г. Москва |
|
24 августа 2009 г. |
N А40-34700/09-94-144 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
Судей Якутова Э.В., Свиридова В.А
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коваленко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Севрыбком-1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2009
по делу N А40-34700/09-94-144, принятое судьей Ерохиным А.П.,
по заявлению ЗАО "Севрыбком-1"
к Федеральному агентству по рыбоволовству
о признании недействительными приказов
третьи лица: 1) Комитет рыбной промышленности Мурманской области, 2) ЗАО "Арктиксервис", 3) ОАО "Североморский альянс", 4) ООО "Северо - западная краболовная компания", 5) ООО "СЗРК-Мурманск"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Котловская Я.С. уд.N 50 по дов. от 11.01.2009г.;
от заинтересованного лица - Грушенко В.В. уд.N 0056 по дов.от 18.11.2008г;
от третьих лиц - 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен, 4) не явился извещен, 5) не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Севрыбком-1" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федерального агентства по рыбоволовству (далее - Росрыболовство) от 12.12.2008 N 408-дк/дсп "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Северного бассейна применительно к видам квот на 2009 г." и приказа Росрыболовства от 19.12.2008 N 432 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, на 2009 год пользователям субъектам Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых приказов действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого указывается, что оспариваемые приказы нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку лишили Общества возможности осуществить вылов камчатского краба в соответствии с имеющейся у общества долей квоты, а, следовательно, лишили заявителя возможности приобрести право собственности на данный водный биоресурс.
Также указывает, что рекомендация экспертной комиссии должна быть выполнена Росрыболовством путем установления конкретных районов Баренцева моря, запретных для промысла камчатского краба, а не нарушением установленного порядка распределения ОДУ камчатского краба применительно к видам квот, выразившимся в не распределении ОДУ камчатского краба применительно к квотам для осуществления прибрежного рыболовства.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что Росрыболовство обладает законными основаниями для установления ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Считает, что оспариваемые приказы не содержат положений затрагивающие права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет рыболовство в Северном рыбохозяйственном бассейне.
21.01.2009 Общество приобрело право на добычу (вылов) камчатского краба в Баренцевом море в период с 2009 по 2018 г.г., доля квоты в размере 7, 296 %, в соответствии со ст. 31, ч. 2 ст. 32, ст. 33.1 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ в порядке универсального правопреемства и. на основании договора, о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.
Оспариваемыми приказами Росрыболовства, в частности, установлены ограничения рыболовства в Баренцевом море в 2009 году, а именно, приказом от 12.12.2008 N 408-дк/дсп не утверждены квоты добычи (вылова) камчатского краба для осуществления прибрежного рыболовства, а утверждены соответствующие квоты для промышленного рыболовства. При этом приказом Росрыболовства от 19.12.2008 N 432 распределены квоты, в частности, на вылов камчатского краба для осуществления промышленного рыболовства между конкретными пользователями. Водных биоресурсов.
Заявитель, полагая, что оспариваемыми приказами Росрыболовства нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. При этом его доводы сводятся к оспариванию данных приказов только в части распределения квот на вылов камчатского краба в нарушение пунктов 2 и 3 Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.112.2005 N 768.
В силу вышеуказанных норм предусмотрено распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), указанным в пункте 2 Положения, в той последовательности, в которой они перечислены в настоящем Положении, и объем каждого последующего общего допустимого улова применительно к виду квоты определяется по остаточному принципу по отношению к предыдущим. Поскольку квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства указаны в пункте 2 Положения перед квотами для осуществления промышленного рыболовства, то, по мнению заявителя, нераспределение квот на вылов камчатского краба для осуществления прибрежного рыболовства при одновременном распределении таких квот для осуществления промышленного рыболовства, нарушает его права, как организации, имеющей права на вылов камчатского краба при осуществлении прибрежного рыболовства.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции, подробно исследовав порядок определения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, пришел к правомерному выводу об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемыми ненормативными правовыми актами.
Статьей 11 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) установлено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 названного Федерального закона установлено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 1 статьи 26 Закона о рыболовстве установлено, что в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования может быть установлено ограничения рыболовства, в части наложения запрета рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.
Пунктом 2 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству", Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Подпунктом 5.5.13, указанного Положения о федеральном агентстве по рыболовству, за Росрыболовством закреплена функция по установлению ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Следовательно, как верно указано в решении суда первой инстанции, Росрыболовство обладает законными основаниями для установления ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 583 "Об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений" утверждено Положение об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений (далее - Положение).
