Земельный налог: правительственные инициативы
В конце апреля состоялось заседание Правительства РФ, на котором был рассмотрен ряд вопросов и один из них: о проектах федеральных законов о внесении изменений в законодательство РФ по реализации основных направлений налоговой политики на 2007-2009 годы.
Проектом федерального закона предусматривается внесение уточнений в несколько глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации, связанных большей частью с решением отдельных вопросов, возникших в процессе применения положений Кодекса. Большинство изменений, предлагаемых в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, направлено на упрощение механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также установление большей определенности при применении отдельных норм.
В том числе законопроектом предлагается внести изменения в главу 31 "Земельный налог" Кодекса.
В частности, в соответствии со статьей 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом глава 31 Кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Для решения данного вопроса законопроектом предлагается включить в статью 391 Кодекса положение о порядке определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 393 Кодекса отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 6 статьи 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода. При этом пунктом 3 статьи 398 Кодекса установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому законопроектом предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 393 Кодекса, согласно которому отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Законопроектом устанавливается единый подход к применению налоговой ставки земельного налога, определенной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в отношении как предоставленных, так и приобретенных земельных участков.
В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов. При этом применение повышающих коэффициентов связано с периодом проектирования и строительства недвижимости. Однако данное положение не позволяет определить конкретный срок, с которого должны применяться данные коэффициенты, что создает возможность возникновения спорных ситуаций в процессе контроля за применением этих коэффициентов.
В целях разрешения данной проблемы законопроектом устанавливается, что применение повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, и исчисление налога начинается с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки.
М. Чеботарев,
корр. "эж-ЮРИСТ", по материалам
интернет-ресурсов Правительства РФ
"эж-ЮРИСТ", N 18, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru