Судебная система Финляндии
Действующая Конституция - Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. До этого Конституцию страны составляли 4 органических закона - "Форма правления Финляндии" 1919 г., "Акт об Эдускунте" 1928 г., "Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и Канцлера юстиции" 1922 года и "Акт о государственном суде" 1922 года. На протяжении 1980-1990-х гг. конституционное развитие страны характеризовалось последовательной тенденцией к ограничению полномочий главы государства. В результате серии конституционных реформ и принятия Конституции 1999 г. ведущая роль в системе органов власти перешла к парламенту. Однако несмотря на это Финляндия по форме правления остается скорее смешанной парламентско-президентской республикой.
В Финляндии не существует конституционного суда. Согласно принятому толкованию законодательства суды не вправе делать выводы о конституционности законов либо отказываться применять норму закона по мотивам ее неконституционности. Тем не менее суды не вправе применять противоречащую Конституции правовую норму, содержащуюся в подзаконных актах. Суды при рассмотрении дел должны отдавать предпочтение норме Конституции в случаях, когда применение нормы закона приводит к явному противоречию с Основным законом.
Независимость судов гарантируется Конституцией. Профессиональные судьи, назначаемые Президентом Республики должны иметь университетское юридическое образование. Большинство судей назначаются по Рекомендации судебных органов. В судах первой инстанции также имеется определенное число избранных на местах гражданских заседателей. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (в 70 лет они обязаны уйти в отставку) и могут быть смещены только на основании судебного приговора.
Суды общей юрисдикции. Финляндия разделена на судебные округа, в каждом из которых действует окружной суд (Karajaoikeus). Таких округов насчитывается 150, и они существенно различаются по размеру территории и численности населения. В крупных "старых" городах такие суды называются городскими (их 10). В состав окружного суда входит его председатель (laanmanni) и несколько профессиональных судей.
Обычные гражданские дела рассматриваются судом в составе коллегии из трех профессиональных судей, один из которых занимался подготовкой дела к слушанию. Уголовные дела (и некоторые дела, касающиеся семейно-брачных отношений) суд заслушивает коллегией в составе председательствующего профессионального судьи и трех гражданских заседателей. Дела о малозначительных правонарушениях могут разбираться и единолично судьей. При разбирательстве большинства гражданских дел в окружных и городских судах не проводится предварительная подготовка дела к слушанию, обмен письменными документами между сторонами и т.п.
Второй инстанцией по общей юрисдикции является апелляционный суд (hovioikeus).В Финляндии действуют шесть апелляционных судов. Самый старый из них, апелляционный суд в Турку. Он был основан в 1623 г. Эти суды рассматривают апелляционные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам вне зависимости от значимости дела. Наиболее важные дела по указанию президента суда рассматриваются на пленарных заседаниях. В большинстве случаев эти суды выступают в качестве последней инстанции.
Апелляционные суды компетентны рассматривать по первой инстанции дела о государственной измене и об уголовных преступлениях, совершенных должностными лицами. Процедура разбирательства дел в этих судах, кроме рассматриваемых по первой инстанции, носит письменный характер: судьи анализируют представленные документы в отсутствие (как правило) подсудимых, сторон или их представителей, которым впоследствии сообщается о вынесенном решении. В составе апелляционного суда выделяются палаты. Все дела в суде слушаются коллегией в составе трех профессиональных судей, включая дела о незначительных правонарушениях.
Высшей судебной инстанцией является Верховный суд (korkein oikeus) местопребыванием в Хельсинки (основан в 1918 г.). Он состоит из 21 судьи и председателя. Верховный суд разбирает жалобы по гражданским и уголовным делам, однако, обжалование возможно только при определенных условиях. Допускается обжалование не только в кассационном порядке по мотивам нарушения права судом, но и в апелляционном порядке по обстоятельствам дела. Верховный суд является третьей и окончательной инстанцией в стране. Главной его задачей является создание судебных прецедентов, служащих для нижестоящих судов ориентирами в правоприменительной практике.
Верховный суд допускает обжалование судебных решений в случаях, когда рассмотрение дела создаст важный прецедент для правильного применения закона, когда нижестоящим судом допущена серьезная судебная ошибка либо по другим серьезным правовым мотивам. Решение о допуске жалобы, как правило, принимается двумя судьями Верховного суда. Сама жалоба рассматривается судом коллегией в составе пяти судей. Дела особой важности рассматриваются Верховным судом на пленарном заседании или расширенной коллегией в составе 11 судей.
Решения по делам, рассмотренным апелляционными судами по первой инстанции, могут быть обжалованы в Верховном суде без ограничений.
Суды специализированной юрисдикции. Редко созывавшийся Высший суд по импичменту (государственный суд valtakunnanoikeus) компетентен рассматривать дела по обвинению в совершении уголовных преступлений членов Государственного совета (правительства), канцлера юстиции либо судей Верховного суда или Верховного административного суда. Преследование по таким делам ведется канцлером юстиции или парламентским омбудсманом.
В Финляндии существует четыре суда по земельным спорам (maaoikeus). К их компетенции относится рассмотрение споров и жалоб в отношении землеотводов. Решения судов по земельным спорам могут быть обжалованы в Верховном суде.
Финляндия располагает тремя судами по вопросам водопользования (vesioikeus) и Апелляционным судом по вопросам водопользования (vesiylioikeus). К их компетенции относится рассмотрение споров и жалоб по вопросам выдачи разрешений на водопользование, использования водных источников и прав собственности на них, а также некоторых категорий уголовных дел. Решения апелляционного суда по вопросам водопользования могут быть обжалованы, в зависимости от обстоятельств дела, в Верховном суде или в Верховном административном суде.
