Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 04АП-554/2011
г. Чита |
Дело N А58-7427/2010 |
"16" марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Э.П. Доржиева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2010 года по делу N А58-7427/10 по заявлению индивидуального предпринимателя Алиева Наримана Сабир Оглы (ИНН 142900837153 ОГРН 305142901100019) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907 ОГРН 1031402045124) о признании незаконным бездействия,
(суд первой инстанции судья Бадлуева Е.Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Алиев Нариман Сабир Оглы (далее - заявитель, ИП Алиев Н.С.о.) обратился с заявлением к Окружной Администрации г.Якутска (далее заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от издания распоряжения о предоставлении в аренду, заключении договора аренды земельного участка по адресу: город Якутск, ул.Дзержинского, квартал 42, с кадастровым номером 14:36:103019:52, площадью 18 кв.м., для использования под размещение торгового павильона "Фрукты-овощи".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27.12.2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация была обязана в двухнедельный срок с момента обращения заявителя принять решение о предоставлении земельного участка заявителю.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности: принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, незаконно, как нарушающее порядок, установленный земельным законодательством РФ.
Заявитель в возражениях на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений не нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 15 июня 2007 года Комиссией по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска принято решение, оформленное протоколом N 268, в котором указано: единогласно принято проработать заявителю предпринимателю Алиеву Н.С.о. совместно с Управлением потребительского рынка и услуг Окружной администрации г.Якутска вопрос о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Якутск, ул.Дзержинского, 44, под торговый павильон "Фрукты-овощи", без повторного рассмотрения на комиссии.
20.06.2007 года письмом N 085-м начальник Управления потребительского рынка и услуг Вешников С.П. согласовал предпринимателю Алиеву Н.С.о. предоставление земельного участка по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 44.
22.06.2007 года предприниматель Алиев Н.С.о. обратился в Департамент имущественных отношений мэрии г.Якутска с заявлением об оформлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 44, под торговый павильон "Фрукты-овощи".
03.10.2007 года МУП "Земельная служба" составлен акт N 3145 выбора земельного участка площадью 44 кв.м. по адресу: г. Якутск, улица Дзержинского, 44.
29.12.2007 года МУП "Архитектурно-планировочное муниципальное предприятие" выдано градостроительное заключение N 3-935-07 для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
29.12.2007 года утвержден акт границ на топоплане, приложение к градостроительному заключению N 3 - 935 -07.
10.01.2008 года председателем Комитета по земельным отношениям ДИО мэрии г.Якутска утвержден проект границ земельного участка под торговый павильон по адресу: г.Якутск, ул.Дзержинского, квартал 42, площадь 18 кв.м., с целевым использование павильон "Фрукты - овощи".
08.12.2008 года Главным архитектором г.Якутска письмом N 07/3599 сообщено о согласовании предпринимателю Алиеву Н.С.о. установки по адресу г.Якутск, ул.Дзержинского, квартал 42, торгового павильона "Фрукты-овощи" соответствует схеме размещения специализированных торговых киосков и павильонов на территории г.Якутска .
21.12.2009 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) составлен кадастровый паспорт земельного участка под кадастровым номером 14:36:103019:52 площадью 18 кв.м. по адресу: г.Якутск, ул. Дзержинского, квартал 42, составлен план земельного участка.
21.09.2009 года МУП "Архитектурно-планировочное муниципальное учреждение" по запросу заявителя предпринимателя Алиева Н.С.о. предоставил информацию об испрашиваемом заявителем земельном участке, его соответствии условно разрешенным видам использования, соответствии по линии градостроительного регулирования, отсутствии решения о резервировании под муниципальные государственные нужды, соответствии схемам размещения павильонов, отсутствии проекта планировки квартала.
07.05.2010 года предприниматель Алиев Н.С.о. направил в адрес Окружной администрации г. Якутска заявление о принятии решения по предоставлению земельного участка по ул. Дзержинского, с кадастровым номером 14: 36:103019:52, площадью 18 кв.м., с приложениями необходимых документов: кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписки из решения Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков на территории г.Якутска, акт выбора земельного участка. Заявление поступило 07.05.2010 в Комитет земельных отношений входящий номер 02576.
Распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду Администрацией не вынесено, договор аренды не заключен.
Считая вышеуказанные бездействия органа местного самоуправления незаконными и нарушающим права и законные интересы, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействий) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, далее Кодекс, на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Кодекса ).
Согласно пункту 4 статьи 34 Кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Кодекса).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 Кодекса).
Согласно части 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 26.10.2004 ПГС N 23-5 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Якутск".
Статьей 4 указанного Положения предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для установки объектов временного назначения из земель, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа "Якутск" в ред. решений окружного Совета г. Якутска от 12.10.2006 N РОС-45-8, от 29.05.2007 N РОС-50-15.
Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для установки некапитальных сооружений, обращаются в Департамент имущественных отношений окружной администрации города Якутска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются топографическая съемка земельного участка с указанными на ней границами испрашиваемого земельного участка.
Заявления граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о выборе земельного участка рассматривает Комиссия по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории города Якутска в соответствии с Положением о Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска, утвержденным распоряжением мэра г. Якутска от 23.03.2005 N 142р.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Положения гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или лицо, действующее в интересах гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании доверенности, на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта пишет заявление о предоставлении земельного участка на имя директора Департамента имущественных отношений окружной администрации города Якутска.
В соответствии с п.5 статьи 4 указанного положения Департамент имущественных отношений окружной администрации города Якутска на основании заявления гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для установки некапитального сооружения, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для установки некапитального сооружения, оформляемого распоряжением (пункт 5 статьи 4 Положения).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.05.2010 администрацией городского округа "Город Якутск" было получено заявление ИП Алиева Н.С.о. (вх.N 02576) о принятии решения по предоставлению земельного участка. (т.1 л.д. 33). К заявлению прилагалось: кадастровый паспорт земельного участка, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из решения Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, дачного хозяйства на территории г.Якутска, акт выбора земельного участка, документ, удостоверяющий право (полномочия) представителя физического или юридического лица.
Предварительное согласование решения о предоставлении земельного участка осуществлено в порядке, предусмотренном Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 26.10.2004 ПГС N 23-5.
Согласно выписки из протокола N 268 выездного заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска от 15.06.2007 г. единогласно принято решение проработать заявителю совместно с Управлением потребительского рынка и услуг окружной администрации г.Якутска вопрос о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Якутск, ул.Дзержинского, 44 для установки павильона "Фрукты-овощи", без повторного рассмотрения на заседании комиссии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ. Одновременно с заявлением ИП Алиев Н.С.о. представил кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок, поэтому согласно пункту 5 статьи 34 настоящего Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан был в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта принять решение о передаче испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю, и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка, что не было сделано департаментом.
Иные доводы апелляционной жалобы так же были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что органом местного самоуправления в нарушение статей 29 - 32 Земельного кодекса РФ не соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, не принято решение о предоставлении земельного участка ИП Алиеву Н.С.о., а также заявителю не сообщено о причинах непринятия такого решения, поскольку отсутствие соответствующего решения лишает ИП Алиева Н.С.о. права на обжалование решения органа местного самоуправления, указанным бездействием нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2010 года по делу N А58-7427/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2010 года по делу N А58-7427/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44376/09-1-221
Истец: ОАО "РусГидро"
Ответчик: ОАО "Нижноватомэнергосбыт"
Третье лицо: ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", НП "Совет рынка"
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16725/2009