г. Москва
06 июня 2008 г. |
Дело N А41-К1-18328/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Минкиной Г.Т., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Заболотним С.Н.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Осипян Л.М., протокол от 01.09.06 г.;
от ответчика (должника): Цыплакова Т.Н., по доверенности N 2-29/5 от 10.01.08 г.; Кочеткова И.В., по доверенности N 2-16/205 от 09.03.06 г.; Назарова В.Н., по доверенности N 2-29/7 от 10.01.08 г.;
3-и лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 8 апреля 2008 года по делу N А41-К1-18328/07, принятое судьей Макаровой Т.М., по иску (заявлению) ОАО "СПК "Новая жизнь" к Администрации Ступинского муниципального района, при участии третьего лица - Муниципального образования "Сельское поселение Аксиньинское", об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сельскохозяйственная производственная компания "Новая жизнь" (ОАО "СПК "Новая жизнь") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (Администрация Ступинского района), при участии третьего лица - Муниципальное образование "Сельское поселение Аксининское" (МО "С/п Аксиньинское"), об обязании принять в муниципальную собственность следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства:
1) Жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Мещерино, д. N 7;
2) Водозаборный узел, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, село Городня;
3) Водозаборный узел, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, село Федоровское;
4) Водозаборный узел, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, деревня Боброво;
5) Водозаборный узел, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, деревня Зевалово;
6) Водозаборный узел, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, село Сапроново.
Арбитражный суд Московской области решением от 8 апреля 2008 года удовлетворил заявленные ОАО "СПК "Новая жизнь" требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Ступинского района просит решение суда первой инстанции от 08.04.08 г. отменить. как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального права.
В судебное заседание не явился представитель МО "С/п Аксиньинское", в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со ст.156 АПК РФ в отсутствие указанного представителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 1992 году сельскохозяйственное предприятие колхоз "Новая жизнь" реорганизовано в Товарищество с ограниченной ответственностью "Мещерино" (правопредшественник СПК "Новая жизнь"), на баланс которого переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения колхоза, не вошедшие в уставной капитал товарищества и расположенные на территории Ступинского района.
Как указывает ОАО "СПК "Новая жизнь", истец письмами от 11.05.05 г., N 81 от 16.05.05 г., от 22.06.06 г., N 121 от 25.08.05 г., от 13.09.05 г., от 27.04.06 г., N 54 от 14.08.06 г., от 16.02.07 г., N 25 от 29.03.07 г. неоднократно обращался к Администрации Ступинского района с просьбой принять в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства, состоящие на балансе общества (л.д. 14-23).
Администрация Ступинского района вышеуказанные объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность района до настоящего времени не приняла, в связи с чем истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ОАО "СПК "Новая жизнь" требования, исходил из того, что спорные объекты недвижимого имущества подлежат включению в муниципальную собственность района на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Также суд первой инстанции указал, что поскольку Закон Московской области N 129/2007-ОЗ от 19.08.07 г. не предусматривает возникновение права собственности с/п Аксиньинское на имущество, не вошедшее в перечень, утвержденный данным законом, спорные объекты подлежат передаче в муниципальную собственность Ступинского района.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что в соответствии с Законом Московской области N 129/2007-ОЗ от 19.08.07 г. "О разграничении муниципального имущества между Ступинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе городским поселением Михнево, городским поселением Малино, городским поселением Жилево, сельским поселением Семеновское, сельским поселением Аксиньинское и сельским поселением Леонтьевское" проведено разграничение имущества между Ступинским районом и сельским поселением Аксиньинское, при этом дополнительно выявленное имущество, расположенное в границах данного поселения и не включенное в перечень, утвержденный данным законом, должно быть принято в муниципальную собственность сельским поселением Аксиньинское.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что ОАО "СПК "Новая жизнь", требуя принять в муниципальную собственность района объекты недвижимого имущества, не представило полный пакет технической и инвентаризационной документации на данные объекты.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" проведено разграничение государственной собственности РФ и строго определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 Приложения N 3 к указанному постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в частности, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находились, объекты согласно данному постановлению передаются в муниципальную собственность.
Исходя из вышеуказанных норм права, объекты социально-культурного и бытового назначения, а также объекты инженерной инфраструктуры относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "СПК "Новая жизнь" в период с 2005 года по 2007 год неоднократно обращалось к Администрации Ступинского района с просьбой принять в муниципальную собственность вышеперечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства, состоящие на балансе общества и не вошедшие в его уставной капитал, однако Администрация Ступинского района данные объекты в муниципальную собственность не приняла (л.д. 14-23).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Законом Московской области N 129/2007-ОЗ от 19.08.07 г., которым проведено разграничение имущества между Ступинским районом и сельским поселением Аксиньинское, дополнительно выявленное имущество, расположенное в границах данного поселения и не включенное в перечень, утвержденный законом, должно быть принято в муниципальную собственность сельским поселением Аксиньинское, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельным.
В силу п. 1 ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" от 22.08.04 г. N 122-ФЗ в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена безвозмездная передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность городских и сельских поселений, образованных в границах муниципальных районов, в соответствии с разграничением вопросов местного значения.
Пунктом 4 ч. 11.1. вышеуказанной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан принять его на основании закона субъекта РФ в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу.
Таким образом, безвозмездная передача имущества производится между вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими и сельскими поселениями на основании закона субъекта РФ, определяющего порядок решения вопросов местного значения.
Законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городским округами, принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления, при этом не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта РФ о разграничении указанного имущества.
Пунктом 4 ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления до 1 января 2009 года осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Статьей 9 Закона МО N 129/2007-03 от 19.08.07 г. утвержден перечень муниципальных учреждений и муниципального имущества Ступинского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность сельскому поселению Аксиньинское Ступинского муниципального района Московской области, согласно приложению 5 к настоящему Закону.
В приложении N 5 к данному закону спорного имущества в перечне объектов, подлежащих передаче в собственность сельского поселения Аксиньинское, не имеется.
Статьей 10 закона предусмотрено, что право собственности на муниципальное имущество Ступинского муниципального района Московской области, передаваемое в собственность сельскому поселению Аксиньинское Ступинского муниципального района Московской области, указанное в разделах 1, 6, 8, 10, 11, 14 приложения 5 к настоящему Закону, возникает со дня вступления в силу настоящего Закона.
Право собственности на муниципальные учреждения и муниципальное имущество Ступинского муниципального района Московской области, передаваемые в собственность сельскому поселению Аксиньинское Ступинского муниципального района Московской области, указанные в разделах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 12, 13 приложения 5 к настоящему Закону, возникает со дня вступления в силу закона Московской области об отнесении соответствующего вопроса местного значения к перечню вопросов местного значения сельского поселения Аксиньинское Ступинского муниципального района Московской области, но не позднее 1 января 2009 года.
Вышеуказанный закон не предусматривает возникновение права собственности сельского поселения Аксиньинское на имущество, не вошедшее в перечень, утвержденный данным законом.
Учитывая вышеуказанные нормы права, арбитражный апелляционный суд полагает, что сельское поселение Аксиньинское не наделено полномочиями по самостоятельному принятию в муниципальную собственность спорного имущества без утверждения и согласования в установленном законом порядке перечня такого имущества.
Кроме того, Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" от 22.08.04 г. N 122-ФЗ и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, устанавливающие обязательность передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, обладают большей юридической силой, чем Закон Московской области N 129/2007-ОЗ от 19.08.07 г.
Поскольку объекты социально-культурного и бытового назначения, а также объекты инженерной инфраструктуры относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания закона, суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию Ступинского района принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что ОАО "СПК "Новая жизнь", требуя принять в муниципальную собственность района объекты недвижимого имущества, не представило полный пакет технической и инвентаризационной документации на данные объекты, арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованной.
Постановление Правительства Российской Федерации N 374 от 13.06.06 г. "О перечнях документов, необходимых для принятие решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ" определяет перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность, при этом каких-либо условий, ограничений либо обременений для осуществления передачи в муниципальную собственность имущества в связи с отсутствием технической документации на объекты законом не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ОАО "СПК "Новая жизнь" требования.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из вышеизложенного, Администрацией Ступинского района не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований.
Оснований для удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда законное, обоснованное.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, арбитражный апелляционный суд полагает, что с Администрации Ступинского района подлежит взысканию госпошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 8 апреля 2008 года по делу N А41-К1-18328/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Ступинского муниципального района Московской области госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. в доход федерального бюджета РФ.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
Г.Т. Минкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К1-18328/07
Истец: ОАО "СПК "Новая жизнь"
Ответчик: Администрация Ступинского района
Третье лицо: УФНС по МО, Сельское поселение Аксиньинское