Торговый суд (markkinatuomioistuin) вправе запретить недобросовестную рекламную практику и отменить неразумные условия коммерческого контракта. Его решения не подлежат обжалованию.
Суд по трудовым спорам (tyotuomioistuin) компетентен разбирать споры о коллективных трудовых договорах между работниками и работодателями, включая государственные учреждения. Его решения не подлежат обжалованию. Споры, связанные с индивидуальными трудовыми контрактами, рассматриваются судами общей юрисдикции, а с индивидуальными контрактами на государственной службе - органами административной юстиции.
Страховой суд (vakuutusoikeus) рассматривает некоторые категории дел, относящиеся к сфере социального страхования, например об аварийной страховке, и пенсионные дела. Дела такого рода обычно сначала рассматриваются комиссией по жалобам. Ее решение, в свою очередь, может быть обжаловано в страховом суде. Решения страхового суда обжалованию не подлежат.
Пенитециарный суд (vankilaoikeus) рассматривает вопросы об изоляции опасных рецидивистов и принудительном исполнении приговоров, включая лишение свободы несовершеннолетних преступников.
Административная юстиция. В Финляндии существует общее право обжалования административных решений, которое может быть ограничено только в законодательном порядке. Административные суды рассматривают жалобы граждан и юридических лиц на действия административных органов. В ряде случаев органы государственного управления и муниципальные власти также могут обращаться с жалобами в административные суды.
Как правило, жалобы сначала рассматриваются окружным административным судом (laaninoikeus), которых в Финляндии насчитывается 11. В автономной провинции Аландские острова окружного административного суда не существует, а функции органа административной юстиции выполняет административный суд при окружном суде общей юрисдикции. К компетенции этих судов относятся споры о налогообложении, по вопросам местного самоуправления, строительства, социального обеспечения и здравоохранения, а также другие административные споры. В ряде случаев необходимо предварительное рассмотрение нижестоящей апелляционной инстанцией.
Верховный административный суд (korkein hallmtooikeus) является высшим органом административной юстиции в стране. Основной объем рассматриваемых этим судом дел составляют апелляции на решения окружных административных судов. Как правило, решения Верховного административного суда не подлежат обжалованию. Основным исключением из этого правила являются жалобы в отношении решений по налоговым делам, которые должны быть санкционированы самим Верховным административным судом.
В дополнение к чисто судебным функциям Верховный административный суд осуществляет надзор за работой нижестоящих судебных инстанций в сфере административного права и участвует в дальнейшем развитии системы административной юстиции.
Прокуратура. Высшим органом уголовного преследования в Финляндии является Генеральный прокурор (valtakunnansyyttaja), возглавляющий систему органов прокуратуры и руководящий ее работой. В обязанности государственных прокуроров (valtionsyyttaja), работающих в Генеральной прокуратуре, входит оценка доказательств и принятие решения о выдвижении обвинения по делам государственного значения. Полномочия государственных прокуроров распространяются на территорию всей страны.
Функции обвинения на местах в Финляндии выполняют окружные прокуроры (kihlakunansyyttaja), назначаемые Генеральным прокурором.
Прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела по итогам предварительного следствия, проведенного органами полиции. Именно прокурор обязан, исходя из оценки имеющихся доказательств, сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. Прокурор вправе отказать в возбуждении дела при отсутствии достаточных оснований либо по малозначительным правонарушениям.
Адвокатура и правовая помощь. Стороны судебного процесса обычно пользуются услугами адвоката, хотя по закону это и не является обязательным. В качестве такового обычно выступают практикующие адвокаты, юрисконсульты или лица других правовых специальностей. Государство использует институт юрисконсультов для оказания гражданам правовой помощи. Лицам, испытывающим материальные затруднения, услуги адвоката могут быть предоставлены государством бесплатно. Назначенный судом в этих целях адвокат участвует только непосредственно в судебном процессе, однако в уголовном деле он может подключаться к защите уже на стадии проводимого полицией предварительного следствия.
Надзор за судопроизводством. За соблюдением законности властями, включая Государственный совет (правительство), другие органы управления и государственные службы, следит канцлер юстиции (oikeuskansleri), пожизненно назначаемый Президентом Республики.
Канцлер юстиции имеет доступ к информации и документации государственных органов в той мере, в какой это необходимо для осуществления его функций. Он вправе проводить расследования по ходатайствам граждан, объявлять замечания и предупреждения властям и применять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам за служебные ошибки и давать им необходимые указания на будущее. В случае тяжких преступлений канцлер юстиции вправе возбудить уголовное преследование. Канцлер юстиции также осуществляет общий контроль за деятельностью Финского союза адвокатов.
Кроме канцлера юстиции надзор за деятельностью административных органов в Финляндии также осуществляет парламентский омбудсмен. Компетенция этих двух высших надзорных инстанций в значительной мере совпадает и в жизни отличается лишь тем, что канцлер юстиции по большей части занимается контролем за законностью деятельности Государственного совета (правительства), тогда как парламентский омбудсман сосредоточивается на защите прав осужденных и заключенных.В случае, если жалоба адресована одновременно в обе эти инстанции, ее разбирательством занимается только одна из них.
В целом, судебная система Финляндии характеризуется своеобразным сочетанием элементов романо-германской и англосаксонской судебных систем, и может быть отнесена, как и другие скандинавские государства, к смешанному типу судебной системы.
М.В. Яровая,
доцент кафедры истории права и государства Российской академии
правосудия, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная система Финляндии
Автор
М.В. Яровая - доцент кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2006, N 4