г.Москва |
Дело N А40-61687/09-72-477 |
21.09.2009 г. |
N 09АП-16753/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.09.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Поташовой Ж.В., Гончарова В.Я.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2009
по делу N А40-61687/09-72-477 судьи Немовой О.Ю.,
по заявлению ФГУ "Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий"
к ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя не явился, извещен,
представителя ответчика Князькина А.И. по доверенности от 24.06.2009, удостоверение N 0006562,
УСТАНОВИЛ
ФГУ "Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30.03.2009 N 10-21/52.
Решением от 15.07.2009 суд удовлетворил заявленные требования, признав совершенное заявителем правонарушение малозначительным.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчика ссылается на высокую степень общественной опасности вменяемого Учреждению правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств и отсутствие оснований для признания данного правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением. Считает, что заявитель своими действиями, не желая соблюдать нормы действующего законодательства, препятствовал реализации своих функций не только уполномоченному банку, но и органам государственной власти. Пояснил, что данное правонарушение не может быть классифицировано как малозначительное. Указал, что ответчиком были приняты необходимые и достаточные меры, которые позволили заблаговременно известить законного представителя лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ТУ Росфиннадзора в г.Москве проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" по направлению "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" в ФГУ "Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий".
В ходе проверки установлено, что заявителем допущено нецелевое расходование бюджетных денежных средств, получаемых на оказание высокотехнологичной помощи, в виде их расходования на продукты питания для стационарных больных.
20.03.2009 заместителем начальника отдела финансового контроля и надзора по приоритетным национальным проектам и целевым программам ТУ Росфиннадзора в г.Москве в присутствии заместителя директора Подкопова А.А., действующего по доверенности от 18.03.2009 N КЦ-32/072, составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2009 N 10-21/52 (л.д.39).
30.03.2009 заместитель руководителя ТУ Росфиннадзора в г.Москве, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Учреждения в присутствии представителя Савицкой О.Н., действующей по доверенности от 26.03.2009, вынес постановление N 10-21/52 о назначении административного наказания, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В настоящем случае суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, Учреждением в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 198-"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.08.2008 N 458н "О государственном задании на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году" за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи", экономической статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (код классификации расходов бюджетов Российской Федерации 055.0901.4700200.001.340) на приобретение медикаментов произведена оплата продуктов питания на сумму 2 437,32 руб. по платежному поручению N 2693 от 27.10.2008 (л.д.50).
Таким образом, заявителем допущено нецелевое расходование бюджетных денежных средств, получаемых на оказание высокотехнологичной помощи, в виде их расходования на продукты питания для пациентов.
Вместе с тем суд, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно, незначительный размер израсходованной суммы, а также их направленность на оплату питания больных, правомерно посчитал возможным квалифицировать совершенное Учреждением правонарушение в качестве малозначительного.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, не выявил существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате противоправного поведения заявителя и сделал правомерный вывод об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
В настоящем случае суд первой инстанции в полном соответствии с приведенными положениями Постановления квалифицировал совершенное заявителем административное правонарушение в качестве малозначительного, исходя из того, что Учреждением за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи", экономической статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" на приобретение медикаментов произведена оплата продуктов питания для больных, следовательно, данное правонарушение не представляет какой-либо опасности охраняемым административным отношениям, не содержит существенной угрозы для личности, общества или государства.
Доводы подателя апелляционной жалобы о высокой степени общественной опасности совершенного Учреждением правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств и отсутствие оснований для признания данного правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ, отклоняются апелляционным судом.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
В силу ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции оценил характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Учреждением, и пришел к выводу, что своими действиями Учреждение не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2009 по делу N А40-61687/09-72-477 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61687/09-72-477
Истец: ФГУ "Государственный научный центр колопроктологии Росмедтехнологий"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4016/10
25.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4016/10
30.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/14047-09
21.09.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16753/2009