Налог на добавленную стоимость - налог на ВВП предприятия
Государство в 2005 г. в виде налога на добавленную стоимость получило 1 трлн 200 млрд руб., что составляет 23,4% всех доходов федерального бюджета, или 5,7% ВВП. Чтобы оценить, много это или мало, достаточно сказать, что на финансирование приоритетных национальных проектов на 2006 г. выделено 134,5 млрд руб., что составляет около 11% НДС, полученного в 2005 г. Роль НДС в экономике страны трудно переоценить. Именно этим можно объяснить непрерывную дискуссию вокруг данного налога.
Согласно одному из определений валовой внутренний продукт (ВВП) России - это сумма добавленных стоимостей от всех производителей. Связь ВВП и НДС очевидна.
На первый взгляд расчет НДС и контроль правильности его уплаты не должны представлять каких-либо трудностей: взял добавленную стоимость, умножил на ставку налога и получил НДС. Вместе с тем проблема НДС, как образно и точно выразился один из экспертов, - это глобальная головная боль. Большую часть своего времени налоговые инспекции тратят на проверку уплаты НДС. Более половины встречных проверок также проводятся в отношении уплаты этого налога.
В чем же дело? Все дело в процедуре. Методика расчета НДС выглядит следующим образом:
начисляем НДС на полученную предварительную оплату, оформляем счет-фактуру и делаем запись в книге продаж;
начисляем НДС на реализованную продукцию, оформляем счет-фактуру на реализацию и тоже делаем запись в книге продаж;
вычитаем НДС за полученные материалы и услуги, подтвержденный счетами-фактурами, делаем соответствующую запись в книге покупок;
вычитаем НДС за реализованную продукцию, за которую предоплата была получена ранее, вносим соответствующие записи в книгу покупок.
До 2005 г. каждая продажа заносилась трижды в книгу продаж (два раза "черным" и один раз "красным", что означает со знаком "минус"); теперь - два раза в книгу продаж и один раз в книгу покупок. Разница сумм налога в книге продаж и в книге покупок и есть НДС, подлежащий уплате за отчетный период.
Такова процедура. Именно она превратила НДС в "глобальную головную боль". Манипуляции со счетами-фактурами или отсутствие счетов-фактур искажают реальную картину. Принятая система расчета и контроля уплаты НДС тормозит развитие экономики, загружает предприятия и налоговые инспекции ненужной работой, предоставляет большие возможности для уклонения от уплаты этого налога и развития криминала.
Ситуацию усугубляет наличие разных ставок НДС для разных налогоплательщиков. Те, кто применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), НДС платить не должны. Основная ставка НДС равна 18%, но для многих видов продукции (сельскохозяйственная и книжная, некоторые виды пищевой продукции и др.) ставка НДС составляет 10%.
При взаимодействии предприятий, уплачивающих НДС по различным ставкам, экономический и здравый смысл этого налога теряется: одни предприятия НДС переплачивают, другие - могут его не платить, а третьи - получать НДС из бюджета.
Специалисты Финансовой академии при Правительстве РФ отмечают следующие недостатки принятой в России системы администрирования НДС:
один из основных принципов, реализованный в большинстве стран, - нейтральность НДС. Это означает, что налог должен взиматься с создаваемой добавленной стоимости и не должно быть временных разрывов в начислении и возмещении этого налога. В России существует ряд положений, нарушающих нейтральность налога, в частности порядок налогообложения авансов;
малым предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, дано право не уплачивать НДС, однако организациям - плательщикам НДС невыгодно приобретать товары (работы, услуги) у таких предприятий. В результате упрощенную систему налогообложения применяют в основном предприятия сектора торговли, а малый бизнес, производящий продукцию и услуги для крупных предприятий, либо ликвидируется, либо остается в тени, либо не переходит на УСН;
поскольку одной из составляющих базы НДС является фонд оплаты труда, стимулы от снижения НДФЛ и ЕСН в значительной мере ослабляются налогом на добавленную стоимость. Особенно ярко эта проблема проявляется в секторах с высокой долей затрат на оплату труда, например в сфере высоких технологий. Таким образом, НДС препятствует выходу из тени наиболее перспективных "точек роста" российской экономики;
возмещение НДС экспортерам, призванное стимулировать международную торговлю, имеет в России отрицательную сторону в связи с исторически сложившейся сырьевой направленностью экспорта. Получая возмещение по НДС, сырьевые экспортеры еще более увеличивают свою прибыльность, что снижает возможность диверсификации экспорта и в конечном итоге закрепляет сырьевую структуру экономики;
проблема своевременного возмещения имеет место на фоне непрекращающихся злоупотреблений по незаконному возмещению этого налога. По некоторым оценкам, незаконно возмещается от 50 до 100 млрд руб. Несмотря на старания правоохранительных органов, масштабы злоупотреблений по возмещению НДС не снижаются;
в целях борьбы со злоупотреблениями по НДС налоговые и правоохранительные органы тратят огромное количество времени и средств. Так, в 90% случаев проводимых встречных и 80% случаев камеральных проверок имели место проверки уплаты НДС поставщиками компаний-экспортеров*(1). С другой стороны, бухгалтерские и налоговые службы компаний вынуждены содержать специальный персонал, занятый исчислением и документированием НДС.
