Интервью с А. Комаровым,
партнером компании RusHunt Executive search
"УП": Ваше определение лояльности. Как поддерживать лояльность сотрудников организации?
- Лояльность - это когда сотрудник верит в будущее организации, готов поддерживать ее в трудные периоды. Лояльность означает большой кредит доверия к организации. Лояльность сотрудников можно поддерживать с помощью различных программ мотивации, периодического осмысления того, как чувствуют себя сотрудники в организации, и проработкой проблемных моментов. Лояльный сотрудник - это, как правило, сотрудник с адекватной рыночной зарплатой.
"УП": Каковы истоки лояльности? Легко ли ее потерять?
- Источники лояльности, на мой взгляд, - в культуре воспитания человека, в его отношении к работе, в его системе ценностей.
"УП": Согласны ли вы с мнением, что лояльность к компании - это система мероприятий, а не личностная черта ее сотрудников?
- Лояльность, по моему мнению, - это система мероприятий по поддержанию в коллективе интереса к работе в организации и приданию этой работе духа командности, причастности к общему делу.
"УП": В некоторых компаниях сотрудникам иногда устраивают "проверки", если поддался на провокацию - уволен. Ваше отношение к провокационным методам как средству проверки благонадежности сотрудников?
- Специально, на мой взгляд, в настоящее время провокации не устраиваются, - скорее, это исключение из правил. Провокации могут устроить некомпетентные рекрутеры или "добрые" коллеги, желающие убрать со своей дороги более талантливого соперника. Я полагаю, конструирование провокаций для того, чтобы понять, лоялен сотрудник или нет, - это удар ниже пояса. Это похоже на то, как если бы вы оставили на столе пачку больших купюр и из щелки подглядывали, кто даст "слабинку" и стащит. Потом его можно обвинить во всех смертных грехах.
"УП": Работает ли принцип "кнута и пряника" в плане повышения лояльности сотрудников?
- Думаю, система "кнута и пряника" работает в организации в полную силу. Доверяю тому, что придумали древние люди. Но соизмерять, какую дозу давать кнута, а какую - пряника, нужно с умом, чтобы люди не ушли к конкурентам от излишнего кнута или не сели на шею от большой дозы пряника.
"УП": Разделяете ли вы мнение, что лояльность сотрудников по отношению к компании прямо пропорциональна лояльности компании по отношению к сотрудникам?
- Да, разделяю такое мнение. Чем гуманнее и бережнее относится компания к работнику, тем более лоялен и предан человек организации. Отбросим исключения из правил, когда "летуну" все равно, насколько лучше будет ему работаться. У него другая цель: "забраться повыше". Но, в общем, программы лояльности, которые внедряют и культивируют некоторые компании, позволяют им иметь положительный имидж работодателя и прекрасное мнение о них на рынке труда.
"УП": Может ли лояльность позволить сэкономить на заработной плате? И как добиться лояльности при низком уровне заработной платы?
- Думаю, лояльность может позволить сэкономить на заработной плате, но не на очень долгое время. Сотрудники могут терпеть временные задержки или недоплаты максимум 6-8 месяцев, а потом все равно будут "смотреть на сторону". Сэкономить получится, если некоторым работникам в организации важнее уважение начальства, признание своих коллег, делегирование полномочий, грамоты и должности, а не купюры в кармане. Тогда владельцы могут доплачивать или временно не повышать оплату труда. Но, как я говорю, все это временно, и руководители всегда должны отслеживать современную рыночную ситуацию с компенсацией сотрудникам. Добиться лояльности при низкой заработной плате можно только с помощью великих идей, которые вдохновят массы на "трудовой подвиг", обещаниями будущих благ и должностей, а также некоторыми нематериальными инструментами, например такими, как грамоты, фотографии на Доске почета, уважение к личности, интерес к делам и успехам работника. Немаловажную роль играет интересное задание или ответственность за какой-либо участок работы. Лояльность - это то, с чем нужно работать постоянно. Также лояльность можно назвать инструментом для борьбы с конкурентами, так как если ваши люди лояльны, то они не уйдут к вашему конкуренту. С такими людьми вы можете достигнуть на рынке амбициозных целей.
"Управление персоналом", N 10, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.