"Компании - как люди. Каждый выбирает свой собственный путь"
(интервью с Н. Зезюлинским, директором по развитию
бизнеса компании "ФОРС - Центр разработки")
"УП": Сфера информационных технологий по темпам своего развития значительно опережает ряд отраслей. Сохранится ли эта тенденция, по-вашему, в дальнейшем и изменится ли структура расходов предприятий на ИТ?
- Действительно, ИТ-отрасль в последние годы растет опережающими темпами по отношению к росту экономики в целом. Можно говорить о сохранении данной тенденции и в будущем, пока рынок не будет насыщен. В Европе и США расходы на автоматизацию составляют от 1 до 3% выручки в год. В России в среднем они не превышают 0, 5%. Соответственно, потенциал для роста еще очень велик. Вместе с тем следует отметить и вторую тенденцию - изменение в структуре ИТ-расходов. Если в мире более половины ИТ-рынка составляют расходы на ПО и ИТ-услуги, то в нашей стране на их долю приходится около четверти. Продажа оборудования по-прежнему является главным источником доходов для ИТ-компаний. Но ситуация постепенно начинает меняться в сторону все большего удельного веса высокотехнологичных услуг в общей выручке компании.
"УП": Каково место ФОРС на отечественном ИТ-рынке?
- Все ИТ-компании можно условно разделить на две категории - "технологические" и "маркетинговые". Первые концентрируют свои усилия главным образом на проведении инновационных исследований и на создании передовых технологий и их последующей коммерциализации. Вторые - на использовании всего арсенала маркетинговых средств для организации дистрибуции готового продукта. Причем подавляющее большинство компаний занимаются поставками как ПО, так и оборудования самых различных вендоров. С этих позиций наша компания занимает уникальное место: как "технологическая" по своей сути, мы осуществляем разработку и поставку исключительно программного обеспечения, причем от одного стратегического партнера - корпорации Oracle. Причем "душой и сердцем" компании являются люди, которые начали заниматься технологиями Oracle задолго до того, как эта корпорация официально пришла в Россию.
"УП": В сфере ИТ, как ни в какой другой, ощущается нехватка квалифицированных специалистов. Как эта проблема решается в вашей компании?
- Готовых специалистов на рынке сейчас действительно крайне мало. Тактика их перекупки у других компаний никуда не ведет и проблему в целом не решает. Единственным следствием такого шага будет лишь повышение их стоимости на рынке труда. Поэтому мы выбрали путь выращивания собственных кадров. Молодые специалисты привлекаются к работе в компании еще со студенческой скамьи, получая знания непосредственно от тех людей, которые справедливо считаются гуру в своей области. Наши профессионалы также преподают в Учебно-консультационном центре ФОРС, где прошли обучение многие сотрудники компании - вчерашние студенты.
"УП": В чем секреты эффективного управления бизнесом: контроль всего и всех, общее руководство при активном делегировании полномочий сотрудникам - или истина, как всегда, где-то посередине?
- Компании - как люди. Каждый выбирает свой собственный путь. Не существует единственно возможного способа эффективного управления - все зависит от типа личности руководителя, от его способа восприятия мира и людей и, соответственно, от тех методов воздействия на них, которые ему ближе. Этим и определяется в итоге корпоративная культура компании. Для ФОРС характерен демократический стиль управления, который основан на признании уникальной ценности каждого сотрудника, наделенного определенной долей свободы, но и несущего вместе с тем персональную ответственность за результаты своего труда.
"УП": Применимы ли к российской действительности западные образцы корпоративных вертикальных иерархических структур с их жестко заданными процедурами взаимодействия сотрудников?
- Опираясь на свой опыт работы в западных компаниях, могу сказать, что все зависит от масштабов бизнеса. При численности сотрудников свыше 250 человек жесткая прописанность деловых процессов, регламентирующих корпоративные взаимоотношения, становится необходимой, иначе огромный организм компании становится неуправляемым. Поэтому - да, мировой опыт применим к российским реалиям.
"УП": Ведение бизнеса по-русски. Существует ли это понятие на самом деле? Насколько сильно отличается российский менталитет от европейского?
- Представление о каком-то "особом", третьем русском пути является в сильной мере преувеличенным. Законы бизнеса везде одни и те же, хотя, действительно, национальные особенности накладывают на них свой неизгладимый отпечаток. Так, для русской ментальности характерна большая эмоциональная окрашенность деловых отношений между людьми.
"Управление персоналом", N 9, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.