Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 августа 2009 г. N 09АП-12211/2009
г. Москва |
Дело N А40-96715/08-117-475 |
"24" августа 2009 г. |
N 09АП-12211/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" августа 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "24" августа 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А.
судей Седова С.П., Катунова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "НК "Роснефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 апреля 2009 года
по делу N А40-96715/08-117-475, принятое судьёй Матюшенковой Ю.Л.
по заявлению ОАО НК "Роснефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Степанов А.Г. по доверенности от 29.12.2008г. N СБ-404/Д; Цай К.Б.Х по доверенности от 25.06.2009г. N СБ-167/Д; Гаджиев М.Г. по доверенности от 29.06.200г. N СБ-180/Д
от заинтересованного лица: Грибков И.С. по доверенности от 16.02.2009г. N 48; Кузнецова Н.С. по доверенности от 09.12.2008г. N 165
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания " Роснефть" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 с заявлением о признании недействительным решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 25.09.08г. N 52-17-14/827-1 в части отказа в возмещении 509 525 675 руб. и предложения внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета; N 52-17-14/827-2 в части предложения внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 509 525 675 руб., мотивируя требования тем, что обществом обоснованно применены налоговые вычеты при приобретении у поставщиков работ и услуг, не связанных с реализацией товаров на экспорт, с выделением ставки НДС 18%.
Решением от 23 апреля 2009 г. Арбитражного суда г.Москвы в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованное выставление заявителю счетов-фактур с выделением ставки 18%, поскольку приобретенные работы и услуги были связаны с экспортом и подлежали обложению по ставке 0%.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проведения камеральной налоговой проверки за 1 квартал 2008 г. ОАО "НК "Роснефть" Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 были приняты решения от 25.09.08г. N 52-17-14/827-1 и N 52-17-14/827-2, содержащие приложение N 1 (налоговые вычеты по работам, связанным с транспортировкой грузов за пределы таможенной территории РФ) и приложение N 2 (агентские услуги), в которых дан расчет сумм налога со ссылками на счета-фактуры, поставщиков, даты помещения товара под таможенный режим экспорта.
Правильность изложения в приложениях фактических обстоятельств налогоплательщиком не оспаривается.
Заявитель оспаривает выводы ответчика о необоснованности применения налоговой ставки 18% и налоговых вычетов по следующим работам и услугам:
- перекачка нефти и нефтепродуктов по системам трубопроводов (ОАО АК "Транснефть", ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт");
- перевалка нефти (ООО "РН-Архангельсткнефтепродукт", ЗАО "ТНП-Транском");
- транспортная экспедиция (ЗАО "Юкос-Транссервис", ООО "Дальнефтетранс", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Совфрахт", ЗАО "Импэкс-Плюс", ООО "Трансойл", ООО "Ново-Сервис", ЗАО "Юкос-РМ", ЗАО "НефтеТрансСервис");
- агентские услуги по организации транспортировки (ЗАО "НефтеТрансСервис", ОАО АК "Транснефть", ООО "Компания "Импэкс- Плюс", ЗАО "ТНП-Транском", Триэрсервис, ЗАО "Юкос-Транссервис", ООО "Транссервис");
- услуги по организации и управлению отгрузками (ЗАО "ЮКОС-Транссервис");
- услуги таможенного брокера (ЗАО "Карго Процессинг Системе");
- агентские услуги по сертификации (Московская внешнеэкономическая ассоциация, ТПП Самарской области).
Исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку не подтверждается обоснованность заявления к вычету НДС, указанного в счетах-фактурах перечисленных организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: 1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса; 2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, услуги по транспортировке экспортируемых товаров подлежат обложению НДС по ставке 0% в силу прямого указания закона.
Право на применение ставки 0% связано с фактом оказания услуг в отношении товаров, вывозимых за пределы территории РФ.
Применение в отношении услуг по транспортировке экспортированных товаров налоговой ставки 18% не может быть признано обоснованным по следующим обстоятельствам.
Из приложения к решению усматривается, что счета-фактуры на эти услуги выставлены после помещения товаров под таможенный режим экспорта, т.е. после оформления временной ГТД.
Порядок помещения товаров под таможенный режим экспорта регулируется нормами Таможенного кодекса РФ.
Статьей 138 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что в случае периодического декларирования российских товаров в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия российских товаров с таможенной территории РФ - полная таможенная декларация.
В Письмах ФТС России от 14.06.2007 N 01-18/22152, от 19.02.2007 N 01-18/6150 также указано, что товар считается помещенным под таможенный режим экспорта с момента оформления временной грузовой таможенной декларации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении от 04.03.2008 N 16581/07 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании российских товаров осуществляется на основании временной декларации. Особый порядок определения дня помещения товаров под таможенный режим при использовании декларантом при вывозе товаров с таможенной территории РФ временной грузовой таможенной декларации не предусмотрен.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Согласно положениям ст. ст. 168, 169 НК РФ при реализации услуг по транспортировке дополнительно к цене реализуемых услуг перевозчик обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей ставки - 0 процентов. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиком. Следовательно, с учетом положений пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ применение налогоплательщиком к операциям по реализации услуг по транспортировке экспортированных товаров ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную ставку налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или к возмещению. Подпунктом 10 п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено указание в счете-фактуре налоговой ставки, п. 11 - указание суммы налога, определяемой исходя из применяемых налоговых ставок.
