г. Москва
31 июля 2008 г. |
Дело N А41-К2-19018/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Боровиковой С.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Хохловой Д.А.,
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - Ульянова О.И., по доверенности N 90 от 21.02.08 г.; Смирнов С.В., по доверенности N 90 от 14.05.08 г.;
от Администрации Клинского муниципального района Московской области Крупенин А.А., по доверенности N 621/в-2-13 от 24.04.08 г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Клинского районного потребительского общества Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2008 года по делу N А41-К2-19018/07, принятое судьей Утроповым Б.М., по заявлению Клинского РАЙПО о признании незаконным отказа Администрации Клинского муниципального района Московской области в выдаче разрешения на организацию рынка, при участии третьего лица - Объединения юридических лиц "Ассоциация предпринимателей",
УСТАНОВИЛ:
Клинское районное потребительское общество (Клинское РАЙПО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным отказа Администрации Клинского муниципального района Московской области (Администрация Клинского муниципального района) в выдаче разрешения на право организации рынка по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35, выраженное в п. 2.1. постановления Главы Администрации Клинского муниципального района N 1637 от 01 августа 2007 года, признании недействительным п. 2.1. упомянутого постановления и обязании Администрации Клинского муниципального района выдать Клинскому РАЙПО разрешение на право организации розничного рынка по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35, на объекты недвижимости, принадлежащие Клинскому РАЙПО на праве собственности (т.2 л.д. 98-99, т.3 л.д.5-6).
Определением суда от 7 февраля 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Объединение юридических лиц "Ассоциация предпринимателей" (т.1 л.д. 98).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2008 года по делу N А41-К2-19018/07 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Клинское РАЙПО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 10 апреля 2007 года во исполнение Федерального закона от 30.12.06 г. "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" Клинское РАЙПО обратилось к Администрации Клинского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на организацию универсального рынка по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35 (т.1, л.д. 11).
1 августа 2007 года Глава Клинского муниципального района принял постановление N 1637 "О разрешении на право организации розничных рынков на территории Клинского муниципального района", пунктом 2.1. которого Клинскому РАЙПО отказано в выдаче разрешения на право организации универсального рынка по адресу: г. Клин, ул. Литейная, д. 35 (т.1, л.д. 8).
Уведомлением от 3 августа 2007 года N 1139-2/11 Администрация Клинского муниципального района сообщила Клинскому РАЙПО о том, что в соответствии с протоколом заседания Штаба по вопросам организации торговли на рынках и рыночных комплексах Клинского муниципального района от 31.07.07 г. N 4, а также согласно Постановлению Главы Клинского района от 01.08.07 г. N 1637 заявителю отказано в выдаче разрешения на организацию универсального рынка по адресу: г. Клин, ул. Литейная, д. 35, в связи с отсутствием какого-либо права общества на 13 из 18 объектов недвижимости, расположенных в пределах территории, на которой планируется организовать рынок (л.д.7 т.1).
Полагая, что п. 2.1. постановления Главы Клинского муниципального района от 01.08.07 г. N 1637 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Клинского РАЙПО, последнее обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Клинскому РАЙПО в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих незаконность отказа Администрации Клинского муниципального района в выдаче разрешения Клинскому РАЙПО на право организации розничного рынка.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, ссылается на то обстоятельство, что отсутствие прав на земельный участок и отсутствие рынка по ул. Литейная, д. 35 в Плане организации розничных рынков не могут подтвердить законность отказа Администрации Клинского муниципального района в выдаче разрешения Клинскому РАЙПО на право организации рынка.
Также заявитель апелляционной жалобы полагает, что законодательство не связывает право юридического лица на организацию рынка с наличием права собственности такого лица на объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой планируется организовать рынок.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что статья 7 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", устанавливающая исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на организацию рынка, не предусматривает такого основания для отказа, как наличие на территории рынка объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности третьим лицам.
Арбитражный апелляционный суд считает данные доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане и юридические лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
Исходя из положений вышеуказанной статьи и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в постановлении N 6/8, основанием для признания незаконным отказа Администрации Клинского муниципального района в выдаче Клинскому РАЙПО разрешения на размещение рынка является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.06 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Закон о розничных рынках) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного закона организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу.
В этой связи лица, желающие заниматься организацией торговли на рынках, обязаны в течение 60 дней привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона, что означает необходимость получения ими разрешения на право организации рынка при наличии соответствующего права (собственности, аренды) на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
Пунктом 3 ст. 4 закона установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Закона о розничных рынках Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. N 148 утверждены Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка.
Согласно ст. 5 Закона о розничных рынках и пунктом 3 вышеназванных Правил разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования с приложением следующих документов: 1) копии учредительных документов; 2) выписки из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенную копию; 3) нотариально удостоверенную копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона N 271-ФЗ орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных им заявлении и документах.
Из материалов дела следует, что Клинское РАЙПО, обращаясь к Администрации Клинского муниципального района с заявлением о предоставлении разрешения на право организации рынка, в нарушение вышеуказанной нормы права не представило полный пакет документов, предусмотренных ст. 5 Закона о розничных рынках, в том числе, правоустанавливающие документы на 18 объектов недвижимости, расположенных в пределах территории, на которой планируется организовать рынок (т.1, л.д. 11).
Администрация Клинского муниципального района сообщала заявителю о том, что для получения разрешения на право организации рынка Клинскому РАЙПО в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 г. N 148 Правилами выдачи разрешений на право организации розничного рынка необходимо представить документы, подтверждающие права на объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой заявитель предполагает организовать розничный рынок, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом N 1107-2-11 от 27.07.07 г. (т.1, л.д. 14-15).
Однако полного пакета документов, предусмотренного ст. 5 Закона о розничных рынках, Клинское РАЙПО не представило.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2007 года по делу N А41-К2-9118/07 (т.1, л.д. 61-65).
Более того, в материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности третьих лиц на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35 (т.1, л.д. 84-93).
Учитывая вышеизложенное, Администрацией Клинского муниципального района правомерно вынесено постановление N 1637 от 1 августа 2007 года об отказе в выдаче разрешения Клинскому РАЙПО на право организации универсального рынка по адресу: г. Клин, ул. Литейная, д. 35.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что законодательство не связывает право юридического лица на организацию рынка с наличием права собственности такого лица на объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой планируется организовать рынок, арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованной.
Согласно статье 7 Закона о розничном рынке и пункту 6 Правил заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения на организацию рынка по следующим основаниям: отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 данного Федерального закона; несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 данного Федерального закона; подача заявления о представлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 данного Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что Клинским РАЙПО не представлено доказательств, подтверждающих незаконность отказа Администрации Клинского муниципального района в выдаче заявителю разрешения на право организации рынка по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, д. 35, выраженное в п. 2.1. постановления Главы Администрации Клинского района N 1637 от 01 августа 2007 года.
Кроме того, в силу п. 5.1. Правил работы рынков в Московской области, утвержденных Постановлением Правительства МО от 06.10.00 г. N 117/25 "Об упорядочении торговли на рынках в Московской области", управление рынком осуществляется организацией, создавшей и управляющей рынком и являющейся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка и обеспечивающей условия для осуществления торговой деятельности.
В материалах дела не имеется документов, подтверждающих права Клинского РАЙПО на земельный участок, расположенный по адресу: г. Клин, ул. Литейная, д. 35.
Частью 3 ст. 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал Клинскому РАЙПО в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из вышеизложенного, Клинским РАЙПО не доказаны обстоятельства, на которые оно ссылается в апелляционной жалобе, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-19018/07 от 11 июня 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-19018/07
Истец: Клинское РАЙПО
Ответчик: Администрация Клинского района
Третье лицо: Объединение юридических лиц"Ассоциация предпринимателей"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2274/2008