город Москва |
Дело N А40-8980/09-37-106 |
18 сентября 2009 г. |
N 09АП-16354/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Разумова И. В.,
судей Лаврецкой Н.В., Валиева В.Р.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2009 по делу N А40-8980/09-37-106, принятое судьей Ахмадовой Т.Б., по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" о взыскании неосновательного обогащения,
при участии представителей:
истца - Колбинцева А.О. (по доверенности от 29.12.2008 N 02/09),
ответчика - Суругина Д.Н. (по доверенности от 01.09.2009 N 1717-ю), Ряпасова Л.Н. (по доверенности от 15.07.2009 N 1698-ю),
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 792 418 рублей 36 копеек.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в рамках договора, заключенного с ответчиком, в марте 2008 года последний оказал истцу услуги по охране и сопровождению экспортируемых грузов, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов как связанные с экспортом товаров. Между тем, по мнению истца, ответчик при выставлении счета-фактуры неправомерно дополнительно к цене реализуемых услуг предъявлял к оплате истцу сумму налога, исчисленную по ставке 18 процентов.
Решением суда от 07.07.2009 иск удовлетворен.
Суд пришел к выводу о том, что заключенный между сторонами спора договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. В связи с тем, что услуги оказывались в отношении товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость для операций по реализации таких услуг, составляла 0 процентов. Поскольку цена услуг по экспортным поставкам ответчиком была безосновательно увеличена на сумму налога на добавленную стоимость, определенную по ставке 18 процентов, суд признал ответчика лицом, неосновательно приобретшим денежные средства за счет истца, взыскав излишне уплаченные суммы.
С этим решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу.
Ответчик указывает на то, что он не мог указать в счетах-фактурах нулевую ставку налога, поскольку не располагал достаточными документами, подтверждающими для целей налогообложения правомерность применения такой ставки. Кроме того, по мнению ответчика, к спорным услугам подлежит применению ставка налога в размере 18 процентов.
В апелляционном суде представители ответчика доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель истца считал возражения ответчика необоснованными, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Как установлено апелляционным судом, между ответчиком как исполнителем и истцом как заказчиком заключен договор оказания услуг по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом от 29.02.2008 N УВО-1405.
Данный договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
При этом в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации речь идет об операциях по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в частности, распространяются на услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, оказываемые российскими организациями.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.01.2005 N 41-О, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов.
Следовательно, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость для операций по реализации услуг по сопровождению и охране экспортируемых за пределы территории Российской Федерации нефтепродуктов составляет 0 процентов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.05.2007 N 372-О-П указал на то, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Между тем, в рамках исполнения упомянутого договора ответчик при выставлении счета-фактуры от 31.03.2008 N Уп21-00000459 за март 2008 года дополнительно к цене реализуемых им услуг предъявил к оплате истцу сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по ставке 18 процентов, в отношении экспортируемых товаров.
Общий размер суммы налога по названному счету-фактуре составил 1 365 903 рубля 21 копейку, в том числе по экспортируемым нефтепродуктам - 792 418 рублей 36 копеек.
Спорный счет-фактура оплачен истцом платежными поручениями от 27.03.2008 N 00087 и от 23.04.2008 N 00894.
Применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг в отношении экспортируемых товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Следовательно, операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров, на что указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 7205/07.
Настоящий спор возник в отношении услуг по охране и сопровождению нефтепродуктов после их помещения под таможенный режим экспорта, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, проставленные на железнодорожных накладных.
Поскольку услуги оказывались ответчиком в отношении экспортируемого товара, то он дополнительно к цене реализации услуг обязан был предъявить к оплате истцу соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей (нулевой) налоговой ставки.
Оплата услуг с иной ставкой налога была произведена без установленных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований.
Так как особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по рассматриваемому договору законодательство не предусматривает и из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Сумма налога на добавленную стоимость, рассчитанная ответчиком и уплаченная истцом по ставке, превышающей установленную, является излишне (ошибочно) уплаченной, а значит, ответчик должен возвратить ее истцу.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.04.2009 N 16318/08.
Направленная в порядке досудебного урегулирования спора претензия истца от 28.10.2008 N 12693, оставлена ответчиком без удовлетворения (ответ от 22.12.2008 N к-14/550).
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил иск в полном объеме.
Действительно, как указывает ответчик, применение нулевой ставки налога возможно лишь при условии представления в налоговые органы определенных и строго формализованных доказательств.
Так, обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждается документами, перечисленными в подпунктах 1 - 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ.
В данный перечень при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта, что имело место в рассматриваемом случае, включена таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных документов с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта (подпункт 3 пункта 1, пункт 4 статьи 165 Кодекса).
В силу пунктов 9 и 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются упомянутые документы в срок не позднее 180 календарных дней, считая со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Таким образом, ответчик имел возможность выставить счет-фактуру с указанием должной ставки налога и располагал достаточным временем для сбора подтверждающих ставку документов.
В деле нет доказательств того, что в 180-дневный срок ответчик просил истца предоставить необходимые для подтверждения ставки документы, а истец ему в этом отказал.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы.
Безусловных оснований для отмены решения не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2009 по делу N А40-8980/09-37-106 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
И. В. Разумов |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8980/09-37-106
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации