г. Москва
28 января 2008 г. |
Дело N А41-К2-20314/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чучуновой Н.С.
судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.
при ведении протокола судебного заседания: Старостиным Н.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Герасимов В.В. доверенность N 6 от 29.10.07 г.
от ответчика (должника): Тимофеева О.В. доверенность N 04-06/1211 от 22.10.07 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 13 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 года по делу NА41-К2-20314/07, принятого судьей Красниковой В.А., по иску (заявлению) ОАО "Лобненское ДРСУ" к МРИ ФНС России N 13 по Московской области
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Лобненское ДРСУ" обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 Московской области, выразившиеся в отказе возвратить ошибочно перечисленные в УФК г. Москвы денежные средства в сумме 653923,91 руб.и об обязании МРИ ФНС России N 13 Московской области произвести возврат средств, ошибочно перечисленных в УФК г. Москвы, на расчетный счет ОАО "Лобненское ДРСУ" в сумме 653923,91 руб., в соответствии с порядком, предусмотренным письмами Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 "а"\2909 и Федерального Казначейства Минфина РФ от 18.10.2006г. N 42-5.2-10\504.
Решением арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г. заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия МРИ ФНС России N 13 Московской области, выразившееся в отказе возвратить ошибочно перечисленные в УФК г. Москвы денежные средства в сумме 653 923,91 руб. МРИ ФНС России N 13 Московской области обязана произвести возврат ошибочно перечисленной суммы в размере 653 923,91 руб. на расчётный счет ОАО "Лобненское ДРСУ". С МРИ ФНС России N 13 Московской области в пользу "Лобненское ДРСУ" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000руб.
Межрайонная Инспекция ФНС России N 13 Московской области не согласна с решением арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г., полагает, что оно подлежит отменен по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обосновании жалобы налоговая инспекция указала, что ОАО "Лобненское ДРСУ" были перечислены транспортный налог, НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд России на общую сумму 653923,91 руб.
Указанные платежи, предназначенные к уплате на единый казначейский счет Управления Федерального Казначейства Московской области (40101810600000010102) были перечислены заявителем на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства г. Москвы (40101810800000010041)
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Эта обязанность считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа,
2) с момента отражения на лицевом счете организации, который открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации,
3)со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства,
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по перечислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агентства,
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами
Основным требованием об уплате налога является обеспечение поступления денежных средств строго по назначению.
Однако, указанные платежи не были зачислены на единый Казначейский счет Управления Федерального казначейства по Московской области (40101810600000010102). ОАО "Лобненское ДРСУ" был нарушен порядок заполнения расчетных документов, обязанность по уплате налога не исполнена.
Согласно справке МРИ ФНС России N 13 "О состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам" по состоянию на 14.11.2007г. у ОАО "Лобненское ДРСУ" имеется задолженность по ЕСН, НДС, транспортному налогу, налогу на имущество.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после погашения недоимки.
Существующий порядок возврата денежных средств был разъяснен заявителю письмом МРИ ФНС России от 28.09.2007г. N 11-06\0776, до настоящего времени задолженность не погашена.
Согласно разъяснению Федеральной налоговой службы России от 7.03.06 N 19-4-03\0000050 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечает понятию налога, закрепленного в ст.8 НК РФ и не является составной частью единого социального налога. Положения ст.ст.78,79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Положения Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" разграничивает функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между Федеральной налоговой Службой и Пенсионным Фондом.
В соответствии со ст.25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного Фонда в РФ в судебном порядке.
Соответственно, зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из кодов бюджетной классификации доходов бюджетов РФ не может быть произведён налоговым органом в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ.
На основании изложенного, МРИ ФНС России N 13 Московской области просит отменить решение арбитражного суда Московской области, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "Лобненское ДРСУ" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г. находит законным и обоснованным. В обоснование возражений заявитель указал, что в начале 2006 г. АКБ "Традо-Банк" довел до сведения своих клиентов, что с 1 января 2006 г., в соответствии со ст.166 п.1 Бюджетного Кодекса РФ и Приказом Казначейства РФ от 22.03.2005г.N 1н "Об утверждении порядка кассового обслуживания исполнения территориальными органами Федерального казначейства" уплата всех налогов и сборов (в том числе региональных и местных) администрируемых налоговыми органами, будет производиться только на единый казначейский счет N 40101810800000041,открытый в Управлении Федерального казначейства по г. Москве в Отделении N1 МГТУ Банка России, БИК 044583001.
При этом АКБ "Традо-Банк" не учел того обстоятельства, что его клиенты находятся не только в г. Москве, но и в Московской области, для которых единый казначейский счет для уплаты налогов и сборов был открыт в Управлении и Федерального казначейства по Московской области N 40101810600000010102.
ОАО "Лобненское ДРСУ" платежными поручениями от 23.03.2006г. и от 7.04.2006г. перечислило на балансовый счет УФК по г. Москве транспортный налог, НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд России на общую сумму 653923,91 руб. Таким образом, денежные средства в указанной сумме оказались ошибочно перечисленными на балансовый счет УФК по г. Москве.
Механизм возврата средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального Казначейства по субъекту Российской Федерации, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации, налоговым Кодексом не предусмотрен.
Согласно п.1 ст.34.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в период действия в период возникновения спорных правоотношений Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Минфин РФ в письме от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 "а"\2909 разъяснил порядок возврата денежных средств, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на балансовый счет N 40101 Управления Федерального Казначейства по другому субъекту Российской Федерации. В соответствии с указанным разъяснениям ошибочно перечисленные платежи могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального Казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральное казначейство Минфина РФ письмом от 18.10.2006г. N 42-5.2-10\504 адрес Федеральной налоговой службы РФ сообщило, что возврат средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 УФК по субъекту РФ, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 УФК по другому субъекту РФ, в том числе и налоговых платежей, производится в соответствии с письмом Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N02-14-10 "а"\2909 на основании письменного обращения в УФК по субъекту РФ, в которое платеж был ошибочно перечислен, администратора поступлений в бюджет по субъекту РФ, в который данный платёж должен был поступить, с приложением к нему копии заявления плательщика.
Федеральным законом от 15.08.1996г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" налоговые органы признаны администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации как налогов, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, в рассматриваемом случае для осуществления возврата ошибочно перечисленных налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Московской области, как администратор поступлений в бюджет по Московской области, в который данный платеж должен был поступить, должна письменно обратиться в УФК по г. Москве с приложением копии заявления ОАО "Лобненское ДРСУ". Аналогичную позицию высказало и Управление Федерального Казначейства г. Москвы (письмо от 1.11.2006г. N 2 02-21\9931)
Заявитель полагает, что ссылка налоговой инспекции на положения ст.45 НК РФ несостоятельна, т.к. ссылки даны на редакцию указанной статьи, которая в период возникновения спорных отношений не существовала.
Ссылка на ст.78 НК РФ по мнению заявителя также не состоятельна, т. к. в данном случае рассматривается вопрос о порядке не излишне уплаченной суммы налогов и сборов, а средств, ошибочно перечисленных в бюджет другого субъекта РФ.
ОАО "Лобненское ДРСУ" полагает, что действия МРИ ФНС России N 13 по Московской области как администратора налоговых и страховых платежей, носят незаконный характер, поскольку не соответствуют действующему порядку возврата ошибочно перечисленных платежей, препятствуют возврату этих платежей, и тем, самым, нарушают права и законные интересы ОАО "Лобненское ДРСУ".
На основании изложенного, ОАО "Лобненское ДРСУ" просит оставить решение арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г. без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России N 13 Московской области - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО" Лобненское ДРСУ", проверив материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что решение арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г. подлежит отмене по основаниям подп.4п.4 ст.270 АПК РФ, т. к решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле., а именно, Управление Федерального Казначейства г. Москвы.
В судебном заседании установлено, что во исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, предусмотренной ст.45 НК РФ, ОАО "Лобненское ДРСУ" платежными поручениями от 23.03.2006г. N 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 78, 80, и от 7.04.2006г. N 100, 101, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 113 перечислило транспортный налог, НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, страховые взносы (л.д.7-31)
При оформлении платёжных поручений ОАО "Лобненское ДРСУ" была допущена ошибка, вместо указания единого счета УФК Московской области N 40101810600000010102 был указан счет УФК г. Москвы N 401018108000000010041, в результате чего указанные платежи, предназначенные к уплате на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Московской области N40101810600000010102, ошибочно были перечислены на единый казначейский счет Управления Федерального казначейства г. Москвы N 40101810800000010041.
