Что нового на московском рынке труда финансовых специалистов?
Одна из важных функций кадрового агентства по-прежнему состоит в том, чтобы давать своим клиентам достаточно точную картину рынка в интересующих его срезах. Дополнительной трудностью анализа остается неоднозначность соответствия названий должностей и функционала. Даже если не рассматривать крайние ситуации, когда какая-нибудь небольшая компания может иметь в своем составе всего человек десять, но все директора: директор по персоналу, финансовый директор, коммерческий директор, директор по маркетингу, IT-директор, административный директор и т.п. Небольшая компания использует этот способ, чтобы удержать людей, которым лестны пышные титулы на визитках. Эти начальники без подчиненных, как полководцы без армии, не получают навыков управления и решения масштабных задач, но в таком явном случае трудности могут возникнуть только у самих работников, если им начинает казаться, что они действительно соответствуют такому условному названию должности.
В конкретных случаях могут быть особенности, но в целом рынок уже вполне придерживается единого понимания функционала. Так, можно смело ориентироваться на то, что ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР/ЗАМЕСТИТЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА имеют следующие должностные обязанности:
формирование и управление финансовым департаментом компании;
определение финансовой политики компании, разработка и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости;
управление финансами, исходя из стратегических целей и перспектив развития компании, по определению - источников финансирования;
анализ и оценка финансовых рисков, обеспечение контроля за соблюдением финансовой дисциплины;
формирование налоговой политики компании, налоговое планирование и оптимизация налогообложения, совершенствование учетной политики, экономико-правовой анализ (due diligence) объектов потенциальных инвестиций;
регулирование соотношения собственного и заемного капиталов;
руководство составлением перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов всех департаментов и подразделений компании, обеспечение контроля их выполнения;
организация разработки информационной системы по управлению финансами в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, контроль достоверности и сохранности конфиденциальности информации.
А должностные обязанности ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖЕРА похожи, но при этом существенно более ограниченны в плане управленческих навыков и масштабности задач:
анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
управленческий учет и отчетность;
бюджетирование;
расчет себестоимости услуг, ценообразование;
разработка нормативной и методической документации, регламентирующей деятельность финансового отдела;
составление ТЗ по автоматизации управленческого учета;
оперативное управление финансовыми ресурсами.
Главный бухгалтер должен:
в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет. Возможно частичное ведение управленческого учета или сбор и предоставление сведений для управленческого учета и отчетности;
вести руководство бухгалтерией (если есть подчиненные);
осуществлять участие в аудите и налоговых проверках. Постановка задач IT департаменту для автоматизации учета.
Несколько выбранных позиций связаны с тем примером по оплате труда, к которому мы переходим. В Москве сейчас цену действительно диктует рынок. Причем заметное увеличение спроса, которое выражается в том, что кандидаты получают на порядок больше предложений, чем прежде (такую ситуацию принято называть "рынком кандидатов"), а компании стремятся удержать имеющихся работников, что приводит к значительному снижению числа ищущих новую работу, ведет к быстрому росту рыночной цены. Сегодня стандартный функционал финансового директора оценивается от $ 4500 ежемесячного оклада (не считая бонусов и компенсаций). И работодатель должен отдавать себе отчет, что на меньшие деньги он может получить либо финансового менеджера (реальный диапазон от $ 2500 до 5000), либо главного бухгалтера с потенциалом финансиста (от $ 2500). Это не значит, что компания получит нечто второсортное. Просто нужно понимать, что такой кандидат обладает навыками, умениями, а главное - необходимым потенциалом и готовностью учиться, а работодателю следует осознать, готов ли он идти на определенные риски по отношению к такому кандидату.
Средняя стоимость финансовых директоров на рынке составляет порядка $ 4500-10 000 в окладной части. Причем, учитывая обилие предложений, следует помнить, что кандидаты придирчиво выбирают компанию. В том числе возникает и проблема репутации компании как работодателя. Поэтому компании все чаще стали заботиться о своем облике работодателя, чтобы быть привлекательными на конкурентном рынке. И именно здесь мы можем увидеть новую роль кадровых агентств - в качестве помощи в объективной оценке репутации компаний, а также в создании и распространении необходимого образа работодателя.
Также при выборе компании очень важно совпадение принятого в организации стиля отношений (корпоративной культуры) c личными ценностями кандидата. Зачастую достаточно трудно понять, какова на самом деле культура данной компании. В этом смысле хорошее кадровое агентство может сослужить добрую службу, ведь при проработке заказа непременно проговаривают и выясняют все необходимые детали. Консультант, даже если он не вправе озвучивать определенные нюансы, может точнее оценить наличие или отсутствие такого совпадения.
