г. Москва
26 мая 2008 г. |
Дело N А41-К2-412/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Кузнецова А.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пунцевой А.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мельникова А.Е., дов. от 12.10.2006 г. N 15,
от ответчика: Ботневой Ю.Г., дов. от 14.01.2008 г. N 15/0007@,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Можайску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2008 г. по делу N А41-К2-412/08, принятое судьей Поповченко В.С., по заявлению Банка России к инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Можайску Московской области о признании недействительным решения налогового органа об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных сумм налога и страховых взносов и об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога и страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Банк России в лице начальника Полевого учреждения Пригородное (далее - учреждение) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточненных требований, принятых судом, к инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Можайску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 20.09.2007 г. N 514 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в не возврате уплаченного ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов с выплат военнослужащим, прикомандированным к Банку России, в сумме 199944,35 руб. по страховой части трудовой пенсии, в сумме 60983,04 руб. по накопительной части трудовой пенсии, ЕСН в сумме 667173,52 руб., из них ТФОМС - 88896,69 руб., ФФОМС - 5449,09 руб., ФСС - 95095,83 руб., ПФ фед. 477731,91 руб. (л.д. 2-5, 46-47).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2008 г. заявленные требования ПУ ЦБ РФ Пригородное удовлетворены в полном объеме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела документов усматривается, что у учреждения имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по ЕСН, в связи с чем им 29.12.2004 г. в налоговый орган было подано заявление о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002-2003 г. Заявление учреждением было подано в пределах трехлетнего срока, предусмотренного ст. 78 НК РФ, Федеральная налоговая служба России является администратором поступлений в бюджеты Российской федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемой на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, следовательно, решение инспекции от 20.09.2007 г. N 514 об отказе в осуществлении возврата и действия по не возврату излишне уплаченного ЕСН и страховым взносов являются незаконными, в связи, с чем суд обязал инспекцию произвести возврат заявленной к возмещению суммы ЕСН и страховых взносов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением п. п. 5, 6 ст. 78, ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По мнению налогового органа, судом необоснованно не приняты доводы инспекции о том, что возврат учреждению излишне уплаченных страховых взносов и ЕСН произведен не был, поскольку у него имелась недоимка по пеням по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1305,42 руб.; заявления о зачете указанной суммы недоимки от учреждения не поступало. Кроме того, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют. Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель учреждения в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя учреждения и представителя инспекции, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2004 г. Министерством по налогам и сборам были даны разъяснения относительно того, что выплаты с военнослужащих не подлежат налогообложению, в связи с чем учреждением были представлены в налоговый орган уточненные расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по ЕСН за период с 2002 г. по 2004 г. (л.д. 6, 10).
Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлениями от 15.12.2004 г. о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН за 2001 г., ответ на которое налоговым органом не был дан (л.д. 7); от 29.12.2004 г. от 29.12.2004 г. о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002-2003 г.г., ответ на которое налоговым органом дан не был (л.д. 8-9).
В связи с тем, что инспекцией ответ на заявления учреждения дан не был, оно 10.07.2007 г. повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате в форме зачета в счет будущих платежей суммы переплаты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 11).
Кроме того, учреждением было подано заявление от 21.08.2007 г. о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д. 13), на основании которого инспекцией вынесено решение от 24.08.2007 г. N 470 об отказе возврата переплаты по страховым взносам, в связи с тем, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения (л.д. 14).
Учреждением 04.09.2007 г. было подано повторное заявление о возврате переплаты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 17), на основании которого инспекцией вынесено решение от 20.09.2007 г. N 514, которым учреждению отказано в возврате переплаты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в связи с тем, что данное заявление было подано по истечении трех лет со дня уплаты налога и взносов (л.д. 18).
В соответствии с абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Учреждение своевременно и в полном объеме исполнило свою обязанность по уплате страховых взносов, что не оспаривается налоговым органом.
Факт наличия у учреждения переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 60983,04 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 199944,35 руб., а также по единому социальному налогу в общей сумме 667173,52 руб.. в том числе ТФОМС - 88896,69 руб., ФФОМС - 5449,09 руб., ФСС - 95095,83 руб., ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 477731,91 руб., подтверждается актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.07.2007 г. от 13.08.2007 г. N 1969, от 13.08.2007 г. N 1970, от 13.08.2007 г. N 1971, от 13.08.2007 г. N 1972, от 13.08.2007 г. N 1973, от 13.08.2007 г. N 1974 (л.д. 19-24), следовательно, учреждение вправе требовать возврата денежных средств, излишне уплаченных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также излишне уплаченного ЕСН.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской федерации осуществляется страховщиком, которым является пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, утверждения инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и о том, что законодательством не определен орган и порядок, который обязан осуществить зачет спорной суммы, являются необоснованными.
В связи с изложенным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии у инспекции права и обязанности на осуществление зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
С учетом того, что Законом об обязательном пенсионном страховании не регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, указанные правоотношения регулируются статьей 78 НК РФ.
Согласно п. 13 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а органы государственных внебюджетных фондов пользуются при этом правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 НК РФ для налоговых органов.
В соответствии с п. 7 и п. 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика; возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Заявления о возврате излишне уплаченного ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были поданы обществом своевременно, в связи с чем довод налогового органа о пропуске трехлетнего срока на возврат переплаты по ЕСН и страховым взносам является необоснованным.
Несостоятельной апелляционный суд считает ссылку инспекции на то, что возврат учреждению излишне уплаченных страховых взносов и ЕСН произведен не был, поскольку у него имелась недоимка по пеням по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1305,42 руб.; заявления о зачете указанной суммы недоимки от учреждения не поступало, по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу п. 5 ст. 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговым органом самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим Кодексом, решение о зачете сумм излишне уплаченного налога принимаются налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положения п. п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ в их системной взаимосвязи не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки.
Из справки о состоянии расчетов от 11.02.2008 г. N 1304 по состоянию на 01.01.2005 г. усматривается, что у учреждения имелась переплата по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 51774,12 руб., недоимка по пени в сумме 1305,42 руб. (л.д. 37-39).
Таким образом, получив заявления учреждения от 15.12.2004 г. и от 29.12.2004 г. о возврате излишне уплаченной суммы ЕСН, налоговый орган был вправе самостоятельно произвести зачет недоимки по налогу.
Кроме того, из пояснений представителя учреждения следует, что у учреждения не было недоимки по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, указанная недоимка явлется технической ошибкой, допущенной налоговым органом.
Факт отсутствия у общества недоимки по ЕСН был установлен судом первой инстанции и подтверждается актами совместной сверки расчетов.
Суд апелляционной инстанции, изучив в совокупности все представленные доказательства, полагает, что правильным является вывод суда первой инстанции о том, что решение инспекции от 20.09.2007 г. N 514 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения, в связи с чем обоснованно признано недействительным. Также судом обоснованно признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в не возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ЕСН, и на инспекцию обоснованно возложена обязанность по возврату учреждению переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 60983,04 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 199944,35 руб., а также по единому социальному налогу в общей сумме 667173,52 руб.. в том числе ТФОМС - 88896,69 руб., ФФОМС - 5449,09 руб., ФСС - 95095,83 руб., ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 477731,91 руб.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20 марта 2008 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-412/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Можайску Московской области без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с инспекции федеральной налоговой службы России по г. Можайску 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-412/08
Истец: Центральный Банк РФ Полевое учреждение Пригородное
Ответчик: ИФНС России по г. Можайску Московской области
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1418/2008