Представительство зарегистрировано в ИМНС России по г. Москве. В апреле 2003 г., в июне и июле 2004 г. представительство ошибочно перечислило налог на доходы физических лиц и единый социальный налог на счета ИМНС России N Б. В ноябре 2004 г. при проведении выверки налоговых платежей в своей инспекции на счетах всех перечисленных налогов были обнаружены недоимки. По письму представительства ИМНС России N Б вернула в конце года на счета ИФНС России по г. Москве все ошибочно зачисленные суммы налогов. На 31 декабря 2004 г. задолженности по данным налогам представительство не имело, однако ему были начислены пени по всем налогам за "просроченные платежи".
В течение полутора лет ни одна из инспекций не уведомила представительство ни о задолженности по налогам, ни о излишне полученных суммах от незарегистрированного налогоплательщика. При сдаче отчетов в фонды было получено подтверждение всех платежей и, следовательно, совпадение сальдо по всем отчетным периодам.
Может ли представительство выиграть в суде против ИФНС России по г. Москве иск о неправомерности начисления пеней, учитывая то, что бюджет и фонды получили все платежи вовремя? Возможно ли решить этот вопрос с налоговой службой путем мирного урегулирования?
Как следует из вопроса, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог были уплачены в соответствии с требованиями законодательства (вовремя и в соответствующие бюджеты и фонды), но через налоговую инспекцию, в которой организация не состоит на учете. Налоговым органом на уплаченные в другую инспекцию суммы налога начислены пени, что отражено в карточке лицевого счета представительства.
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 июля 2002 г. N 202-О, пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. Неуплата или неполная уплата налога (недоимка) означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).
В рассматриваемой ситуации суммы налога были получены федеральным бюджетом и внебюджетными фондами в срок, установленный законодательством, что подтверждается верным указанием в платежных поручениях кодов бюджетной квалификации (КБК) и иных необходимых реквизитов для идентификации платежа. Указание неверного получателя платежа означает, что контроль осуществлялся налоговым органом, в котором налогоплательщик не состоял на учете, что не влечет за собой неполучения соответствующим бюджетом суммы налога.
Следовательно, обязанность по уплате налога исполнена налогоплательщиком, а указание неверного контролирующего органа не означает, что налогоплательщик не уплатил сумму налога. В связи с этим, по мнению автора, правовые основания для начисления пеней отсутствуют.
Арбитражной практики по спорам, возникшим в связи с ошибочным перечислением налогоплательщиком сумм налога в налоговую инспекцию, в которой он не состоит на учете, в справочно-нормативных базах не содержится. Однако имеется положительная судебная практика по вопросам ошибочного указания кода бюджетной классификации при перечислении налогов*(1).
Суды по таким спорам придерживаются позиции, заключающейся в неправомерности начисления налоговыми органами пеней по тем основаниям, что указание налогоплательщиком неверного КБК не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом и к несвоевременности уплаты налога.
На основании изложенного имеется большая вероятность вынесения судом решения по спору о неправомерности начисления пеней в пользу налогоплательщика.
Необходимо уточнить, что взыскание налоговым органом суммы пеней возможно только при условии неисполнения налогоплательщиком требования об уплате суммы недоимки и пеней (п. 2, 3 ст. 46 НК РФ). Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и не позднее десяти дней с момента вынесения решения по результатам налоговой проверки (ст. 70 НК РФ). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации налог был ошибочно перечислен в апреле 2003 г., в июне и июле 2004 г. Следовательно, на сегодняшний день налоговым органом пропущен срок для направления требования об уплате налога и пеней и принятия решения о взыскании. Однако решение о взыскании суммы пеней может быть принято налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки.
Решение этого вопроса путем мирного урегулирования, вероятно, не приведет к желаемому результату. Однако можно сослаться на имеющуюся судебную практику и предложить налоговому органу внести изменения в карточку лицевого счета. Кроме этого бездействие налогового органа (невнесение изменений в карточку лицевого счета) может быть обжаловано в вышестоящий орган (ФНС России) в соответствии со ст. 137, 138 НК РФ. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (п. 2 ст. 139 НК РФ).
А.В. Пластикова,
налоговый юрист компании "ФБК"
1 июля 2005 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2003 г. по делу N Ф08-1856/2003-704А; ФАС Волго-Вятского округа от 08.09.2003 г. по делу N А29-1435/2003А; ФАС Уральского округа от 13.11.2003 г. по делу N Ф09-3820/03-АК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru