г. Москва
15 апреля 2008 г. |
Дело N А41-К2-15143/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2008 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.В.
судей Макаровской Э.П., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Текиевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Чирик М.В., по доверенности от 30.07.07 б/н, паспорт 4507 772635;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Ядринском районе Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.08 по делу N А41-К2-15143/07, принятое судьей Утроповым Б.М., по заявлению ГУ УПФ РФ в Ядринском районе Чувашской Республики к ОАО "ПЭМЗ" о взыскании 370413,16 руб. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ядринском районе Чувашской республики (далее - ГУ УПФ РФ в Ядринском районе Чувашской Республики, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Подольский электро-механический завод" (далее - ОАО "ПЭМЗ", общество) о взыскании 370413,16 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.02.08 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 95-97).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального права (л.д. 102-105).
Представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте пояснениях к апелляционной жалобе, считая решение суда законным, жалобу - необоснованной.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя общества, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ядринский машиностроительный завод ОАО "Подольский электромеханический завод" обособленное подразделение ОАО "Подольский электромеханический завод" зарегистрирован в пенсионном фонде в качестве страхователя, регистрационный номер страхователя 015-019-00154.
Пенсионным фондом установлен факт неуплаты Обществом в установленный срок страховых взносов за 4 квартал 2006 г. в сумме 335200 руб. 54 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 320548 руб. 54 коп. задолженности и на накопительную часть трудовой пенсии - 14652 руб.
В связи с неуплатой Обществом в срок страховых взносов, Пенсионным фондом начислены Обществу пени в размере 35212 руб. 62 коп., в том числе 34976 руб. 72 коп. - на страховую часть трудовой пенсии и 235 руб. 90 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии.
01.06.07 в адрес общества выставлено требование N 384 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 01.06.07г., согласно которому обществу необходимо уплатить в добровольном порядке указанную сумму задолженности в срок до 21.06.2007г.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке в установленный срок, Пенсионный фонд обратился в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи ежемесячно производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
В соответствии со ст. 23 Закона о пенсионном страховании под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода.
Пунктом 2 ст. 24 Закона о пенсионном страховании определено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. По итогам года страхователь представляет также Декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта года, следующего за истекшим периодом.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из приведенных выше норм следует, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, что также подтверждается и положением абзаца третьего пункта 2 ст. 24 Закона о пенсионном страховании, согласно которым данные об исчислении и уплаченных сумм авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ст. Закона о пенсионном страховании, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно п. 4 ст. 26 Закона о пенсионном страховании исполнение по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются в процентах от неуплаченной суммы просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В соответствии п. 3 ст. 26 Закона о пенсионном страховании, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Так как в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не содержится положений, регламентирующих порядок взыскания недоимок и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно необходимо применять соответствующие нормы НК РФ.
В ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой согласно ст. 11 НК РФ признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требований налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктами 1 и 2 ст. 57 НК РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пленум ВАС РФ в пункте 19 постановления N 5 от 28.02.2001г. "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" разъяснил, что требование об уплате пени должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пени.
Таким образом, исходя из анализа названных норм, под соответствующими пенями понимаются суммы, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретного налога, а требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в установленный ст. 70 НК РФ срок и содержать в соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пени.
Однако требование, выставленное обществу не содержит достаточных данные о размере задолженности по страховым взносам и периоде их возникновения, что не позволяет установить обоснованность и правильность начисления заявленной ко взысканию суммы пени, расчета начисленных пеней с указанием периодов начисления, сумм недоимок, на которые произведено начисление пеней.
В соответствии с ч.б ст. 215 АПК РФ, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания дл взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из представленных документов: протокола к ведомости уплаты страховых взносов за 2006 год, декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2006 год, реестра учета платежей страхователей за период с 01.10.2006г. по 26.07.2007г. без дополнительных пояснений невозможно установить размер подлежащей взысканию задолженности за 4 квартал 2006 года.
Согласно ст. 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионное страховании в Российской Федерации", пени начисляются со дня, следующего за днем наступления срока платежа.
В силу положений ст. 24 названного Федерального закона, срок уплата платежей страхователем-организацией за отчетный период устанавливается расчетным путем - не позднее 14 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Согласно информации содержавшейся в требовании N 384 от 01.06.2007г. об уплате недоимки по страховым взносам, задолженность образовалась в 2006 году.
Срок уплаты страховых взносов за 2006 год (4 квартал 2006 года) - не позднее 14 апреля 2007 года.
Следовательно, пени могут быть начислены на недоимку, только начиная с 15 апреля 2007 года.
Тогда как из расчета взыскиваемой задолженности усматривается, что пени начислены Пенсионным фондом с 01.01.2007г. по 01.06.2007г.
Кроме того, пени начислены на недоимку на задолженность в суммах: 555478 руб. 94 коп. - по страховой части трудовой пенсии и 14652 руб. - по накопительной части трудовой пенсии, что не корреспондируется с размером недоимки по уплате страховых взносам за 4 квартал 2006 года, отраженной в требовании N 384 от 01.06.2007г. и в представленных документах - протоколе к ведомости уплаты страховых взносов за 2006 год и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год.
Обществом наличие недоимки за 4 кв. 2006 года отрицается, в подтверждение указанной позиции представлены платежные поручения об уплате страховых взносов (л.д. 68-80).
В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Однако Пенсионным фондом не исполнены определения суда от 02.10.2007г., 24.10.2007г., 26.11.2007г. и 25.12.2007г. и не представлены: обоснованный расчет взыскиваемой задолженности, проверка с Обществом двусторонняя сверка расчетов не проведена (л.д. 22, 50, 61, 84)
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требования Пенсионного фонда о взыскании с общества 370413,16 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются апелляционным судом.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-15143/07 от 04 февраля 2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Ядринском районе Чувашской Республики без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Иванова |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-15143/07
Истец: Управление Пенсионного Фонда РФ в Ядринском районе Чувашской республики - Чувашии
Ответчик: ОАО "Подольский электромеханический завод"
Кредитор: МРИ ФНС России N 5 по Московской области