г. Москва
14 июля 2008 г. |
Дело N А41-К2-22545/06 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Ивановой Л.Н., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Заболотним С.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации Одинцовского района: Покатилова Л.Г., по доверенности N 43 от 12.03.08 г.;
от ОАО "ФСК ЕЭС": Канищева В.И., по доверенности N 244-08 от 01.07.08 г.;
от ТУ ФАУФИ по МО: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 7 апреля 2008 года по делу N А41-К2-22545/06, принятое судьей Козловым Р.П., по иску (заявлению) ОАО РАО "ЕЭС России" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, при участии третьего лица - ТУ ФАУФИ по МО, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" (РАО "ЕЭС России") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Одинцовского района Московской области (Администрация Одинцовского района), выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, общей площадью 367, 2 кв.м., реестровый номер В7702014, предъявлении необоснованных условий для принятия данного дома, содержащихся в письме от 03.08.06 г. N 2.1.8./7880, а также обязании Администрации Одинцовского района принять в муниципальную собственность вышеуказанный жилой дом.
Арбитражный суд Московской области решением от 21 декабря 2006 года частично удовлетворил заявленные РАО "ЕЭС России" требования, обязав Администрацию Одинцовского района принять в муниципальную собственность спорный жилой дом, за исключением квартир N N 2,3,4.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2007 года N КГ-А41/3851-07 вышеуказанный судебный акт отменен, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области, при этом суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду следует разрешить вопрос о привлечении к участию в деле Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, исследовать вопрос возможности обращения РАО "ЕЭС России" с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, определить, был ли соблюден порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, установленный ч. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 30-34, т.2).
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции определением от 13 ноября 2007 года привлек к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) (л.д. 50, т.2).
Определением от 20 декабря 2007 года суд первой инстанции исключил из числа третьих лиц ФАУФИ и привлек к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (ТУ ФАУФИ по МО) (л.д. 62, т.2).
Арбитражный суд Московской области решением от 7 апреля 2008 года частично удовлетворил заявленные РАО "ЕЭС России" требования, обязав Администрацию Одинцовского района принять в муниципальную собственность спорный жилой дом, за исключением квартир N N 2,3,4.
В апелляционной жалобе Администрация Одинцовского района просит решение суда первой инстанции от 07.04.08 г. отменить, как вынесенное с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.
7 июля 2008 года в адрес Десятого арбитражного апелляционного суда поступило письменное ходатайство Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС") о процессуальной замене РАО "ЕЭС России" на его правопреемника - ОАО "ФСК ЕЭС".
В обоснование вышеуказанного ходатайства заявителем представлены протокол внеочередного Общего собрания акционеров РАО "ЕЭС России" о реорганизации данного общества путем присоединения к ОАО "ФСК ЕЭС", а также свидетельство N 011168212 от 1 июля 2008 года о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности РАО "ЕЭС России".
В соответствии со ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Учитывая вышеуказанные нормы права, а также изучив представленные ОАО "ФСК ЕЭС" документы в подтверждение правопреемства последнего от РАО "ЕЭС России", арбитражный апелляционный суд полагает необходимым произвести процессуальную замену РАО "ЕЭС России" его правопреемником - ОАО "ФСК ЕЭС".
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, РАО "ЕЭС России" неоднократно в период с 2002 года по 2006 год обращалось к Администрации Одинцовского района с просьбой принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, общей площадью 367, 2 кв.м., реестровый номер В7702014, что подтверждается имеющимися в материалах дела письмами от 01.03.02 г. N ЯУ-1587, от 17.02.03 г. N ЯУ-673, от 04.05.06 г., от 21.07.06 г.
В ответ на вышеуказанные обращения Администрация Одинцовского района письмами от 28.03.02 г. N 1-18/439, от 10.06.03 г. N 1-18/977, от 24 мая 2006 года N 2.1.8./4726, от 03.08.06 г. сообщала РАО "ЕЭС России" о том, что не возражает против принятия в муниципальную собственность данного объекта, но только после представления пакета документов и ремонтно-восстановительных работ.
По мнению РАО "ЕЭС России", бездействие Администрации Одинцовского района, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, общей площадью 367, 2 кв.м., реестровый номер В7702014, и предъявлении необоснованных условий для принятия данного дома, содержащихся в письме от 03.08.06 г. N 2.1.8./7880, является незаконным, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные РАО "ЕЭС России" требования, исходил из того, что в 2002 году МИО РФ, осуществляющее полномочия собственника в отношении спорного имущества, приняло решение о его передаче в муниципальную собственность, при этом заявителем выполнены все предусмотренные законом действия для осуществления передачи спорного дома в муниципальную собственность, тогда как Администрация Одинцовского района необоснованно уклоняется от принятия объекта.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что суд необоснованно не принял во внимание ходатайство Администрации Одинцовского района об отказе в удовлетворении заявленных РАО "ЕЭС России" требований на том основании, что обществом пропущен установленный ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд.
Также заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора применил нормы права, не подлежащие применению, поскольку на момент обращения общества в арбитражный суд Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1, а также Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.07.06 г. N 437.
В апелляционной жалобе администрация ссылается на п. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ, в соответствии с которым решение о передаче имущества в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти с учетом волеизъявления органа местного самоуправления, при этом перечень документов, необходимых для принятия такого решения, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.06.06 г. N 374.
С данными доводами заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определен перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 Приложения N 3 к вышеуказанному постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения, при этом, независимо от того, на чьем балансе они находятся, данные объекты передаются в муниципальную собственность.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20.02.02 г. N 44 утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО", не подлежащих приватизации, по состоянию на 1 июля 1992 года, при этом в данный перечень внесен жилой 8-ми квартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35 (л.д. 8, 47, т.1).
Распоряжением МИО РФ от 15 апреля 2002 года N 926-р "Об утверждении перечня объектов недвижимости в составе имущественного комплекса пансионата "60 лет ГОЭЛРО" указанный дом внесен в реестр федерального имущества и передан на ответственное хранение и в пользование РАО "ЕЭС России", что подтверждается Выпиской из реестра федеральной собственности по состоянию на 03.10.05 г. (л.д. 8, 48, т.1).
Пунктом 3 Распоряжения МИО РФ N 926-р РАО "ЕЭС России" предложено обеспечить в трехмесячный срок передачу в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность", находящийся в федеральной собственности 8-ми квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, д. 35, в муниципальную собственность Одинцовского района (л.д. 48-49, т.1).
В силу п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов, оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи имущества.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что на момент обращения общества в арбитражный суд Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1, а также Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.07.06 г. N 437, арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованной.
Правоотношения сторон по поводу передачи жилого дома в муниципальную собственность возникли в 2002 году и являются длящимися, решение о передаче Администрации Одинцовского района 8-квартирного дома, расположенного в Одинцовском районе, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, принято МИО РФ 15 апреля 2002 года.
Распоряжение МИО РФ от 15.04.02 г. N 926-р вынесено на основании постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 г., постановления Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность".
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно руководствовался при разрешении спора указанными нормативными правовыми актами, а также Распоряжением Правительства РФ от 17.10.02 г. N 1453-р, действовавшим до 14.07.06 г., согласно которому хозяйствующим субъектам, имевшим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, рекомендовано осуществить их передачу в муниципальную собственность.
Поскольку являющееся на момент возникновения спорных правоотношений собственником имущества МИО РФ в установленном законом порядке принято решение о передаче жилого дома в муниципальную собственность, у Администрации Одинцовского района не имелось основания для уклонения от принятии в собственность жилого дома.
Из материалов дела следует, что РАО "ЕЭС России" во исполнение действовавших на тот момент Распоряжения МИО РФ от 15.04.02 г. N 926-р, постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 г., постановления Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235, письмом от 01.03.02 г. N ЯУ-1587 обратилось в Администрацию Одинцовского района с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность 8-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, д. 35, находящегося в федеральной собственности и состоящего на балансе заявителя (л.д. 80, т.1).
В ответ на вышеуказанные обращения Администрация Одинцовского района письмами от 28.03.02 г. N 1-18/439, от 10.06.03 г. N 1-18/977, от 24 мая 2006 года N 2.1.8./4726, от 03.08.06 г. сообщала РАО "ЕЭС России" о том, что не возражает против принятия в муниципальную собственность данного объекта, но только после представления пакета документов и ремонтно-восстановительных работ.
Однако законодательство, регулирующее вопросы передачи федерального имущества в муниципальную собственность, в том числе п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, не предусматривает обязанность передающей стороны производить ремонт передаваемого имущества.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что требование Администрации Одинцовского района об обязательном проведении РАО "ЕЭС России" ремонта передаваемого в муниципальную собственность жилого дома неправомерно.
Более того, в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания объектов недвижимого имущества несет собственник данного имущества.
РАО "ЕЭС России" не является собственником спорного жилого дома, который в силу закона с момента разграничения государственной собственности относится к муниципальному имуществу.
Что касается довода заявителя апелляционной жалобы о том, что РАО "ЕЭС России" не соблюден установленный п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок передачи объектов в муниципальную собственность и не представлен пакет документов, установленный постановлением Правительства РФ от 13.06.06 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственность субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"", то арбитражный апелляционный суд не может с ним согласиться.
Поскольку правоотношения между сторонами по поводу передачи в муниципальную собственность спорного жилого дома являются длящимися и на момент вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ решение о передаче данного объекта в муниципальную собственность было уже принято Распоряжением МИО РФ от 15.04.02 г., порядок передачи и перечень необходимых для передачи документов регламентировался постановлением Правительства от 07.03.95 г. N 235.
Пунктом 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ, на который ссылается Администрация Одинцовского района, также установлена обязанность органов местного самоуправления принять федеральное имущество в муниципальную собственность на основании решений федеральных органов власти, осуществляющих полномочия собственника передаваемого имущества.
Администрация Одинцовского района в письмах от 28.03.02 г. N 1-18/439, от 10.06.03 г. N 1-18/977, от 24 мая 2006 года N 2.1.8./4726, от 03.08.06 г. сообщала РАО "ЕЭС России" о том, что не возражает против принятия в муниципальную собственность данного объекта, но только после представления пакета документов и проведения обществом ремонтно-восстановительных работ.
Иных оснований, препятствующих передаче имущества в муниципальную собственность, в том числе, ссылок на несоблюдение РАО "ЕЭС России" установленного п. 1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядка передачи имущества, в данных письмах не указано.
Таким образом, РАО "ЕЭС России" выполнило все предусмотренные законом обязательства по передаче жилого дома в муниципальную собственность, однако Администрация Одинцовского района в нарушение вышеуказанных норм права от принятия в собственность спорного дома уклонялась.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на пропуск РАО "ЕЭС России" установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованной.
Положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассматриваемому спору не применимо, поскольку по существу заявленные требования являются требованием о понуждении к исполнению обязанности, установленной нормативным актом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
Письма Администрации Одинцовского района от 10.06.03 г. N 1-18/977 и от 24 мая 2006 года N 2.1.8./4726, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, свидетельствуют не об отказе администрации принять в муниципальную собственность спорное имущество, а подтверждают бездействие последней в виде уклонения от принятия в муниципальную собственность жилого дома.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Администрации Одинцовского района и обязал Администрацию Одинцовского района принять в муниципальную собственность жилой дом, находящийся по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, общей площадью 367, 2 кв.м., реестровый номер В7702014, за исключением приватизированных квартир N N 2,3,4.
Оснований для удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется. Решение суда законное, обоснованное.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену ОАО РАО "ЕЭС России" на ОАО "ФСК ЕЭС" в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда Московской области от 7 апреля 2008 года по делу N А41-К2-22545/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-22545/06
Истец: ОАО РАО "ЕЭС России"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального района
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по Московской области