Кстати, чем сильнее проявляется дефицит хороших кандидатов на рынке, тем реже возникают дискриминационные требования. Если раньше работодатели часто хотели видеть на финансовых топ-позициях только мужчин, то теперь среди самых высокооплачиваемых кандидатов все больше женщин, которые в полной мере признаны профессиональным сообществом.
Тут пора сказать о том, за что именно на финансовом рынке платят самые большие деньги.
Это специалисты, которые могут подготовить компанию к выходу на IPO, поскольку все больше крупных российских компаний хотят стать публичными.
Наличие международных сертификатов: АССА*(1), CFA*(2), CFM*(3), MBA (только наиболее признанных и престижных), которые стали все чаще востребованными в крупных компаниях.
Опыт внедрения современных ERP-систем (SAP, Navision, Axapta, Oracle и т.п.) уже становится правилом, а не исключением.
Совершенно особые требования выдвигает сегодняшний рынок к специалистам по корпоративным финансам. Здесь особенно важными будут являться для работодателя известное имя, прочные связи в профессиональной среде и с "сильными мира сего", которые позволяют привлекать инвесторов, находить нужные схемы финансирования через различные финансовые институты (включая инвестиционные и венчурные фонды), грамотно работать с российскими и зарубежными банками.
Все больше проявляется потребность в подобных топ-менеджерах, и все выше ожидания кандидатов, соответствующие рынку. Так, кандидат, имеющий успешный опыт в вышеуказанных областях, может рассчитывать на $ 200 000-300 000 в год в окладной части + опцион + проценты от привлеченных инвестиций + серьезные бонусы. И компании стремятся привлечь кандидатов наиболее интересными предложениями именно в этой "внеокладной" части.
Поскольку именно имя и репутация профессионала высокого класса определяют его ценность, то такие профессионалы все более "трепетно" относятся к репутации компании, с которой связывают свою судьбу. Им неинтересны компании, не стремящиеся к цивилизованному бизнесу, не планирующие достаточно высокую степень прозрачности. И деньги не могут компенсировать отсутствие подобных перспектив. Более того, случается, что кандидат самого высокого уровня может пойти на снижение своих материальных притязаний ради очень интересных задач, опыта, который украсит его послужной список.
Для работника любого уровня большое значение имеет адекватное представление о том, сколько он стоит на рынке. Кстати, чем острее борьба за хороших работников и конкуренция на рынке, тем типичнее становится ситуация, когда человека "перекупают" по явно завышенной цене. Иногда это делает собственный работодатель, чтобы не отпустить нужного ему в этот момент человека, собравшегося уходить на другую работу. Такие завышенные по сравнению с реальной рыночной стоимостью предложения создают иллюзию у работника, а его столкновение с реальностью неизбежно и может оказаться очень болезненным. Поэтому приход на собеседование в кадровое агентство может принести немалую пользу, даже если обсуждаемая позиция по каким-то причинам не подошла. Кадровое агентство дает возможность узнать свою реальную рыночную цену.
На рынке труда много специалистов с финансовым образованием и опытом работы. Но те, кто сталкивались с проблемой найма, знают, что подобное изобилие не упрощает, а усложняет задачу. Она требует все более высокого профессионализма. К примеру, в "ВИЗАВИ Консалт" консультанты имеют, как правило, профильное образование или опыт работы, следят за изменениями в законодательстве, читают профессиональную литературу - все это позволяет хорошо понимать обсуждаемые профессиональные проблемы. Кстати, проверка профессиональных знаний в области бухгалтерии проводится с высокой степенью объективности: составленный экспертами агентства тест не только постоянно обновляется, чтобы учитывать все появившиеся изменения, но и модифицируется под конкретную вакансию в соответствии с пожеланиями компании-заказчика.
О. Петрова,
заместитель генерального директора КА "ВИЗАВИ Консалт"
"Управление персоналом", N 9, май 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Британский сертификат Ассоциации сертифицированных бухгалтеров Association of Chartered Certified Accountants). Для получения степени АССА необходимо сдать 14 экзаменов, которые делятся на три уровня сложности. Для получения квалификации АССА необходимо иметь трехлетний опыт работы.
*(2) В США заверять финансовую отчетность имеют право только обладатели степени CFA. Именно поэтому многие американские компании требуют, чтобы она была у главных бухгалтеров и финансовых директоров их российских дочерних фирм и филиалов. CFA (Chartered Financial Analyst) - сертифицированный финансовый аналитик. Это одно из наиболее авторитетных званий специалистов в области финансов и инвестиций, которое выдается Ассоциацией инвестиционного управления и исследований (Association for Investment Management and Research, AIMR) - международной неправительственной некоммерческой организацией, объединяющей десятки тысяч финансовых специалистов.
*(3) Сертифицированный финансовый менеджер (Certified in Financial Management). Необходимо сдать четыре экзамена, причем на 110 вопросов дается всего 3 часа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.