10.07.2006г. ОАО "Лобненское ДРСУ" обратилось в МРИ ФНС России N 13 Московской области, в Управление Федерального Казначейства г. Москвы с заявлениями о перечислении указанных платежей в Управление Федерального Казначейства Московской области, на расчётный счет N 40101810600000010102, либо на расчётный счет ОАО "Лобненское ДРСУ" (л.д.32,33)
С аналогичными заявлениями ОАО "Лобненское ДРСУ" обращалось в УФНС РФ г. Москвы (письмо N 48 от 8.08.06.), в УФНС РФ Московской области (письмо N 80 от 13.12.06) (л.д.34,35)
1.11.2006г. Управление Федерального Казначейства г. Москвы в ответ на письмо ОАО "Лобненское ДРСУ" сообщило, что в соответствии с письмами Минфина России от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 "а"\2909 и Федерального казначейства от 18 октября 2006 г. N42-52-10\504 указанные поступления могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального казначейства г. Москвы на основании письменного обращения в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в которое платёж был ошибочно перечислен, администратора поступлений в бюджеты по субъекту Российской Федерации, в который данный платеж должен был поступить, с приложением к нему копии заявления плательщика. (л.д.41)
Управление Федеральной налоговой службы Московской области в ответ на заявление ОАО "Лобненское ДРСУ" сообщило в письме от 26.12.2006г., что принятие решений(распоряжений).подготовка обращений в органы казначейства о возврате поступлений осуществляется администратором поступлений (его территориальным органом) на основании заявления плательщика по месту зачисления платежа, т.е налоговым органом, осуществляющим в установленном порядке взаимодействие с УФК по субъекту ,на балансовый счет 40101 которого, зачислены администрируемые налоговыми органами платежи. (л.д.42)
19.01.2007г., 13.07.2007 г. ОАО "Лобненское ДРСУ" обратилось в МРИ ФНС России N 13 Московской области с заявлением о письменном обращении в Управление Федерального казначейства г. Москвы с просьбой возвратить ошибочно перечисленные на единый казначейский счет Управления налоги и сборы в сумме 653923,91 руб. и зачислить указанную сумму на казначейский счет Управления Федерального казначейства Московской области N 4010181810800000010041 и зачесть возвращенные суммы налогов и страховых взносов в счет погашения недоимки ОАО "Лобненское ДРСУ" по указанным налогам и взносам. (л.д.38,40)
28.09.2007г. Межрайонная инспекция ФНС России N 13 Московской области в ответ на обращения ОАО "Лобненское ДРСУ" сообщило, что по причине неправильного оформления платёжных документов, за ОАО "Лобненское ДРСУ" значится неисполненная обязанность по уплате налогов. Для возврата денежных средств МРИ ФНС N 13 Московской области предложило уплатить числящуюся задолженность по налогам и сборам. (л.д.45)
Министерство Финансов Российской Федерации в письме от 18 октября 2006 г. N 42-5.2-10\504 разъяснило, что возврат средств, ошибочно перечисленных плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предназначавшихся к уплате на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации, в том числе и налоговых платежей, производится в соответствии с письмом Минфина России от 24 октября 2005 г. N 02-14-10"а"\2909,на основании письменного обращения в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в которое
платеж был ошибочно перечислен, администратора поступлений в бюджет по субъекту Российской Федерации, в который данный платеж должен был поступить с приложением к нему копии заявления налогоплательщика (л.д.81)
Согласно письму Минфина РФ от 24 октября 2005 г. N 02-14-10 "а"\2909 платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства на территории по субъекту Российской Федерации учитываются как неклассифицированные платежи и могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального Казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. К обращению администратора платежа должна быть приложена копия заявления плательщика.
Возврат плательщику указанных средств производится Управлением Федерального Казначейства по субъекту Российской Федерации в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня обращения администратора платежа в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, поскольку принятие решение затрагивает права Управления Федерального Казначейства г. Москвы, не привлеченного к участию в деле, апелляционный суд отменят решение арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2007 г., переходит к рассмотрению и привлекает к участию в деле Управление Федерального Казначейства г. Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.266, подп.4 п.4 ст.270, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда московской области от 6 декабря 2007 г. отменить.
Назначить рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции на 31 января 2008 г. на 10 часов 00 минут.
Привлечь к участию в деле Управление Федерального Казначейства г. Москвы.
ОАО "Лобненское ДРСУ" уточнить заявленные требования, копию направить лицам, участвующим в деле.
МРИ ФНС России N 13 по Московской области - явка, отзыв на уточненное заявление.
Управление Федерального Казначейства г. Москвы - явка, отзыв на уточненное заявление.
Председательствующий |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-20314/07
Истец: ОАО "Лобненское ДРСУ"
Ответчик: МРИ ФНС России N 13 по Московской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по городу Москве