Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу
Приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н*(1) утверждены форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу (далее - Налоговый расчет) и рекомендации по заполнению данной формы (далее - Рекомендации). Пунктом 3 приказа установлено, что данные документы применяются начиная с представления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу за I квартал 2006 г.
Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ были внесены изменения в главу 28 "Транспортный налог" НК РФ. В частности, с 1 января 2006 г. для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей по этому налогу, а также сроки представления расчетов по таким платежам.
В соответствии со ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам. При этом п. 2 ст. 363.1 НК РФ установлено, что форма Налогового расчета утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
При рассмотрении приказа Минфина России N 48н следует обратить внимание на следующее. Налоговый расчет по авансовым платежам заполняется налогоплательщиками, уплачивающими авансовые платежи по транспортному налогу в соответствии с главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ Налоговый расчет представляется налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Для организаций-налогоплательщиков отчетными периодами признаются I, II, III кварталы. Обращаем внимание, что IV квартал не признается самостоятельным отчетным периодом по транспортному налогу. Поэтому данные по IV кварталу будут учитываться при расчете транспортного налога за год в налоговой декларации, которая должна быть подана налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 2.1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму авансового платежа по транспортному налогу в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом следует иметь в виду правило корректировки суммы авансового платежа по налогу, установленное п. 3 ст. 362 НК РФ. Если в течение налогового периода транспортное средство подлежало регистрации на налогоплательщика или снятию с нее, в расчетную формулу суммы авансового платежа вводится понижающий коэффициент. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полные. Если транспортное средство регистрируется и снимается с регистрации в течение одного календарного месяца, он также принимается за один полный месяц.
Отметим, что сумма авансового платежа по налогу определяется не нарастающим итогом, а отдельно за каждый отчетный период. В расчете понижающего коэффициента, применяемого в отчетном периоде, участвуют именно те месяцы, которые относятся к соответствующему отчетному периоду.
Следует также иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды, в связи с чем уплачивать налог в этом регионе налогоплательщики должны по окончании налогового периода по транспортному налогу без уплаты авансовых платежей.
Порядок представления Налогового расчета
Налоговый расчет по итогам отчетного периода представляется в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по местонахождению транспортных средств, с учетом положений п. 5 ст. 83 НК РФ. Данным пунктом, в частности, определено, что местонахождением имущества в целях данной статьи признается:
для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - местонахождение (место жительства) собственника имущества;
для других транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - местонахождение (место жительства) собственника имущества.
Обратите внимание: в п. 7 Рекомендаций предусматривается, что при наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, относящихся к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по местонахождению транспортных средств, заполняется один Налоговый расчет. При этом Раздел 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" Налогового расчета заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.
Согласно п. 12 Рекомендаций Раздел 2 "Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)" Налогового расчета также заполняется налогоплательщиком по всем транспортным средствам, находящимся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии у налогоплательщика транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в ведении налогового органа, в который представляется Налоговый расчет, Раздел 2 заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.
Рекомендациями устанавливается, что Налоговый расчет может быть представлен в налоговый орган налогоплательщиком лично или через его представителя, направлен в виде почтового отправления с описью вложения или передан по телекоммуникационным каналам связи. При представлении Налогового расчета по просьбе налогоплательщика или его представителя налоговый орган проставляет на копии расчета отметку о принятии и дату его представления. При отправке расчета по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Налогового расчета по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата отправки.
Налоговый расчет может быть как первичным, так и корректирующим. Так, в Рекомендациях предусматривается, что корректирующий расчет представляется при внесении налогоплательщиком дополнений и изменений в Налоговый расчет в случае обнаружения в текущем налоговом периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах при исчислении налоговой базы и применении налоговой ставки, или иных ошибок. Корректирующий расчет представляется за соответствующий истекший отчетный период, в котором отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных изменений и дополнений, на бланке установленной формы, действующей в отчетном периоде, за который пересчитываются налоговые обязательства. Результаты проверок, проведенных налоговым органом за тот отчетный период, по которому налогоплательщик произвел перерасчет налоговых обязательств, при таком перерасчете не учитываются.
