город Москва |
|
20.08.09
|
Дело N А-40-30449/08-61-266 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08. 09.
Полный текст постановления изготовлен 20.08. 09
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Дегтяревой Н.В.
Судей: Б.Н.Жукова О.Б.Чепик
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мункожаргаловой Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Генеральной прокуратуры Российской Федерации на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.08
по делу А-40-30449/08-61-266, принятое судьей О.Н.Зверевой
по иску Администрации Сургутского района к Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры РФ и Министерства финансов РФ
о взыскании 4.646.000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Администрации Сургутского района - Сабельфельд Е.В. по дов. от 03.02.09
от ответчиков - представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гиндина О.Е. по дов. от 23.12.08, представитель Минфина России - Нечаев М.В. по дов. от 15.12.08
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилась с иском Администрация Сургутского района к Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 4.646.000 руб. убытков возникших в связи с предоставлением жилой площади работнику прокуратуры.
Решением суда от 30.07.08 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации Сургутского района 4.646.000 руб. в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.08 решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.08 по делу N А40-30449/08-61-266 изменено. В иске Администрации Сургутского района о взыскании 4.646.000 руб. с Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.01.09 N КГ-А40/12379-08 постановление от 15.10.08 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А-40-30449/08-61-266 оставлено без изменения.
Истец, Администрация Сургутского района обратился с заявлением о пересмотре постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.08 N 09АП-11478/2008-ГК по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2009 N 4113/09 Администрации Сургутского района отказано в передаче дела N А40-30449/08-61-266 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с наличием иного процессуального порядка для пересмотра обжалуемых постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11478/2008-ГК от 10.08.09, заявление Администрации Сургутского района о пересмотре постановления Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11478/2008-ГК от 15.10.2008 по делу N А40-30449/08-61-266 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП11478/2008-ГК от 15.10.08 по делу А40-30449/08-61-266 отменено. Дело назначено к рассмотрению по апелляционной жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации на решение от 30.07.08 (определение N 15603/2009-ГК).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Генеральной прокуратуры Российской Федерации после отмены постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, судебная коллегия решение от 30.07.08 полагает изменить, как принятое с неправильным применением норм материального права; удовлетворить исковые требования Администрации Сургутского района за счет второго ответчика по делу - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель заявителя Администрации Сургутского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явился, поддержал доводы искового заявления с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, считает надлежащим ответчиком Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание явился, возражает против удовлетворения иска за счет Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явился, указал на то, что оснований для удовлетворении иска за счет Генеральной прокуратуры, не имеется.
В судебном заседании установлено, что Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2009 N 4113/09 Администрации Сургутского района отказано в передаче дела N А40-30449/08-61-266 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с наличием иного процессуального порядка для пересмотра обжалуемых постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций.
Из указанного определения, следует, что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 17159/08 по делу N А40-12752/08-55-90 Арбитражного суда города Москвы, определена правовая позиция о применении норм материального права при разрешении споров о взыскании расходов, понесённых органами местного самоуправления в связи с предоставлением на основании решения суда (принятого или исполненного после введения в действие с 01.01.2005 нового порядка) отдельного жилого помещения нуждающимся в улучшении жилищных условий судьям, прокурорам и следователям прокуратуры. В постановлении также определено ответственное за возмещение расходов от имени Российской Федерации лицо.
Указанным Постановлением Взыскано с Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального образования "Город Бердск Новосибирской области" 1.150.000 руб.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что в соответствии с решением Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 11.05.06 на Администрацию Сургутского района возложена обязанность по предоставлению Сидорову П.А., являющемуся работником прокуратуры, жилого помещения в соответствии с действующими нормами ЖК РФ.
Путем заключения договора социального найма от 09.11.06 N 153 жилое помещение, по адресу г.Сургут, пр. Комсомольский, д. 13 кв. 40 предоставлено Сидорову П.А, которая впоследствии была передана в собственность на основании договора передачи N 615 от 02.10.07, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.02.08.
При рассмотрении иска суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в силу п. 2 ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 4 ст. 44 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предоставление работникам прокуратуры жилья является обязанностью Российской Федерации, то в случае предоставления жилых помещений работникам прокуратуры за счет средств бюджета местного самоуправления в соответствии со ст. 84, п.п. 5,6,10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы органов местного самоуправления возмещаются из федерального бюджета.
Начиная с 1999 года и по 2004 год включительно в соответствии п. 4 ст. 44 ФЗ "О прокуратуре РФ", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, обязаны были предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение.
Стоимость выделенных жилых помещений компенсировалась органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.
Статьей 11 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что систему органов прокуратуры составляют, в том числе и прокуратуры субъектов Российской Федерации, являющиеся юридическими лицами, а в соответствии с Бюджетным кодексом являющиеся получателями средств федерального бюджета.
Начиная с 01.01.2005 года действует новая редакция п. 4 ст. 44 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой, прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данная редакция указанной нормы закона действовала как на момент вынесения Сургутским городским судом решения о предоставлении квартиры Сидорову П.А., а именно - на 11.05.2006, так и на момент фактического исполнения этого решения, и действует в настоящее время.
В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2005г. N 37 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" жилые помещения для указанной категории лиц приобретаются с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
В рамках законодательства, денежные средства федерального бюджета, выделенные на содержание органов прокуратуры, могут быть использованы только на приобретение (строительство) жилых помещений для прокуроров и следователей, но не на компенсацию за ранее предоставленное жилье.
Поскольку, задолженность по предоставлению Администрацией Сургутского района жилья Сидорову П.А. образовалась в период действия новой редакции Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которым на прокуратуру не возлагается обязанность компенсации выделенного жилья местными образованиями, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для удовлетворения иска о взыскании 4.646.000 руб. с Генеральной прокуратуры Российской Федерации отсутствуют.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17159/08 от 28.04.09 по делу N А40-12752/08-55-90, указано на то, что согласно ст. 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений прокуратуры, является расходным обязательством Российской Федерации. Таким образом, отвечать за возмещение городской администрации спорной суммы должна Российская Федерация, но не в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны, поскольку иск следует удовлетворить за счет средств казны.
В ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции представитель второго ответчика Министерства финансов Российской Федерации заявил, что Министерство финансов также не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.04 N 278 с изм. от 27.01.09), федеральным органом осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; а федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета является - Федеральное казначейство на основании Положения о Федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.04 N 703 с изм. от 27.01.09 N 43).
При оценке указанных доводов второго ответчика, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует, пункта 2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.09 N 43) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.09 N 43) также указано, что Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, от 26.07.2006 N 459, от 27.10.2007 N 707, от 30.01.2008 N 42 от 30.07.09 N 620).
Согласно ч. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительные документы по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.
Порядок исполнения судебных решений разъяснен Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14 августа 2006 N 08-04-14/4079.
В этой связи, судебная коллегия считает надлежащим ответчиком по делу второго ответчика - Российскую федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.08 по делу N А-40-30449/08-61-266 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу Администрации Сургутского района 4.646.000 руб.
В иске Администрации Сургутского района о взыскании с Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации 4.646.000 руб. отказать.
Возвратить истцу - Администрации Сургутского района из доходов федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 34.730 руб. уплаченную по платежную поручению N 530 от 24.03.2008г.
Возвратить Генеральной прокуратуре Российской Федерации из доходов федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. уплаченную по платежному поручению N 3403 от 20.08.08
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Н.В.Дегтярева |
Судьи |
Б.Н.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3049/08-61-266
Истец: Администрация Сургутского района
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11478/2008