Как найти свое агентство?
В этой небольшой статье отражен десятилетний опыт сотрудничества с различными кадровыми агентствами. Поэтому я буду отталкиваться не от рекламных посланий агентств, а от хорошей и плохой статистики взаимоотношений. Прежде всего, я не могу утверждать, что нам повезло или, наоборот, не повезло. Руководимая мною компания успешно и не очень "поработала" более чем с 20 кадровыми агентствами. Пожалуй, свой опыт я определю в виде советов.
Совет первый
Выбирая кадровое агентство, вначале четко определитесь, почему вы не можете обойтись собственными силами, - в зависимости от этого стоит обращаться в то или иное агентство. Если вам срочно надо создать фирму с нуля, то тогда стоит обратиться сразу в несколько агентств.
Совет второй
Не устраивайте тендер на замещение вакансий среди агентств. То, что они этого не любят и называют "тараканьими бегами" или "крысиными гонками", - это еще полдела. А вторая половина состоит в том, что, как правило, они будут присылать вам одних и тех же кандидатов. Если вы сами не смогли найти их на рынке, то работающих хороших кандидатов раз-два и обчелся. Соревнования между агентствами вы можете себе позволить, когда станете маститым заказчиком.
Совет третий
Выделите не более двух часов в день на общение с консультантами кадровых агентств и определите им границу времени, когда можно вам звонить. В 1997 г. был случай, когда четверо моих внутренних рекрутеров большую часть времени тратили на общение с кадровыми агентствами всего по семи вакансиям.
Совет четвертый
Не поленитесь в договоре с агентством прописать все требования к кандидатам. В цивилизованных странах, например в Англии, мои знакомые бизнесмены платят деньги кадровым агентствам по договору не за факт выхода на работу кандидата, а за факт поставки оговоренного числа кандидатов (как правило, не более четырех). Такое возможно, если четко прописано, чего вы хотите, и агентство даже не подумает поставить вам кого-то, не соответствующего требованиям. В моей практике было несколько таких неудачных случаев в России, когда на должность бухгалтера агентство мне предложило взять 72-летнего человека (вы же не оговаривали возраст?!). Вообще, российская привычка все решать по понятиям приносит очень много проблем. Одно закрытие вакансии секретаря чего стоит!
Совет пятый
Не поленитесь отправить сотрудника в офис агентства. Причину всегда можно найти. Если офис в трех километрах от метро и если вам повезло и вы добрались, вас встретит заспанный секретарь, запущенность и неприглядность офиса при цене 30% годового оклада за кандидата, то я желаю вам успеха!.. Хотя в моей практике бывали случаи, когда одно небольшое агентство - директор и два консультанта - закрыли мне за год около 10 вакансий, причем люди работают до сих пор. В этом агентстве не было фирменных ручек, бланков, даже визиток, но консультанты очень любили свое дело. Но, качественно работая, агентство обзавелось двумя десятками клиентов и, что называется, "забурело" - это пролог к совету шестому.
Совет шестой
Люди и компании меняются, помните об этом! Слава портит человека! Когда я в вышеупомянутое агентство обратился через пару лет, будучи руководителем уже другой компании, они, конечно, были рады, но что-то не так, как раньше. Обилие молодых консультантов, которые не знали истории агентства, не знали о том, что когда-то 80% заказов были моими, раскрыло мне совершенно чужую, холодную фирму с обезличенным приемом заказов. Особенно поразил меня тот факт, что после приема заказа девушкой, назовем ее Наташей, мне позвонила другая сотрудница, скажем, Света, и, не сказав, что теперь она вместо Наташи, которая уволилась, попросила еще раз прислать требования к кандидату. Мне сразу стало жалко двух часов времени, потраченных на беседу с Наташей. Но когда через неделю позвонила Надежда и сказала, что она вместо Светы, я обратился в другое агентство.
Совет седьмой
Если вам нужны узкие специалисты, то потрудитесь выяснить, какое агентство специализируется на этом рынке. Умные агентства отслеживают переходы и рост хороших кандидатов очень тщательно. Они же могут сориентировать вас по зарплатам.
Совет восьмой
С новым агентством заключайте договор на годовую замену кандидатов - это будет дороже, но безопаснее. У меня был случай, когда в одном достаточно крупном агентстве я заказал подбор руководителя HR-службы. Кандидатами меня "закидали" в буквальном смысле этого слова, но все они были бывшие HR-ы крупных торговых домов, хотя в заказе я прописал, что требуются кандидаты, только имеющие опыт работы в производственной компании. Но это ладно, в договоре были прописаны две замены, и кандидат считался вышедшим на работу, если он проработал три дня. Последний кандидат оказался на удивление великолепным, но уволился ровно через три месяца и пару дней сразу после окончания гарантийного срока. Не составило большого труда выяснить, что этот "кандидат" "работает" в разных компаниях по направлению этого агентства примерно те же три месяца. Я не буду назвать это агентство, поскольку недавно оно закрылось. Но не стоит забывать, что отцы-основатели могли реинкарнироваться, - не исключено, что сейчас кто-то с ними работает. Кстати, недавно руководитель HR-службы одной из крупнейших страховых компаний выходил на месяц на работу по просьбе кадрового агентства, которое направляло его в крупную торговую компанию. Вот именно так - на замену, до гарантийного срока. Никаких дивидендов, кроме заботы о будущем, ему не было обещано. На основной работе он взял отпуск. Конечно, вряд ли это система, но: бывает.
Совет девятый
Женщины-консультанты кадровых агентств лучше поймут ваши задачи, чем мужчины.
Совет десятый
Не вздумайте "кинуть" кадровое агентство, не заплатив ему за услуги. Я знал одного "умника" который заключал договоры на дочерние компании, а кандидатов принимал на работу на основное производство: С кадрами у него очень быстро дела стали идти еще хуже.
Совет одиннадцатый
За дополнительную плату агентство может проверить благонадежность кандидата, что будет нелишним для ряда позиций.
Совет двенадцатый
Как же найти свое агентство? Мой опыт подсказывает, что лучше всего, как это у нас часто бывает, пользоваться советами коллег и приятелей. А что касается исследований и рейтингов, в том числе и журнала, то я их использовал лишь для того, чтобы определить наличие и стабильность агентства на рынке.
Мне не раз предлагали заключить договор агентства, показывающие в качестве доказательства своей эффективности размеры полосы своей рекламы в газетах вакансий. В своих офисах они категорически не хотели нас принимать...
А. Марченко
"Управление персоналом", N 9, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.