Достоверность и полнота сведений, указанных в Налоговом расчете, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Порядок заполнения Раздела 1 Налогового расчета
В Разделе 1 указываются: код бюджетной классификации, по которому подлежит зачислению сумма авансового платежа по транспортному налогу, код в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО)*(2) и сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет, которая формируется как сумма значений по графе 14 строки 020 всех страниц Раздела 2 Налогового расчета.
Налогоплательщикам следует обратить внимание на заполнение строки 020 Раздела 1.
Согласно п. 9 Рекомендаций по коду строки 020 указывается код ОКАТО, на территории которого находятся транспортные средства.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи с проводимой реформой местного самоуправления и образованием новых муниципальных образований должен быть разработан новый классификатор. Поскольку он еще не принят, при заполнении данной строки у налогоплательщика могут возникнуть трудности при указании кода, если объект налогообложения (транспортное средство) находится в недавно созданном муниципальном образовании, границы которого могут не совпадать с теми административно-территорриальными образованиями, которые указаны в Классификаторе ОК 019-95.
Порядок заполнения Раздела 2 Налогового расчета
В Разделе 2 указываются: код вида транспортного средства*(3), идентификационный номер и марка транспортного средства, налоговая база, единица измерения налоговой базы по ОКЕИ*(4), срок использования транспортного средства, коэффициент корректировки суммы авансового платежа, ставка налога, исчисленная сумма авансового платежа, код налоговой льготы*(5), сумма налоговой льготы, итоговая сумма авансового платежа, подлежащая уплате.
В графе 6 указывается налоговая база транспортного средства, которая определяется по видам транспортных средств следующим образом:
в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л.с.);
в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.
По водным и воздушным транспортным средствам в графе 6 указывается общая мощность двигателей транспортного средства в лошадиных силах. Если средство имеет несколько двигателей, налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.
При заполнении графы 8 следует иметь в виду, что в ней указывается срок использования транспортного средства (данный показатель определяется в календарных годах от года выпуска транспортного средства и указывается только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств). При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
В графе 9 указывается коэффициент корректировки суммы авансового платежа, если налогоплательщик владеет транспортным средством неполный отчетный налоговый период. Коэффициент определяется в виде десятичной дроби как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде (например, 2/3, если налогоплательщик владеет транспортным средством в течение двух месяцев, или 1/3, если он владеет транспортным средством в течение всего отчетного периода).
В графе 10 указывается ставка транспортного налога, установленная законом соответствующего субъекта РФ по местонахождению транспортного средства.
В графе 11 показывается сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период, рассчитанная как 1/4 произведения налоговой базы, указанной в графе 6, налоговой ставки, указанной в графе 10, и коэффициента, отражаемого в графе 9.
При исчислении суммы налоговой льготы (графа 13) следует иметь в виду, что льгота может быть установлена законами субъектов РФ в виде:
освобождения от налогообложения. В этом случае сумма налоговой льготы рассчитывается как 1/4 произведения налоговой базы (графа 6), налоговой ставки (графа 10) и коэффициента (графа 9). При этом в графе 14 "Исчисленная сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет" ставится прочерк;
уменьшения исчисленной суммы налога в процентах (например, 50%). В этом случае сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение значения, указанного в графе 11, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога, деленное на 100;
снижения налоговой ставки. В этом случае сумма налоговой льготы исчисляется как разность сумм авансовых платежей, исчисленных по полной и пониженной налоговым ставкам.
В графе 14 указывается исчисленная сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период, которая определяется как разность значений, указанных в графах 11 и 13.
Л.А. Голомазова,
юрист-эксперт по налогам
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2006 г. N 7699. Текст документа см.: "НБУ" N 9 (251), 2006. - Прим. ред.
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413.
*(3) Коды видов транспортных средств приведены в Приложении N 1 к Рекомендациям.
*(4) Коды единиц измерения налоговой базы на основании Общероссийского классификатора единиц измерения приведены в Приложении N 2 к Рекомендациям.
*(5) Коды налоговых льгот приведены в Приложении N 3 к Рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru