г. Москва
05 августа 2008 г. |
Дело N А41-К2-23198/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей: Быкова В.П., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Очировой Н.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства транспорта Московской области N 10-08/МТдов от 29.12.2007 г.; Свиридова О.Л., представитель по доверенности N 18-08/МТдов от 29.12.2007 г.; Фуфаева Ю.О., представитель по доверенности N 23-08/МТдов от 29.12.2007 г.,
от ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие": Крутова А.В., представитель по доверенности б/н от 09.07.2007 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автобус-Тур" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2008 года по делу N А41-К2-23198/07, принятое судьей Козловым Р.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортное агентство "Автобус-Тур" к Министерству транспорта Московской области при участии в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Кимрское автотранспортное предприятие" о признании недействительным действий Министерства транспорта Российской Федерации по организации конкурса и признании недействительными итогов конкурса,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортное агентство "Автобус-Тур" (далее - ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании проведения Министерством транспорта Московской области конкурса 23 октября 2007 года на заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по межсубъектному маршруту N 101 "Дубна (ул.Березняка) - Кимры (Автостанция)" и по межсубъектному маршруту N 111 "Дубна (Вокзал) - Кимры (Савелово)" незаконными; о признании итогов конкурса, проведенного Министерством транспорта Московской области на заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по межсубъектному маршруту N 101 "Дубна (ул.Березняка) - Кимры (Автостанция)" и межсубъектному маршруту N 111 "Дубна (Вокзал) - Кимры (Савелово)" недействительными (том 1, л.д.3-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2008 года к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Кимрское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие") (том 2, л.д.120).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 3, л.д.7-9). Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Министерства транспорта Российской Федерации по организации конкурса, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что решением конкурсной комиссии нарушены права и законные интересы ОАО "Транспортное агентство "Автобус-Тур".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на неправильное применение судом норм материального права, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (том 3, л.д.17).
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на неправильность выводов суда первой инстанции относительно нарушения прав и обязанностей заявителя, поскольку ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур" ранее выполняло перевозки по маршрутам N 101 "Дубна (ул.Березняка) - Кимры (Автостанция)" и N 111 "Дубна (Вокзал) - Кимры (Савелово)" и представило в Министерство транспорта Московской области полный комплект установленных нормативно-правовыми актами документов для получения разрешения на организацию перевозок по указанным маршрутам. Также заявитель жалобы указал на применение судом первой инстанции нормативно правового акта не подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Министерства транспорта Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили судебный акт оставить в силе.
Представитель ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" пояснил, что решение суда является законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, 23 октября 2007 года Министерством транспорта Московской области организовало проведение конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межсубъектным маршрутам регулярного сообщения.
ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур" и ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" были поданы заявки на право заключения договоров по выполнению пассажирских перевозок по межсубъектным маршрутам N 101 "Дубна (ул.Березняка) - Кимры (Автостанция)" и N 111 "Дубна (Вокзал) - Кимры (Савелово)".
Согласно выписки из Протокола N 2/10 об итогах конкурса от 23 октября 2007 года (исх.N 1199 от 29.10.2007 г.) решением конкурсной комиссии победителем конкурса по маршрутам N 101 "Дубна (ул.Березняка) - Кимры (Автостанция)" и N 111 "Дубна (Вокзал) - Кимры (Савелово)" признано ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" (том 1, л.д.37-38).
В соответствии с результатами конкурса Министерством транспорта Московской области с ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" был заключен договор N МТ-Д/07-174 на выполнение пассажирских перевозок по вышеназванным маршрутам.
Не согласившись с решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 23 октября 2007 года, ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур" обратилось в суд с заявлением о признании действий Министерства транспорта Российской Федерации по организации и проведению конкурса незаконными и признании итогов конкурса недействительными.
Требования заявителя мотивированы отсутствием у Министерства транспорта Московской области полномочий на проведение конкурса на право заключения договоров по выполнению пассажирских перевозок.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм, необходимым условием для признания действий уполномоченных органов недействительными является одновременно несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые действия Министерства транспорта Московской области соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с часть 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно статье 73, части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне предмета ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование путем принятия законов и иных нормативных правовых актов. Вопросы организации обслуживания населения автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации в предмет исключительного и совместного ведения Российской Федерации, предусмотренного статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации, не входят. Таким образом, регулирование данных вопросов относится к предмету ведения субъекта Российской Федерации.
Указанная правовая позиция поддержана Верховным судом Российской Федерации в определении N 4-Г07-22 от 13.06.2007 г.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом на территории Московской области (пригородное и межмуниципальное сообщение), регулируются Законом Московской области N 268/2005-ОЗ от 27.12.2005 г. "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 указанного Закона порядок проведения конкурсов на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения определяется Правительством Московской области.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения "О проведении конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения", утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 755/29 от 03.08.2006 г. "О формировании маршрутной сети, о конкурсе на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения" организатором конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения является Министерство транспорта Московской области или уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования.
Указанное свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае Министерство транспорта Московской области действовало в рамках полномочий, установленных Законом Московской области N 268/2005-ОЗ от 27.12.2005 г. и Постановлением Правительства Московской области N 755/29 от 03.08.2006 г.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом применена норма права, не подлежащая применению, поскольку Положение о Министерстве транспорта Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области N 905/28 от 28.11.2007 г. "Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" на момент возникновения спорных правоотношений еще не было принято, признан арбитражным апелляционным судом обоснованным. Однако данный довод не может являться основанием для отменены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункта 2 Постановлением Правительства Московской области N 905/28 от 28.11.2007 г. признан утратившим силу пункт 1 Постановления Правительства Московской области N 468/28 от 28.07.2005 г. "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства транспорта Московской области".
Между тем, согласно пунктам 1.1. и 3.11. Положения о Министерстве транспорта Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 468/28 от 28.07.2005 г., Министерство транспорта Московской области также являлось центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным проводить единую государственную политику в транспортном комплексе и было наделено полномочиями по организации конкурсов на право заключения договоров на выполнение регулярных перевозок по межмуниципальным, межсубъектным маршрутам, а также пригородного сообщения.
В Постановлении Правительства Московской области N 905/28 от 28.11.2007 г. "Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" указанные положения не претерпели изменения.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправильность выводов суда первой инстанции относительно нарушения прав и обязанностей заявителя, отклонена арбитражным апелляционным судом, поскольку даже в случае признания торгов недействительными нарушенное право истца не может быть восстановлено, так как признание торгов недействительными не решает вопроса о восстановлении нарушенного права и не влечет автоматическую замену стороны в договоре на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам N 101 "Дубна (ул.Березняка) - Кимры (Автостанция)" и N 111 "Дубна (Вокзал) - Кимры (Савелово)".
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд считает, что признание недействительными итогов конкурса не приведет к восстановлению прав и законных интересов ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур".
Таким образом, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований и у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных ООО "Транспортное агентство "Автобус-Тур" требований.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом в полном объеме, отклоняются как несостоятельные и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2008 года по делу N А41-К2-23198/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Мизяк |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-23198/07
Истец: ООО Транспортное агентство "Автобус-Тур"
Ответчик: Министерство транспорта Московской области
Третье лицо: ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие"
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2009/2008