Поскольку в представленных счетах-фактурах указаны налоговые ставки, не соответствующие размерам налоговой ставки, установленной подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, то судом первой инстанции они обоснованно признаны не соответствующими требованиям подпунктов 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ и не являющимися основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Довод заявителя о том, что дата выпуска товара на временных таможенных декларациях не может определять необходимость применения ставки 0 процентов, поскольку для подтверждения права на применение ставки 0 процентов при реализации товара трубопроводным транспортом в соответствии с положениями ст. 165 НК РФ в налоговый орган должна быть представлена полная таможенная декларация, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормы ст. 165 НК РФ регулируют порядок представления документов для подтверждения обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0%, поэтому в данном случае имеют значение для поставщиков. Для заявителя момент оформления полной ГТД не имеет правового значения для подтверждения права на применение налоговых вычетов.
Данный довод исследовался также в рамках дела N А40-49292/07-151-322 по заявлению ОАО "Газпром нефть". При этом доводы налогоплательщика признаны необоснованными судами первой и апелляционной инстанций. С выводами судов согласился Федеральный арбитражный суд Московского округа (постановление от 19.09.2008 N КА-А40/8418-08). Аналогичную позицию занял ФАС МО в постановлении N КА-А40/432-09 от 18.03.09.
С учетом изложенного, суд признает неправомерным применение налоговой ставки 18% по услугам транспортировки ОАО АК "Транснефть", ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт".
В силу вышеприведенных норм закона оказание услуг по перевалке нефти (ООО "РН-Архангельсткнефтепролдукт", ЗАО "ТНП-Транском") подлежит обложению по налоговой ставке 0%, а не 18%. Перевалка названа в ст. 164 НК РФ как вид услуг, по которым применяется нулевая ставка, счета-фактуры датированы после помещения товара под таможенный режим экспорта.
Довод заявителя о том, что услуги оказаны на территории РФ, и в процессе их оказания не производился непосредственный вывод за пределы территории РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из закона не следует обязательная связь оказанных услуг с непосредственным вывозом товаров в процессе оказания этих услуг. Перевалка производилась в отношении нефти, помещенной под таможенный режим экспорта, в связи с чем услуга необоснованно обложена налогом по ставке 18%.
Услуги транспортной экспедиции (ЗАО "Юкос-Транссервис", ООО "Дальнефтетранс", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Совфрахт", ЗАО "Импэкс-Плюс", ООО "Трансойл", ООО "Ново-Сервис", ЗАО "Юкос-РМ", ЗАО "НефтеТрансСервис") подлежат обложению по ставке 0% в силу прямого указания закона при наличии их связи с реализацией товаров на экспорт. Такая связь в данном случае имеет место. Услуги были оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Ссылки заявителя на письма Минфина России не могут быть приняты судом, поскольку письма не могут изменять закон. Применение ставки 0% не связано с непосредственной реализацией товаров на экспорт в процессе оказания услуги транспортной экспедиции.
Агентские услуги по организации транспортировки (ЗАО "НефтеТрансСервис", ОАО АК "Транснефть", ООО "Компания "Импэкс-Плюс", ЗАО "ТНП-Транском", Триэрсервис, ЗАО "Юкос-Транссервис", ООО "Транссервис") подлежат обложению по ставке 0% в силу их прямой и непосредственной связи с услугой по транспортировке и реализацией товара на экспорт. Исходя из условий договоров, заключенных с этими поставщиками, они приняли на себя обязанность по организации транспортировки груза, поставляемого заявителем на экспорт. Услуги по транспортировке и по организации транспортировки неразрывно связаны друг с другом, в связи с чем услуги по организации транспортировки экспортированного товара непосредственно связаны с экспортом, подпадают под действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Применение ставки 18 % не соответствует этой норме.
Услуги по организации и управлению отгрузками (ЗАО "ЮКОС-Транссервис") не подлежат обложению по ставке 18% в силу их характера. Из договоров ЗАО "ЮКОС-Транссервис" с заявителем следует, что поставщик принял на себя обязанности совершать действия по оплате перевозки на экспорт продуктов нефтепереработки по территории РФ, стран СНГ и Балтии, оказывать услуги по формированию пакета документов, необходимых для сопровождения отгрузок на экспорт.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень услуг, по которым подлежит применению налоговая ставка 0%, не является закрытым. Для применения нулевой ставки необходимо, что работы (услуги) были связаны с реализацией на экспорт и были подобны работам (услугам) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров.
Услуги по организации и управлению отгрузками отвечают этому признаку и поэтому применение налоговой ставки 18% по ним неправомерно.
Услуги таможенного брокера по своей правовой природе непосредственно связаны с реализацией товара на экспорт, в связи с чем подлежат обложению по ставке 0%. Данный вывод следует из толкования закона, приведенного ВАС РФ в Постановлении Президиума от 19.02.08 N 12371/07.
Агентские услуги по сертификации (Московская внешнеэкономическая ассоциация, ТПП Самарской области) не подлежат обложению по ставке 18% по основаниям, аналогичным приведенным выше в отношении таможенных брокеров. Сертификация является необходимым элементом процедуры реализации товара на экспорт, поэтому услуги, оказанные в связи с сертификацией непосредственно связаны в реализацией на экспорт и подпадают под подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что применение заявителем налоговых вычетов на основании счетов-фактур, в которых выделен НДС по ставке 18%, не соответствуют положениям п.п. 2 п. 1 ст. 164, ст. 169, 171, 172 НК РФ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 апреля 2009 года по делу N А40-96715/08-117-475 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.А. Птанская |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96715/08-117-475
Истец: ОАО "НК "Роснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27348/2010
16.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13202/09
13.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13202/09
01.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13202/09
28.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/14362-09
24.08.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12211/2009