Указанное Положение устанавливает порядок и сроки определения и утверждения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов для рыбохозяйственных бассейнов и районов промысла во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях (далее - общие допустимые уловы), а также внесения в них изменений. Общие допустимые уловы водных биологических ресурсов исчисляются в тоннах (в том числе для водорослей - из расчета веса сырой массы) и в штуках (для морских млекопитающих, крабов и крабоидов) (пункт 2 Положения).
Пунктом 3 вышеназванного Положения установлено, что общие допустимые уловы ежегодно определяются и утверждаются Федеральным агентством по рыболовству с учетом заключения государственной экологической экспертизы.
Кроме того, пункт 4 Положения устанавливает, что подготовку материалов, обосновывающих общие допустимые уловы, осуществляют научно-исследовательские организации, находящиеся в ведении Федерального агентства по рыболовству.
На основании изложенных норм действующего законодательства Российской Федерации в области рыболовства, а именно постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 583 "Об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений", пунктом 5.5.4. Положения о Росрыболовстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444, приказами Федерального агентства по рыболовству от 01.09.2008 N 131 "Об утверждении Перечня видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" и от 02.10.2008 N 219 "Об утверждении Перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов" 05.12.2008 утвержден приказ Росрыболовства N 382 "Об утверждении общих допустимых улов водных биологических ресурсов на 2009 год".
Указанный приказ принят с учетом заключения экспертных комиссий государственной экологической экспертизы соответствующих материалов, утвержденные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно приказа Ростехнадзора от 14.11.2008 N 801 "Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации "Материалы, обосновывающие объемы общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2009 год". Часть 3 - Беспозвоночные животные и водоросли" экспертная комиссия посчитала обоснованным ОДУ камчатского краба, однако в связи с резким сокращением численности камчатского краба в прибрежной зоне Баренцева моря рекомендуется запретить промысел краба в прибрежной зоне.
Как следует из материалов дела, основанием для издания оспариваемых приказов послужил приказ Росрыболовства от 05.12.2008 N 382 "Об утверждении общих допустимых улов водных биологических ресурсов на 2009 год".
В этой связи, Росрыбловство, исключив из оспариваемых приказов сведения о распределении квот на вылов камчатского краба для осуществления прибрежного рыболовства, фактически осуществила в рамках предоставленных ему полномочий функцию по установлению ограничений рыболовства с целью сохранения водных биологических ресурсов именно в прибрежной зоне.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что Росрыболовством допущены нарушения при издании оспариваемых приказов о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Северного бассейна применительно к пунктам 2 и 3 Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.112.2005 N 768, не имеется, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Заявитель полагает, что рекомендация экспертной комиссии должна быть выполнена Росрыболовством путем установления конкретных районов Баренцева моря, запретных для промысла камчатского краба, а не нарушением установленного порядка распределения ОДУ камчатского краба применительно к видам квот, выразившимся в не распределении ОДУ камчатского краба применительно к квотам для осуществления прибрежного рыболовства. Однако, из экспертного заключения следует, что в нем содержится научно-обоснованная рекомендация на запрет промысла камчатского краба во всей прибрежной зоне, которая была реализована Росрыболовством путем нераспределения квот для осуществления прибрежного рыболовства.
Издание же иного ненормативного акта, ограничивающего вылов камчатского краба в прибрежной зоне при одновременном издании ненормативного акта, предусматривающего распределение квот на такой вылов в порядке, предусмотренном п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.112.2005 N 768, к чему сводится вышеуказанных довод заявителя, приведет к коллизии между указанными актами, что является недопустимым.
Заявитель дополнительно ссылается на необходимость исследования подготовленного ФГУП "ПИНРО" прогноза возможного вылова камчатского краба в 2009 г., а также на необоснованность отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании соответствующего доказательства. Судебная коллегия признает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении соответствующего ходатайства ввиду того, что оспариваемые приказы основываются на государственной экологической экспертизе, проведенной уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя, является правильным. Доводы же приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для его отменены либо изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города от Москвы от 22.06.2009 по делу N А40-34700/09-94-144 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34700/09-94-144
Истец: ЗАО "Севрыбком-1"
Ответчик: Федеральное агентство по рыболовству
Третье лицо: ООО "Северо-западная рыбопромышленная компания-Мурманск", ООО "Северо-западная краболовная компания", ОАО "Североморский Альянс", Комитет рыбной промышленности Мурманской области, ЗАО "Арктиксервис"
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14130/2009