Итоги V исследования рынка рекрутмента г. Москвы,
проводимого журналом "Управление Персоналом"
(в V исследовании рынка труда г. Москвы приняло участие 1200 фирм, большинство из которых являются лидерами российской экономики)
В предыдущем номере (N 8, 2006) мы опубликовали результаты исследования в части оценки респондентами эффективности "работных" СМИ (газеты и сайты). Среди газет на вершине Олимпа по-прежнему находится "Работа для вас" - у нее, по данным нашего исследования (респондентами которого являются, напомним, клиенты кадровых агентств), больше всего пользователей.
Журнал "Работа & Зарплата" вплотную приблизился к газете "Работа для вас" по количеству пользователей и впервые немного обогнал ее по эффективности (подробнее см. N 8 или на сайте www.top-personal.ru).
Итак, в V исследовании приняло участие более 1200 респондентов, среди которых руководители и HR-директора, а в некоторых случаях - даже бухгалтеры крупнейших московских компаний-работодателей.
Всем им выражаем огромную благодарность и признательность за терпение и труд, результаты которого мы сейчас можем оценить!
Все наши респонденты являлись или являются клиентами кадровых агентств. Напомним, что в начале исследования ежегодно большинство кадровых агентств предоставляют нам свои клиентские списки. Этот факт значительно ускоряет и облегчает работу наших маркетологов - не только в части поиска контактной информации и конкретных персоналий, а прежде всего - и более всего - в доброжелательном отношении респондентов.
Специфика работы кадровых агентств такова, что иногда они боятся "засветить" своего заказчика. Например, во время выставки "Персонал Москва 2006" к нашему стенду подошла директор одного успешного кадрового агентства и сообщила, что в этом году ее агентство не смогло предоставить нам имя и телефон одного крупнейшего заказчика, на которого они работали целый год, поскольку он не доступен ни для кого, находясь в постоянных международных перелетах - у него заводы, пароходы: А оценить их работу может только он. Агентство закрыло ему около 30 вакансий, но, увы, в результаты исследования они не попадут.
Ряд агентств не предоставляет нам клиентские списки, бережно охраняя имена своих эксклюзивных клиентов. Некоторые из числа тех, кто предоставляет списки, не включают в них ряд своих эксклюзивных клиентов, опасаясь утечки информации. Но за 5 лет нашего исследования не было ни одного подобного случая! Поэтому V исследование не может, разумеется, претендовать на стопроцентную полноту: у многих кадровых агентств абсолютно полные данные итогов работы за 2005 г., а у некоторых - частичные.
Абсолютное число компаний, которые работали с кадровыми агентствами в 2005 г., значительно выросло - на 20-25%.
В то же время около 30% фирм из числа тех, кто работал с кадровыми агентствами в 2004 г., отказались от сотрудничества. Среди основных причин отказа: дороговато - 40%, низкое качество сервиса и персонала - 25%, сменился HR-менеджер - 20%, другие причины - 15%.
В то же время агентства без работы не остались, более того - в 2005 г. они отыскали себе еще клиентов. Таким образом, ежегодно растет процент фирм, работающих с кадровыми агентствами. И, разумеется, количество закрываемых вакансий. Процесс пошел, как говорил когда-то М. Горбачев.
В V исследовании появились названия новых кадровых агентств, которые легко и стремительно вошли в когорту стабильных московских компаний. Мы условно определили их число цифрой 73, использовав для этого наши данные о количестве клиентов, которых нам удалось найти.
В Интернете же можно найти рекламу 1132 кадровых агентств. Мы, честно говоря, не знаем, что это за компании; возможно, часть из них - это консалтинговые и тренинговые фирмы, которые заодно оказывают услуги подбора персонала для своих клиентов.
Все более громко заявляет о себе новая тенденция: кадровые службы крупных холдингов выделяются в отдельные фирмы, "шифруются" под кадровые агентства, как мы понимаем, с двумя целями. Первая - принимать новых работников на принципах заемного труда. Несмотря на то что российский Трудовой кодекс этого не позволяет делать, бизнес, как известно, напоминает воду, и такое кадровое агентство заключает со своей "мамой" договор на оказание каких-то услуг, а для выполнения оных направляет сотрудников на работу в головной офис. Числятся они в агентстве, где и получают зарплату. Вторая цель - используя базу кандидатов и технологии отбора, попробовать заработать на этом. Таким образом, кадровая служба может стать самоокупаемой, перестав быть затратным подразделением. Неплохо, не правда ли? Некоторым это удается, остальные "барахтаются, как лягушка в молоке".
В этом году мы сознательно отказались от привычного деления агентств на ценовые группы. А в далеком 2001 г. у нас было целых три нишевых группы. В исследовании за 2004 г. не нашлось ни одного кадрового агентства, кто бы захотел позиционироваться в третьей нишевой группе (10% годового оклада). В этом году мы даже не стали мучиться, спрашивая агентства об их позиционировании. Поскольку в течение всего 2005 г. в приватных беседах с директорами кадровых агентств нам вежливо намекали, что теперь цена заказа зависит от его сложности, количества вакансий, требований к кандидатам и т.д. Это новое явление для нашего рынка, может, немного неприятное для "дорогих" кадровых агентств, но факт есть факт: за 10% годового оклада уже мало кто готов работать.
Итак, подводя итоги V исследованию столичного рынка рекрутмента, следует отметить, что бессменным лидером по-прежнему является компания "Анкор", у которой, по нашим данным, 129 клиентов и закрыто 629 вакансий. Средний балл по 10-балльной шкале за профессионализм и качество персонала фантастически высок на фоне такого объема. Одно дело работать с десятком клиентов и досконально знать каждого, так же как и проследить за своими консультантами. И совсем иное дело, когда у вас десятки клиентов, а то и тысячи кандидатов. Но сенсация все же состоялась. Впервые за последние 5 лет Группа "Консорт" ("БЛМ-Консорт", "А-Класс Рекрутмент", "Консорт-Петербург", "Консорт ЕС") практически приблизилась к бессменному лидеру. Причем оценки респондентов великолепны! Успех Группы "Консорт" обеспечил и яркий взлет одного из ее подразделений - компании "А-Класс Рекрутмент" (интервью с Е. Булкиной, руководителем "А-Класс Рекрутмент", открывает этот номер).
"Управление персоналом", N 9, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.