г. Москва
18 марта 2008 г. |
Дело N А41-К2-11388/06 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Мордкиной Л.М., Чучуновой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Свиридова В.К., дов. от 11.03.2008 г., Стекачевой И.В., дов. от 11.03.2008 г.,
от ответчика: Селезнева А.А., дов. от 29.11.2007 г. N 11-10245,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Егорьевский лесхоз" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2008 г. по делу N А41-К2-11388/06, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Федерального государственного учреждения "Егорьевский лесхоз" к Инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Егорьевску Московской области о признании частично недействительным решения от 19.04.2006 г. N 55 и встречный иск Инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Егорьевску Московской области к Федеральному государственному учреждению "Егорьевский лесхоз" о взыскании штрафных санкций в размере 905849,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Егорьевский лесхоз" (далее - учреждение, Егорьевский лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточненных требований, принятых судом, к Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 19.04.2006 г. N 55 в части привлечения учреждения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) НДС, в виде штрафа в размере 919115,40 руб., доначисления НДС в сумме 4234407 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1230081 руб. Кроме того, Инспекция федеральной налоговой службы РФ по г. Егорьевску Московской области заявила встречный иск к Федеральному государственному учреждению "Егорьевский лесхоз" о взыскании штрафных санкций в размере 905849,60 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2008 г. в удовлетворении заявленных требований учреждения отказано; встречный иск инспекции удовлетворен полностью.
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что Егорьевский лесхоз в соответствии с Положением о Егорьевском лесхозе, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 г. N 874, - юридическое лицо, поэтому он в силу ст. 143 НК РФ является налогоплательщиком НДС. В 2003-2004 г.г. учреждение осуществляло реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом в результате осуществления рубок промежуточного пользования, что в соответствии со ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения НДС, оно должно было уплачивать НДС в бюджет, однако не сделало этого, в связи с чем было правомерно привлечено налоговым органом к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, ему был обоснованно доначислен НДС, начислены штраф и пени.
Удовлетворения встречный иск инспекции суд первой инспекции указал на то, что учреждение обоснованно привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС, в виде штрафа в размере 921256 руб., ему было вставлено требование N 1643 об уплате налоговой санкции, однако учреждением часть штрафных санкций была уплачена, в связи с чем с учреждения был взыскан штраф в размере 905849,60 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением п. 3 ст. 38, ст. ст. 39, 143, п. 1, п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. ст. 83, 91 Лесного кодекса РФ.
При этом учреждение ссылается на то, что операции по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, не включались учреждением в налогооблагаемую базу при исчислении НДС, поскольку производство рубок ухода и санитарных рубок относится к исключительной компетенции лесхоза, в связи с чем действие п. 1 ст. 146 НК РФ на данные отношения не распространяется; средства от реализации древесины, полученной в результате рубок ухода и санитарных рубок, имеют статус собственных средств, являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства и налогообложению не подлежат. Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное
Представитель инспекции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные в письменных пояснениях на нее, выслушав представителя инспекции и представителей учреждения, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Егорьевского лесхоза за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г., в ходе которой установлено, что учреждение в период с апреля 2003 г. по декабрь 2004 г. в нарушение ст. 143 НК РФ не включало в налогооблагаемую базу по НДС обороты от операций по реализации древесины, полученной от санитарных рубок и рубок ухода за лесом, о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 30.03.2006 г. N 27 (т. 1 л.д. 10-20).
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, протокол разногласий, представленный учреждением, руководитель инспекции вынес решение от 19.04.2006 г. N 55 о привлечении Егорьевского лесхоза к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) налогов в общей сумме 922979 руб., в том числе НДС в размере 921256 руб., транспортного налога - 96 руб., местных целевых сборов - 1627 руб.; учреждению предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 4604898 руб., в том числе по НДС в сумме 4595577 руб., по транспортному налогу - 1185 руб., по местным целевым сборам - 8136 руб., а также пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 1232886 руб., в том числе по НДС в сумме 1230081 руб., по транспортному налогу - 281 руб., по местным целевым сборам - 2524 руб. (т. 1 л.д. 27-34).
На основании указанного решения инспекцией выставлено требование от 19.04.2006 г. N 1643 об уплате налоговых санкций (т. 2 л.д. 130).
Апелляционный суд считает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных учреждением требований, по следующим основаниям.
В силу статьи 143 Кодекса организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов.
Согласно Положению о Егорьевском лесхозе, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 г. N 874, Егорьевский лесхоз является юридическим лицом - федеральным государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов, и соответственно является плательщиком НДС (т. 1 л.д. 40-47).
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер по уходу за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 п. 2 ст. 146 НК РФ также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи из объектов налогообложения.
Судом установлено, что лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер по уходу за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Применение в данным правоотношениям положений п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ является необоснованным, поскольку операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку данные операции в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ могу выполняться и лесопользователями.
Тот факт, что осуществление промежуточных рубок не является исключительным полномочием лесхоза, подтверждается и п.п. 24 п. 10 Положения о Егорьевском лесхозе, согласно которому Егорьевкий лесхоз в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок (т. 1 л.д. 44).
Довод учреждения о том, что средства, полученные лесхозом от реализации товаров (работ, услуг), учитывались и расходовались на финансирование его основной хозяйственной деятельности, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, так как статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Таким образом, взыскание с учреждения НДС не противоречит бюджетному законодательству.
Из вышеизложенного следует, что операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии с действовавшим законодательством в спорный период.
Указанная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 06.07.2004 г. N 1331/04 и N 3332/04.
Поскольку учреждение является налогоплательщиком НДС, оно в соответствии со ст. 168 НК РФ обязано при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) сумму налога. Указанные требования учреждением не соблюдены.
На основании изложенного, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что законным является решения инспекции от 19.04.2006 г. N 55 в части привлечения учреждения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) НДС, в виде штрафа в размере 919115,40 руб., доначисления НДС в сумме 4234407 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1230081 руб.
Из решения инспекции следует, что учреждение привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) НДС, в виде штрафа в размере 921256 руб., однако часть суммы штрафа была учреждением уплачена, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворен встречный иск налогового органа о взыскании с Егорьевского лесхоза налоговых санкций в размере 905849 руб.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10 января 2008 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-11388/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУ "Егорьевский лесхоз" без удовлетворения.
Председательствующий: |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-11388/06
Истец: ФГУ "Егорьевский лесхоз"
Ответчик: ИФНС России по г. Егорьевску Московской области