г. Москва
28 марта 2008 г. |
Дело N А41-К2-16828/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.
судей Гагариной В.Г., Мордкиной Л.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пунцева А.Е.
при участии в заседании:
от заявителя: Усановой Е.И., дов. от 11.12.2007 г. N 00-833;
от ответчика: Носкина Н.А., дов. 14.01.2008 г. N 04-04/0009@
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИФНС РФ N 5 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2007 г. по делу NА41-К2-16828/07, принятого судьей Рымаренко А.Г., по заявлению ОАО "Подольский электромеханический завод" к МРИ ФНС России N 5 по Московской области о возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов в сумме 266839,85 руб. и взыскании процентов в сумме 11404 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ПЭМЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к МРИФНС РФ N 5 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением, с учетом уточненных требований, принятых судом, о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в сумме 266839,85 руб. и 11404 руб. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов (л.д. 47-48).
Решением от 05.12.2007 г. Арбитражного суда Московской области заявленные требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что общество уплатило страховые взносы, ошибочно указав иные коды бюджетной классификации, неоднократно обращалось в налоговый орган с требованием сначала о зачете, впоследствии о возврате ошибочно уплаченных сумм, однако инспекция, являющаяся администратором, своевременно не предприняла необходимых мер для возврата излишне уплаченных сумм.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ от 31.12.2001 г. "О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах", ст. 78 НК РФ.
По мнению налогового органа, на страховые взносы не распространяются положения ст. 78 НК РФ, поскольку действующим законодательством установлена иная природа этих обязательных платежей. Кроме того, не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения. В настоящее время правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отсутствуют.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить как необоснованное и незаконное.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов жалобы как неосновательных.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции и представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что обществом платежными поручениями от 30.03.2007 г. N 315, от 30.03.2007 г. N 322, от 30.03.2007 г. N 316, от 30.03.2007 г. N 323 перечислена сумма страховых взносов в размере 266839,85 руб., при этом ошибочно указаны КБК. (л.д. 29-32).
В связи с тем, что в платежных поручениях неверно указан КБК, общество 11.04.2007 г. обратилось с заявлением N 00-236 в инспекцию с требованием вернуть деньги на расчетный счет ОАО "Подольский электромеханический завод" (л.д. 33).
Впоследствии 16.05.2007 г. общество обратилось в инспекцию с требованием внести исправления, поскольку им неправильно были проставлены коды бюджетной классификации (л.д. 34).
Письмом инспекции от 25.05.2007 г. N 13/9069 обществу отказано в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов, со ссылкой на то, что Федеральным Законом N 167-ФЗ не определен орган, иное лицо, уполномоченное производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, не установлен порядок проведения такого зачета (возврата). (л.д. 35).
Письмом инспекции от 04.06.2007 г. N 13/9515 обществу также отказано в проведении зачета ошибочно уплаченных сумм (л.д. 36).
Вывод суда первой инстанции о том, что МРИФНС РФ N 5 по Московской области является администратором поступления в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, и обязана была произвести зачет или возврат в соответствии со ст. 78 НК РФ является правильным.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.01 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон) под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Из статьи 2 Закона следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с Приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Статьей 2 вышеназванного Федерального закона и статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
При казначейском исполнении бюджета Пенсионного фонда страховые взносы учитываются на соответствующих кодах бюджетной классификации, администратором которых в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н являются налоговые органы.
Приказом Минфина России от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
С учетом вышеизложенного вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что МРИФНС РФ N 5 по Московской области обладает полномочиями для принятия решения о зачете (возврате) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении ФАС МО N КА-А41-/12166-07.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ (в ред. ФЗ от 27.06.2006 г. N 137-ФЗ, вступившая в силу с 01.01.2007 г.) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога, осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Судом установлено, что общество 11.04.2007 г. обратилось с письменным заявлением в инспекцию о возврате излишне уплаченного налога, которое было получено налоговым органом, о чем свидетельствуют ответы налогового органа (л.д. 35, 36). В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан был в течении десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика направить поручение на возврат излишне уплаченной суммы налога в территориальный орган Федерального казначейства. Однако налоговый орган своевременно свою обязанность не выполнил, поэтому в соответствии с вышеуказанными нормами закона налогоплательщик имел право на получение процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Налогоплательщиком представлен расчет сумм, подлежащих взысканию с инспекции, согласно которому сумма процентов составляет 11404,66 руб. (л.д. 52). Расчет процентов проверен судом, является правильным и не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05 декабря 2007 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-16828/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИФНС РФ N 5 по Московской области без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 5 по Московской области 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-16828/07
Истец: ОАО "Подольский электромеханический завод"
Ответчик: МРИ ФНС России N 5 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-421/2008