г.Москва |
Дело N А40-37004/09-149-196 |
24 августа 2009 г. |
N 09АП-14145/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.08.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2009
по делу N А40-37004/09-149-196 судьи Лукашовой О.В.,
по заявлению ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по городу Москве,
третье лицо Департамент имущества г.Москвы,
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Мустафиной А.Н. по доверенности от 07.07.2009 N 1565, паспорт 73 03 927636,
представителя ответчика Граф М.П. по доверенности от 15.04.2009 N 8840/09, удостоверение ТОN 009144,
представителя третьего лица Благодатовой М.Е. по доверенности от 02.03.2009 N Д-09/5473,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2009, принятым по данному делу, удовлетворены требования ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 05.03.2009 N 04/007/2008-639 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления заявителя на недвижимое имущество в виде нежилого помещения по адресу: г.Москва, ул.Таганрогская, д.25, общей площадью 30,3 кв.м.
Суд также обязал ответчика произвести государственную регистрацию права оперативного управления ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" на недвижимое имущество в виде нежилого помещения III, на 1-ом этаже, комн. N 8, 9, 10, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: г.Москва, ул.Таганрогская, д.25.
Обосновывая данное решение, суд первой инстанции указал на то, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в регистрации права хозяйственного ведения Учреждения на часть здания, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя соответствующего права на данный объект недвижимости. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ УФРС по Москве не соответствует требованиям ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы Учреждения.
Не согласившись с данным решением, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя. При этом податель жалобы ссылается на то, что ответчик правомерно отказал Учреждению в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации прав. По мнению ответчика, осуществление государственной регистрации права оперативного управления заявителя на объект недвижимости, площадью 30,3 кв.м. возможно только после проведения процедуры, связанной с формированием нового объекта недвижимости.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Считает, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления объектами недвижимого имущества не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представитель Департамента имущества г.Москвы в судебном заседании также поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании изложенные в апелляционной жалобе доводы и требования, представителей заявителя и третьего лица, не согласившихся с доводами жалобы и поддержавших решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, на основании Распоряжения Департамента имущества г.Москвы от 31.08.2007 N 2993-р между Департаментом имущества г.Москвы и ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" был заключен контракт от 04.05.2008 N 05-00038/08.
В соответствии с указанным контрактом ДИГМ передал Учреждению на праве оперативного управления для использования под служебные цели находящийся в собственности г.Москвы объект недвижимого имущества - нежилое помещение III на 1-ом этаже, комнаты N 8, 9, 10, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: г.Москва, ул.Таганрогская, д.25 (л.д.13).
ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением от 15.09.2008 N 77-77-04/007/2008-639 о государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на названный объект недвижимости.
Решением Управления Федеральной регистрационной службы по Москве N 04/007/2008-639 от 05.03.2209 заявителю было отказано в государственной регистрации права оперативного управления объектом недвижимого имущества - нежилым помещением III на 1-м этаже, комнаты N 8, 9, 10, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: Москва, ул. Таганрогская, д.25, на основании абз. 4, абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д.30).
В обоснование оспариваемого отказа УФРС по Москве указывает на то, что в ЕГРП открыт раздел, содержащий запись об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, ул.Таганрогская, д.25, общей площадью 533,50 кв.м. Следовательно, осуществление государственной регистрации права оперативного управления объектом недвижимости по тому же адресу, площадью 30,3 кв.м., возможно только после проведения процедуры, связанной с формированием нового объекта недвижимости, и, соответственно, формирования нового раздела ЕГРП. То есть для передачи объекта в оперативное управление необходимо внести соответствующую запись, в рассматриваемом случае - о разделении объекта, связанную с формированием отдельного раздела в ЕГРП.
Таким образом, по мнению ответчика, в УФРС по Москве не были представлены соответствующее заявление правообладателя, а также документы об уплате государственной пошлины за совершение данных регистрационных действий.
Считая означенное решение ответчика незаконным и необоснованным, ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый отказ УФРС по Москве в государственной регистрации права оперативного управления заявителя спорным объектом недвижимого имущества не соответствует требованиям ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы Учреждения.
В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в числе которых:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Вместе с тем в силу абз.2 п.2 ст.17 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" для государственной регистрации права оперативного управления нежилым помещением III на 1-м этаже, комнаты N 8, 9, 10, общей площадью 30,3 кв.м., по адресу: Москва, ул.Таганрогская, д.25, представило УФРС по Москве полный комплект надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом право оперативного управления возникло у Учреждения на основании упомянутого выше Распоряжения Департамента имущества г.Москвы от 31.08.2008 N 2993-р, согласно которому ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" передано в оперативное управление нежилое помещение по адресу: Москва, ул.Таганрогская, д.25, общей площадью 30,3 кв.м.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем недвижимым имуществом, так и его частью.
Из материалов дела, в частности из акта приема (передачи) нежилого помещения, находящегося в собственности города Москвы (л.д.22), следует, что на объект недвижимости, расположенный по адресу: Москва, ул.Таганрогская, д.25, общей площадью 30,3 кв.м., зарегистрировано право собственности города Москвы.
В силу ч.1 ст.131 и ч.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ наличие зарегистрированного права собственности города Москвы на весь объект недвижимости, общей площадью 533,50 кв.м., не исключает возможности передачи и регистрации права оперативного управления на часть нежилых помещений, в частности объектов недвижимого имущества, площадью 30,3 кв.м., находящихся в этом же здании.
Вместе с тем выделенное нежилое помещение не является вновь созданным недвижимым имуществом согласно ст.219 Гражданского кодекса РФ, поскольку физически новый объект недвижимости не создан.
Согласно п.9 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества в вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. При этом законом не предусмотрена обязанность повторной регистрации права на отдельные части объекта.
Таким образом, УФРС по Москве при выделении объекта недвижимости должна внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав, а также совершить другие необходимые действия без дополнительного представления собственником заявлений о государственной регистрации прав на отдельные части объекта недвижимости, прекращении права собственности на первоначальный объект недвижимости и уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным апелляционным судом не принимается как неправомерный довод ответчика о том, что осуществление государственной регистрации права оперативного управления заявителя на объект недвижимости площадью 30,3 кв.м. возможно только после проведения процедуры, связанной с формированием нового объекта недвижимости (оформлением соответствующих документов на вновь созданный объект недвижимости и т.д.).
Кроме того, данный довод УФРС по Москве относится не к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий, предусмотренным Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а к порядку заполнения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который установлен Правилами ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.
Нельзя признать правомерной и ссылку ответчика в оспариваемом отказе в государственной регистрации права оперативного управления спорным объектом недвижимого имущества на непредставление Учреждением документа об уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий.
Следует учесть, что согласно п.4.1 ст.333.35 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, государственная пошлина не уплачивается.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, следует сделать вывод о том, что оспариваемое решение ответчика об отказе в государственной регистрации не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы Учреждения.
В соответствии с п.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Москве в государственной регистрации права оперативного управления ГУ г.Москвы "ИС района "Люблино" объектом недвижимого имущества - нежилым помещением III на 1-м этаже, комнаты N 8, 9, 10, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: Москва, ул.Таганрогская, д.25, подлежит признанию незаконным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2009 по делу N А40-37004/09-149-196 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37004/09-149-196
Истец: ГУ г. Москвы "ИС района "Люблено""
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3197/10
30.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3196/10
10.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3197/10
30.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12650-09
24.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14145/2009