Указанные, а также многие другие недостатки специалистам, занятым проблемами НДС, известны. В особенности они известны тем, кто НДС платит. Судя по тому что эти недостатки перечислены специалистами из правительственной структуры, известны они и Правительству РФ. В чем же дело? Дело в сложности задачи. Задача очень интересная. Предлагаем вариант ее решения. Коротко наши предложения сводятся к следующему:
включить в число отчетных показателей предприятия показатель "Добавленная стоимость", или, по-другому, "ВВП предприятия", равный добавленной стоимости по определению. ВВП страны должен складываться из ВВП предприятий;
в качестве базы для расчета НДС следует принять созданную на предприятии добавленную стоимость (или ВВП), определяемую прямым счетом из данных бухгалтерского учета; счета-фактуры следует отменить, а НДС указывать в товарно-транспортной накладной; книги покупок и продаж также следует исключить из числа обязательных документов;
НДС должен быть равен добавленной стоимости, умноженной на установленную для предприятия ставку налога;
никаких возмещений НДС из бюджета не требуется, так как каждый платит ровно столько, сколько должен платить исходя из созданной добавленной стоимости;
взимать НДС с авансов не следует, так как авансы добавленной стоимостью не являются;
при экспорте с нулевой ставкой НДС необходимо уменьшать налоговую базу НДС, подлежащего уплате в бюджет, на величину добавленной стоимости, приходящейся на экспортную продукцию; при налоговых проверках подтверждать правильность вычета контрактами, инвойсами, банковскими и товаросопроводительными документами, таможенными декларациями и калькуляциями.
Как уже отмечалось, в 2005 г. поступления НДС в доходную часть бюджета составили 1 трлн 200 млрд руб., или 23,4% бюджета. Рисковать такими деньгами никак нельзя. Тем не менее попытаемся оценить, как сказалась бы реализация наших предложений на доходах федерального бюджета.
Для начала оценим сумму 1 трлн 200 млрд руб. Изначально на 2005 г. НДС был установлен в сумме 713,2 млрд. руб. Превышение факта над планом составило 68,2%. По-видимому, те, кто устанавливали сумму НДС, что-то не учли. По данным Росстата, ВВП (добавленная стоимость страны) вырос меньше чем на 7% и составил 21 трлн руб. Если предположить, что налоги платят создатели добавленной стоимости, которая равна ВВП, то при ставке налога, равной 18%, НДС должен составить 3,78 трлн руб. (21 трлн руб. х 0,18), т.е. в 3,15 раза больше, чем собрали в 2005 г., и в 5,3 раза больше, чем планировали.
Рассмотрим вопрос с другой стороны. Возьмем данные федерального бюджета по итогам 2005 г.
Статья дохода | Всего (млрд. руб.) |
% |
Доходы всего, в том числе: | 5120,0 | 100 |
налог на прибыль | 320,0 | 6,25 |
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет | 380,0 | 7,42 |
НДС на товары (работы, услуги) произведенные в РФ | 775,0 | 15,14 |
Имея эти данные и зная, что из 24% налога на прибыль в федеральный бюджет перечисляется 6,5%, а из ЕСН, равного 26% фонда оплаты труда (ФОТ), - 6%, можно вычислить:
ФОТ - 5,8 трлн руб.;
прибыль - 4,9 трлн руб.;
ЕСН - 1,6 трлн руб.
Примем сумму этих показателей (12,3 трлн руб.) в качестве добавленной стоимости за базу для расчета НДС по предлагаемому варианту. Реальная база будет больше за счет других налогов и сборов.
При расчете по нашей методике и ставке НДС 18% его поступления в бюджет составили бы 2,2 трлн руб., т.е. в 2,8 раза больше, чем получено в бюджет за продукцию, произведенную в Российской Федерации, при использовании существующей методики расчета НДС.
Если при расчете по предлагаемой методике уменьшить ставку НДС до 10%, поступления налога в бюджет составят 1,2 трлн руб., т.е. все равно в 1,5 раза больше, чем получено.
В расчете учтена только официальная заработная плата, не учтена регрессия ЕСН. Не учтено и то, что некоторые предприятия ЕСН платят, а НДС платить не должны.
Но эти нюансы не могут принципиально повлиять на полученный результат. При таком подходе (по предложенному расчету) бюджет Российской Федерации увеличился бы примерно на 28%.
Реализация предлагаемого варианта существенно повысит собираемость налога, упростит проверку правильности начисления и уплаты НДС, исключит проблему уплаты НДС с авансов, сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим вопросам, в том числе по вопросу правомерности возмещения НДС с закупок за счет полученных займов, и т.д.
Кроме того, наличие среди обязательных отчетных показателей предприятия показателя "Добавленная стоимость" (или "ВВП") позволит более точно оценить эффективность предприятия и упростит расчет валового внутреннего продукта России.
М.Д. Абрамов,
член экспертного совета общероссийской общественной
организации "деловая Россия"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2006 г.
---------------------------------------------------------------------------
*(1) Проблемам неправомерного возмещения НДС было посвящено очередное заседание Налогового клуба. Материалы заседания см.: "ВНА" N 2 (38), 2006. - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru