта Федерации.
Ответчик против иска возразил, ссылаясь на то, что истец не представил доказательств противоправности действий ответчика и причинной связи между действиями Минфина РФ и наличием у истца убытков.
Как следует из материалов дела, порядок возмещения расходов энергоснабжающих организаций, связанных с предоставление льгот гражданам, проживающим в г. Санкт-Петербурге, утвержден Правительством г.Санкт Петербурга от 27.07.2004г. N 1325 "О порядке возмещения за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, проживающим в г.Санкт-Петербурге, при оплате электроэнергии".
В пункте 3 указанного Порядка определено, что отношения по финансированию расходов по возмещению энергоснабжающим организациям льгот, регулируются договорами, заключаемыми между исполнительными органами госвласти и энергоснабжающими организациями.
В этой связи, между главными распорядителями денежных средств бюджета г.Санкт-Петербурга на 2005 год и ОАО "Ленэнерго" заключены договоры о финансировании расходов организации, связанных с предоставлением льгот гражданам.
Из договора N 900-05/037 от 23.03.2005г. усматривается, что Жилищный комитет Правительства г.Санкт-Петербурга обеспечивает финансирование ОАО "Ленэнерго" в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в 2005 году, в том числе, по целевой статье бюджетной классификации Закона СПб "О бюджете г.Санкт-Петербурга на 2005 год".
В соответствии с Соглашением N 3-05С от 23.05.05г. Комитетом труду и социальной защите населения Правительства г.Санкт-Петербурга" с участием СП ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" подтверждена обоснованность расходов, произведенных ОАО "Ленэнерго" на сумму 193 857 613 руб. 22 коп., о чем свидетельствуют акты сверки (л.д.57-76 т.1).
Жилищным комитетом Правительства г.Санкт-Петербурга профинансированы расходы ОАО "Ленэнерго", связанные с предоставлением льгот в размере суммы, подтвержденной актами сверки - 193.857 613 руб. 22 коп.
Пунктом 2.2.3 договора N 900-05/037 от 23.03.2005г. определено, что в случае предъявления истцом акта сверки между истцом и Комитетом по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга, составленного по итогам дополнительной сверки данных отчета истца, указанного в п.2.1.2 договора с данным Комитета, по которым ранее были выявлены расхождения, в пределах выделенного Комитету лимита бюджетных средств, Комитет обеспечивает финансирование истца на основании данных, подтвержденных актом сверки, составленным по итогам дополнительной сверки.
Комитетом труду и социальной защите населения Правительства г.Санкт-Петербурга", СП ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" и агентом истца ЗАО "Петроэлекстросбыт" 03.07.2007г. было заключено соглашение N 112-07 о проведении дополнительной проверки наличия у граждан, которым истцом были предоставлены льготы по оплате электроэнергии, льготной категории, по которой они предоставлялись.
Таким образом, итогом проведения дополнительной проверки стало подписание актов сверки от 22.10.2007г. за период предоставления льгот с января по сентябрь 2005 г. (л.д.3-38 т.3), которыми подтверждена обоснованность расходов истца на сумму 3 791 572 руб. 90 коп.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Ленэнерго" является коммерческой организацией, поэтому не должно нести бремя расходов по реализации федеральных законов.
Согласно положениям ст. 17 Закона ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг отопления, - на стоимость топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со ст. 28.2 данного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Кроме того, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Фактический объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджета субъектов Российской Федерации, определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Федеральный фонд компенсаций на 2005 год на основании ст. ст. 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" утвержден в сумме 35 756 545 руб.
Из Федерального Фонда компенсаций выделены субвенции, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.95г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан выделены в сумме 26 670 000 руб., а также бюджетам закрытых административно-территориальных образований на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 472 760 руб.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.06г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатного или по льготным ценам товаров, указано, что судам следует учитывать положения ст.ст.84, 85 БК РФ, ст.26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разграничивающие полномочия Российская Федерация и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе, по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения данных полномочий.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан. Данная позиция следует из содержания п.п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Следовательно, реализация социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", относится к расходным обязательствам федерального бюджета.
Учитывая, что в спорный период времени денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных вышеуказанным законом, из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в достаточном количестве не переданы, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, правомерно удовлетворил документально подтвержденные требования истца за счет казны Российской Федерации в размере 3 213 197 руб. 37 коп. (за минусом НДС). Так как, денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот, представляемых отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном п.п.2 п.1 ст. 162 НК РФ. Следовательно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Коллегия апелляционного суда также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что то обстоятельство, что денежные средства, перечисленные из федерального бюджета в качестве субвенций г. Санкт-Петербург, могли быть не использованы в полном объеме, и тот факт, что истец не обращался за возмещением своих расходов в распорядителю средств субъекта РФ, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на нее Законом обязанностей по возмещению истцу расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Помимо этого, решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе и по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Доказательства наличия объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме, ответчиком не представлено.
Госпошлина по делу правомерно возвращена истцу из доходов федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований по правилам ст. 110 АПК РФ, т.к. согласно ст. 333.37 НК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины, поэтому основания для взыскания госпошлины с РФ в лице Минфина РФ отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, коллегия апелляционного суда считает, что в нарушение требований ст. 65 АПК РФ Минфин России не доказал те обстоятельства, которыми он обосновывает доводы своей апелляционной жалобы.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает наличие допущенной судом первой инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки, которая могла бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены либо изменения оспариваемого по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2009г. по делу N А40-300/09-32-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Т.К. Афанасьева |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-300/09-32-5
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13015/2009