Милицейские проверки: есть изменения
В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636 (далее - приказ N 636)*(1) утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Организациям и индивидуальным предпринимателям будет интересно ознакомиться с этим документом, чтобы установить законность и обоснованность действий милиционеров.
Проверка или ревизия может проводиться не более 30 дней. Ее началом является день вынесения постановления о проведении, а окончанием - день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии.
Если проверка, ревизия проводится в занимаемых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем помещениях, представители проверяемых могут присутствовать при ее проведении.
Постановление о назначении проверки, ревизии выносится при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела.
Поверку, ревизию назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел, указанные в приложении N 2 к приказу N 636. В приложении 35 пунктов: от министра внутренних дел Российской Федерации до первого заместителя начальника УВД (ОВД) города (района, района в городе или иного муниципального образования) - начальника криминальной милиции. Полномочия должностных лиц распространяются только на территорию их оперативного обслуживания.
Постановление о проведении проверки, ревизии должно быть подписано начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем и зарегистрировано в специальном журнале.
Состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию, указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия.
В постановлении на проверку, ревизию, копия которого должна вручаться проверяемому лицу, приводятся специальное звание, Ф.И.О., должность лица, назначающего проверочное мероприятие, и наименование органа внутренних дел. В постановлении также указываются полное наименование юридического лица (данные ПБОЮЛ) и его ИНН, Ф.И.О., занимаемые должности, специальные звания уполномоченных на проведение проверки, ревизии сотрудников милиции.
Кроме того, указывается вид действий (ревизия или проверка).
В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии, которое также регистрируется в журнале.
В ходе проведения проверки, ревизии могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки, ревизии, прилагаются к акту, в котором делается отметка о применении этих средств.
При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий).
Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются проверяемому лицу.
Если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, в течение пяти дней после изъятия передает заверенные копии документов проверяемому, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.
Обратите внимание: в ходе проверки юридического лица или предпринимателя теперь нельзя проверять документы граждан.
Сотрудники милиции лишены права изымать подлинники документов без изготовления с них заверенных копий. Впрочем, совершенно законно организация и теперь может остаться и без подлинников документов, и без их копий, но только в течение пяти дней.
Нет у сотрудников милиции права на опечатывание кассы и любых помещений в ходе проверок, ревизий или инвентаризаций, что раньше могло даже приостанавливать деятельность проверяемых.
Эти изменения введены Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
Осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотр транспортных средств, изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятие отдельных образцов сырья, продукции и товаров проводятся в присутствии не менее двух понятых и представителя проверяемого лица. Проверяемым лицам вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных по результатам проверки. Если представители проверяемого лица отсутствуют, в осмотре участвуют представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Если данные действия предусмотрены постановлением о проведении проверки, ревизии, вынесения специального постановления об их проведении не требуется.
Порядок назначения проверки и оформления ее результатов
Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты-ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности проверяемого лица.
По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт установленной формы.
Акт проверки составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.
В акте проверки в обязательном порядке отражаются:
полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество ПБОЮЛ), его ИНН.
место проведения проверки;
специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку;
даты начала и окончания проверки;
все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений;
сущность правонарушения, способ его совершения;
ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
факты непредставления каких-либо документов;
обобщенные выводы о результатах проверки.
Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.
Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается проверяемому лицу под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки.
В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности его вручить по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется проверяемому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
Порядок назначения ревизии и оформления ее результатов
Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
К ревизии могут привлекаться сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.
Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности проверяемого юридического лица.
По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии установленной формы. Он составляется и в том случае, если соответствующие нарушения законодательства в ходе проведения ревизии не выявлены.
Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой.
В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:
полное и сокращенное наименование юридического лица (Ф.И.О. предпринимателя), его ИНН;
место проведения ревизии;
специальные звания, Ф.И.О., наименования должностей лиц, проводивших ревизию;
период, за который проведена ревизия;
даты начала и окончания ревизии;
Ф.И.О. представителей проверяемого лица.
Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе данных лиц, то их перечень приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
место регистрации проверяемого лица, а также места ведения деятельности (указываются в случае осуществления деятельности не по месту регистрации);
сведения о государственной регистрации, постановке на учет в налоговом органе, принятой учетной политике, об открытых в банках расчетных и валютных счетах;
документальное подтверждение наличия права на ведение лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.
Обязательному отражению в описательной части подлежат:
сущность нарушения законодательства;
способ совершения нарушения;
период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (которой) данное нарушение относится;
ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.
В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.
Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.
Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр вручается представителю проверяемого лица под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности его вручить по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется проверяемому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.
Реализация результатов проверок, ревизий
По результатам проверки, ревизии принимается одно из следующих решений:
о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ;
направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ;
возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.
Е.В. Ларина,
эксперт
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 17, сентябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст документа опубликован на стр. 63. - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru