г.Москва |
Дело N А40-39990/09-149-222 |
21.08.2009 |
N 09АП-12230/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Пронниковой Е.В., Гончарова В.Я.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кальщиковой А.П.,
при участии:
от заявителя: Кононенко У.Л. по доверенности от 03.03.2009 N 4, паспорт 45 09 951215;
от заинтересованного лица: Кухарева О.Л. по доверенности от 11.12.2009 б/н, удостоверение ГСN 135655.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Лайнпроминвест"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-39990/09-149-222, судьи Лукашовой О.В.
по заявлению ЗАО "Лайнпроминвест"
к Центральной энергетической таможне
об обязании возвратить излишне уплаченные сборы,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Лайнпроминвест" об обязании Центральной энергетической таможни возвратить ЗАО "Лайнпроминвест" излишне уплаченные сборы за таможенное оформление товаров в размере 3 700 000 руб., обязании Центральной энергетической таможни уплатить ЗАО "Лайнпроминвест" проценты на сумму излишне уплаченных сборов за таможенное оформление товаров за период с 23 сентября 2008 года по 20 марта 2009 года в размере 223 497,56 руб. и проценты на сумму излишне уплаченных сборов за таможенное оформление товаров за период с 21 марта 2009 года по день их фактического возврата по ставке рефинансирования Банка России.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что в период 2007-2008 Общество осуществляло вывоз товара в таможенном режиме экспорта. При этом Общество использовало упрощенный порядок декларирования вывозимого товара при его таможенном оформлении в соответствии со ст.ст.137, 138 Таможенного кодекса РФ.
При подаче временных грузовых таможенных деклараций N 10006003/201206/0001865 N 10006003/191207/0001638 Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товара по данным декларациям в сумме 200 000 руб. по платежным поручениям N 517 от 08.12.2006.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации Обществом поданы полные ГТД N N 10006003/280207/0000348, 10006003/280207/0000349, 10006003/270307/0000476, 10006003/270307/0000477, 10006003/260407/0000596, 10006003/260407/0000597, 10006003/300507/0000722, 10006003/300507/0000723, 10006003/180607/0000757, 10006003/180607/0000758, 10006003/200707/0000936, 10006003/200707/0000937, 10006033/200807/0001062, 10006033/200807/0001063, 10006033/200907/0001200, 10006033/200907/0001201, 10006033/221007/0001339, 10006033/221007/0001340, 10006033/231107/0001533, 10006033/231107/0001534, 10006033/201207/0001674, 10006033/201207/0001675, 10006033/270308/0000559, 10006033/270308/0000560, 10006033/310308/0000571, 10006033/010408/0000573, 10006033/010408/0000574, 10006033/210408/0000659, 10006033/210408/0000660, 10006033/230508/0000819, 10006033/230508/0000820, 10006033/190608/0000910, 10006033/190608/0000911, 10006033/210708/0001069, 10006033/210708/0001070, 10006033/200808/0001185, 10006033/200808/0001186 (всего 37 шт.), при этом повторно произведена уплата таможенных сборов в общей сумме 3 700 000 руб. по платежным поручениям N 619 от 21.02.2007, N 647 от 15.03.2007, N 671 от 02.04.2007, N 711 от 02.05.2007, N 712 от 02.05.2007, N 746 от 30.05.2007, N 787 от 28.06.2007, N 823 от 19.07.2007, N 859 от 14.08.2007, N 894 от 13.09.2007, N 958 от 16.10.2007, N 1003 от 13.11.2007, N 1107 от 18.12.2007, N 1117 от 20.12.2007, N 7 от 11.01.2008, N 32 от 17.01.2008, N 146 от 06.03.2008, N 102 от 18.06.2008.
Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных ГТД является излишней, Общество обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов. Заявление удовлетворено не было по причине отсутствия оснований для возврата указанной суммы.
Считая действия таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на п.7.1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", пришел к выводу о том, что в настоящее время урегулирован порядок оплаты отдельно временных таможенных деклараций и отдельно полных таможенных деклараций.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно п.п.31 п.1 ст.11, ст.63.1 Таможенного кодекса РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В соответствии со ст.357.1, п.1 ст.357.6, п.п.1 п.1 ст.357.7, п.1 ст.357.10 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Согласно ст.60 Таможенного кодекса РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно ст.138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Поскольку уплата таможенных сборов за таможенное оформление товаров при подаче временных таможенных деклараций является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полных таможенных деклараций, судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка суда на п.7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", который уточняет порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании, не может быть принята во внимание исходя из требований п.1 ст.4 Таможенного кодекса РФ.
Пункт 7.1 введен в действие Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863", которое вступило в силу 25.03.2009, однако таможенные сборы, которые Общество просило возвратить, были излишне уплачены в 2007-2008 годах, то есть до вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ.
В соответствии с п.4 ст.355 Таможенного кодекса РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Суммы процентов рассчитаны заявителем за период со дня, следующего за днем отказа Центральной энергетической таможне добровольно вернуть излишне уплаченные суммы таможенных пошлин (23.09.2008), по 20.03.2009, а также за период с 21.03.2009 года по день их фактического возврата по ставке рефинансирования Банка России.
Расчет процентов судом апелляционной инстанции проверен и признается обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-39990/09-149-222 отменить.
Обязать Центральную энергетическую таможню возвратить ЗАО "Лайнпроминвест" излишне уплаченные сборы за таможенное оформление товаров в размере 3 700 000 рублей.
Обязать Центральную энергетическую таможню уплатить ЗАО "Лайнпроминвест" проценты на сумму излишне уплаченных сборов за таможенное оформление товаров за период с 23 сентября 2008 года по 20 марта 2009 года в размере 223 497 рублей 56 копеек.
Обязать Центральную энергетическую таможню уплатить ЗАО "Лайнпроминвест" проценты на сумму излишне уплаченных сборов за таможенное оформление товаров за период с 21 марта 2009 года по день их фактического возврата по ставке рефинансирования Банка России.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Лайнпроминвест" из федерального бюджета госпошлину по заявлению в размере 31 117 рублей 49 копеек и госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39990/09-149-222
Истец: ЗАО "Лайнпроминвест"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня