г. Москва
21 апреля 2008 г. |
Дело N А41-К2-18754/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2008 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сыроежкиной М.С.,
при участии в заседании:
от истца: Щербенин С.В. - адвокат, доверенность N б/н от 09.04.2007г.,
от ответчика: Петрова Л.А. - специалист I разряда юридического отдела, доверенность N 2.4-11/0002@ от 09.01.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2008 года по делу N А41-К2-18754/07, принятое судьей А.Г. Рымаренко, по иску (заявлению) ООО "Русскарт" к ИФНС России по г.Мытищи Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русскарт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г.Мытищи Московской области о признании недействительными решений N N 242, 114 от 31.08.2007г.
Решением суда от 21 января 2008 года по делу N А41-К2-18754/07 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по г.Мытищи Московской области, в которой она просит решение суда отменить, полагая, что уточненная декларация подается только при оформлении дополнительных листов к книге покупок за налоговый период, в котором была зарегистрирована счет - фактура до внесения в нее исправлений. В нарушение п.7 раздела II и п.16 раздела III Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, дополнительные листы книг покупок и продаж, обществом не оформлены. На момент проведения проверки, общество представило неполный пакет документов по двадцати двум организациям, а именно: не представлены товарные накладные, договоры с контрагентами, в связи с чем, не подтверждено принятие на учет товара, не представлены акты выполненных работ (ООО "Билла", ООО "Седьмой континент-Р", ЗАО "Перекресток"). Товарные накладные по форме ТОРГ-12 и договоры поставки продукции представлены обществом только с возражениями по акту камеральной проверки. По обществам, "Нефтесрой" и "Скандия - М" - договоры поставки представлены не были, по ООО "Полюса" не представлен на проверку договор поставки продукции и товарные накладные.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что счета - фактуры ООО "Билла", ООО "Верона", ООО "Полюса" оформлены с нарушением п.п.2, 5, 6 ст.169 НК РФ: в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) отсутствует описание выполненных работ, в представленных на проверку счета - фактурах с ООО "Верона" в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) указаны "Г/К 465Ч300Ч270 мм с печатью", в связи, с чем невозможно определить какие товары поставлены. В счете - фактуре ООО "Полюса" N 27 от 25.01.2007г. отсутствует расшифровка подписи главного бухгалтера. Поскольку счет - фактура с расшифровкой представлена 10.07.2007г., вычет по НДС не может быть заявлен в январе 2007 г.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылается на то, что поскольку в нарушение п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщиком по взаимоотношениям с ООО "Билла", ООО "Седьмой континент-Р", ЗАО "ТД "Перекресток" не представлены акты выполненных работ, невозможно определить обоснованность и экономическую выгоду оказанных услуг.
Кроме того, инспекция полагает, что суд необоснованно отказал в привлечении общества к налоговой ответственности по п.1 ст.120 НК РФ, поскольку обществом не представлено подтверждение раздельного учета при наличии операций, облагаемых разными налоговыми ставками: 0% и 18%.
Рассмотрев материалы дела, доводы, заслушав представителей сторон, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: на основании акта камеральной проверки от 20.06.2007г. N 47, с учетом возражений на акт, начальником Инспекции ФНС России по г.Мытищи приняты решения N 242 и N 114 от 31.08.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.120 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (т.1 л.д.8-14, 15).
Кроме того, данными решениями, Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4321835 руб. за январь 2007 г.
Основанием для отказа Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость является неподтверждение заявленных налоговых вычетов: отсутствие раздельного учета по операциям, облагаемым по ставкам 0% и 18%, в нарушение п.4 ст.170 НК РФ; нарушение п.п.2, 5 ст.169 НК РФ; нарушение п.7 раздела II и п.16 раздела III Правил ведения журналов полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000г. N 914, при внесении изменений в книги покупок и продаж.
Не согласившись с решениями налогового органа, Общество обратилось с заявлением в суд.
Как усматривается из материалов дела, Обществом для подтверждения налоговых вычетов по НДС, в Инспекцию и в материалы дела представлены следующие документы: договоры поставки с контрагентами (т.1 л.д.53-54, 100-104; т.2 л.д.7-8, 35-37, 46-47, 70-71, 92, , 101-103, 110-112, 121-123, 130-132; т.3 л.д.15-17, -27, 35-37, 67-70, 77-78, 81-83, 86-93, 108-125, 132-140); счета - фактуры, товарные накладные (т.1 л.д.55-83, 94-99, 105-150; т.2 л.д.1-6, 9-34, 38-45, 48-69, 72-91, 93-100, 104-109, 113-120, 124-129, 133-150; т.3 л.д.1-14, 18-24, 29-34, 38-66, 71-76, 79-80, 84-85, 94-95, 105-107, 131; т.4 л.д.8-9); книга покупок (т.1 л.д.48-52).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В соответствии с п.1 ст.173, п.п. 1-3 ст.176 НК РФ налогоплательщик по итогам каждого налогового периода самостоятельно исчисляет общую сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет в результате сложения сумм налога на добавленную стоимость отдельно по каждой операции уменьшая ее на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Указанные суммы вычетов согласно п.1 ст.172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающие оплату сумм налога на добавленную стоимость налоговому агенту.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исчисления, уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость содержат перечень документов, наличие которых является необходимым и достаточным для подтверждения права на возмещение налога.
Обществом соблюдены необходимые условия для применения налогового вычета, и данный факт подтверждается представленными в Инспекцию и в материалы дела документами.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товара сумм налога к вычету. Счета - фактуры, выставленные с нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом.
Пунктом 5 ст. 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказан услуг); наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описан выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-факту товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (возможности их указания); цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога; сумма акциза по подакцизным товарам; налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.
Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Апелляционный суд считает довод налогового органа о том, что счета - фактуры ООО "Билла", ООО "Верона", ООО "Полюса" оформлены с нарушением п.п.2, 5, 6 ст.169 НК РФ: в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) отсутствует описание выполненных работ, в представленных на проверку счета - фактурах с ООО "Верона" в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) указаны "Г/К 465Ч300Ч270 мм с печатью", в связи, с чем невозможно определить какие товары поставлены, необоснованным, по следующим основаниям.
Как усматривается из счетов - фактур, выставленных ООО "Верона", в графе наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) указано наименование товара: "Г/к 465*300*270мм с печатью". Как пояснил в судебном заседании представитель налогоплательщика, ООО "Верона" поставляло продукцию - гофрокартон, буквенное обозначение "Г/к" обозначает сокращенное наименование товара. В материалы дела также представлены: договор поставки N 17/1 от 10.01.2007г. (т.2 л.д.70-71), товарные накладные (т.2 л.д.82-91).
Ссылка налогового органа на то, что в выставленной счет - фактуре N 27 от 25.01.2007г. ООО "Полюса" в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) отсутствует описание выполненных работ, не может быть принята апелляционным судом, поскольку из представленной в материалы дела счет - фактуры представляется возможным определить наименование товара, в данном случае, - картофельные хлопья. Кроме того, в материалы дела представлена товарная накладная (т.3 л.д.85) и договор поставки N 10-1/01 от 10.01.2007г. (т.3 л.д.81-83).
Ссылка налогового органа на отсутствие в счет - фактуре N 27 от 25.01.2007г. расшифровки подписи главного бухгалтера несостоятельна, поскольку данное требование по заполнению счет - фактуры не содержится в п.6 статьи 169 НК РФ.
Согласно п.6 ст.169 НК РФ счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета - фактуры индивидуальным предпринимателем счет - фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Кроме того, к счет - фактуре приложена товарная накладная N 29 от 25.01.2007г., в которой имеется подпись главного бухгалтера ООО "Полюса" с расшифровкой - Степанов А.Г. (т.3 л.д.85).
В связи с вышеизложенным, довод инспекции о неправомерности заявления налогового вычета в январе 2007 г., несостоятелен.
Довод налогового органа о том, что счет - фактуры ООО "Билла", в которых в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" указаны "выполнены услуги по договору" без описания выполненных работ, не является основанием для вычета сумм НДС, необоснован, поскольку в материалах дела имеется дополнительное соглашение к договору от 01.01.2007г. N ВР-07-107 с детальным перечнем оказываемых услуг, направленных на привлечение внимания к товарам, на формирование или поддержание интереса и продвижение на рынке к производимым или поставляемым товарам (т.1 л.д.93). В счетах - фактурах и актах выполненных работ имеются ссылки на конкретный пункт договора услуг (т.1 л.д.94-99).
Как усматривается из возражений по акту камеральной налоговой проверки от 20.06.2007г. N 47 за январь 2007 г., Обществом самостоятельно были представлены недостающие документы (т.1 л.д.22-24), однако налоговый орган не учел представленные документы и вынес оспариваемый ненормативный акт.
Кроме того, согласно абзацу 3 и 4 статьи 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому орган произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнении в правильности уплаты налогов, и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения, обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
В п.2.5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. N 267-О указано, что по смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также одновременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Налоговый орган не воспользовался своим правом и не затребовал у налогоплательщика необходимых документов.
Ссылка инспекции на то, что при отсутствии актов выполненных работ по договорам с ООО "Билла", ООО "Седьмой континент-Р", ООО "ТД "Перекресток" не представляется возможным определить, какие именно услуги оказаны, их обоснованность и экономическую выгоду, что является нарушением п.1 ст.252 НК РФ, не имеет отношения к налогу на добавленную стоимость, поскольку данная статья устанавливает расходы и их группировку в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
По результатам проверки налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.120 НК РФ.
Апелляционный суд считает, что допущенные налогоплательщиком нарушения при оформлении счетов - фактур: отсутствие описания выполненных работ, отсутствие наименования товара, отсутствие расшифровки подписи в счет - фактуре, а также отсутствие дополнительных листов в книге покупок и продаж, не подпадает под понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, установленное статьей 120 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей указанной статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Оспариваемым решением налогового органа событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.120 НК РФ, не установлено.
Согласно п.4 ст.170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
В соответствии с п.7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000г. N 914 покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов - фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. При этом, в соответствии с тем же Постановлением Правительства Российской Федерации покупатели оформляют книгу покупок по форме, являющейся приложением к данному Постановлению Правительства РФ.
По данной форме ведется раздельный учет облагаемых НДС оборотов по разным ставкам.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт, решение.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 331.21 НК РФ апелляционный суд считает необходимым взыскать с инспекции в пользу федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, п.1 ст.269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2008 года по делу N А41-К2-18754/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-18754/07
Истец: ООО "Русскарт"
Ответчик: ИФНС России по г. Мытищи Московской области