г. Москва
06 августа 2008 г. |
Дело N А41-5504/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Арсенова И.Г., Диаковской Н.В.
при ведении протокола судебного заседания Ахмадгазизовым И.С.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Ивакино": Топтыгин А.В. по доверенности от 21.04.08 г.,
от Администрации Можайского муниципального района - не явилась, надлежаще извещена,
от Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С. по доверенности от 26.12.07 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 3 июня 2008 года по делу N А41-5504/08, принятое судьей Козловым Р.П. по заявлению Закрытого акционерного общества "Ивакино" о признании незаконным отказа Администрации Можайского муниципального района в предоставлении земельного участка, при участии в деле Министерства имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ивакино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Администрации Можайского муниципального района Московской области в предоставлении ЗАО "Ивакино" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2211 га с кадастровым номером 50:18:000 00 00:0130, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, ЗАО "Ивакино", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, содержащийся в уведомлении от 17.03.08 г. N 973/1-24, а также обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области принять постановление о предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет выше указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 3 июня 2008 г. по делу N А41-5504/08 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Министерство имущественных отношений Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, апелляционный суд установил, что ЗАО "Ивакино" было создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.91 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", постановлением Главы администрации Можайского района от 14.07.92 г. N 1351 в результате реорганизации совхоза "Ивакино".
На основании постановления Главы администрации Можайского района от 11.11.92 г. N 2504 "О передаче земель в коллективно-долевую собственность АО "Ивакино" Акционерному обществу "Ивакино" был передан в аренду с правом последующего выкупа земельный участок общей площадью 2293 га.
Впоследствии общая площадь арендуемых акционерным обществом земель в результате изъятий земельных участков была уменьшена до 2214,8 га, что подтверждается справкой Управления Роснедвижимости по Московской области от 02.11.06 г. N 1781.
В ходе проведения землеустроительных работ площадь указанного земельного участка была уточнена и составила 2211 га, данному участку присвоен кадастровый номер 50:18:000 00 00:0180 (ранее N 50:18:000 00 00:0130).
31.01.2007 г. ЗАО "Ивакино" обратилось в администрацию Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 2211 га, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, ЗАО "Ивакино", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Главы Можайского муниципального района от 20.11.07 г. N 2154-П утвержден проект границ земельного участка площадью 22110000 кв.м.
В направленном в адрес заявителя уведомлении от 17.03.08 г. N 979/1-24 Администрация Можайского муниципального района со ссылкой на п.4 ст.6 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" сообщила о невозможности предоставить ЗАО "Ивакино" в аренду испрашиваемый им земельный участок по мотиву непредоставления заявителем таких документов как согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере архитектуры и градостроительства (Главархитектуры Московской области) и согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность в агропромышленном комплексе (Министерства сельского хозяйства Московской области).
ЗАО "Ивакино" полагает, что данный отказ Администрации Можайского муниципального района в предоставлении ему земельного участка в аренду противоречит нормам п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст.34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с выше указанными требованиями.
Администрация Можайского муниципального района с заявленными требованиями не согласилась, сославшись на то, что на основании п.2 ст.10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п.2 решения Земельной комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г.Можайске и Можайском муниципальном районе от 12.02.07 г. Земельной комиссией 14.04.08 г. в отношении земельного участка площадью 2211 га с кадастровым номером 50:18:000 00 00:0180 было принято решение о выставлении его на аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и что согласно п.2 ст.2 Закона Московской области от 07.06.96 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" проект постановления Главы Можайского муниципального района о проведении аукциона подлежит согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области.
Министерство имущественных отношений Московской области поддержало позицию Администрации Можайского муниципального района, просило отказать в удовлетворении заявленных требований
Признавая незаконным отказ Администрации Можайского муниципального района в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 2211 га, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст.10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ввиду отсутствия других претендентов на него должна осуществляться в определенном ст.34 Земельного кодекса РФ порядке и что в установленный п.5 ст.34 ЗК РФ срок органом местного самоуправления не было принято решение о предоставлении заявителю земельного участка в аренду.
Суд указал, что основанное на п.4 ст.6 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" требование Администрации Можайского муниципального района о предоставлении согласований Главархитектуры Московской области и Министерства сельского хозяйства Московской области, изложенное в уведомлении об отказе заявителю в передаче спорного земельного участка в аренду, противоречит нормам ст.34 ЗК РФ.
Оспаривая решение суда, Министерство имущественных отношений Московской области полагает, что поскольку площадь испрашиваемого заявителем земельного участка превышает 3 га, то в соответствии с п.2 ст.2 Закона Московской области от 07.06.96 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" проект постановления Главы Можайского муниципального района о предоставлении заявителю в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, подлежит обязательному согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на п.1 ст.34 ЗК РФ указывает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, в связи с этим ими должен быть принят акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Таким актом, по мнению Минмособлимущества, является Закон Московской области от 07.06.96 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", ч.4 ст.6 которого устанавливает необходимость включения в землеустроительное дело необходимых для принятия решения о предоставлении незастроенных земельных участков согласований центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности, а также центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность в агропромышленном комплексе (при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения).
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Из представленного в материалы дела кадастрового плана от 26.11.07 г. следует, что спорный земельный участок площадью 22110000 кв.м. с кадастровым номером 50:18:000 00 00:0180 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, что также подтверждается справкой Управления Роснедвижимости по Московской области от 18.02.08 г. N 294-28 (л.д.38, 51).
Суд первой инстанции, по мнению апелляционного суда, сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае в соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.02 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, поскольку рассматривалось только заявление ЗАО "Ивакино" о предоставлении земельного участка в аренду.
В силу пунктов 2-6 ст.34 ЗК РФ лица, заинтересованные в передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела следует, что отказ Администрации Можайского муниципального района в передаче ЗАО "Ивакино" земельного участка в аренду мотивирован необходимостью предоставления со стороны заявителя согласований центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности и центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность в агропромышленном комплексе, предусмотренных нормами п.4 ст.6 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В соответствии с п.4 ст.6 названного выше Закона Московской области указанные согласования должны быть включены в состав землеустроительного дела, необходимого для принятия решения о предоставлении незастроенных земельных участков.
В силу норм ст.ст. 22,23 ФЗ "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, порядок согласования и утверждения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.02 г. N 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно - эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрена необходимость предоставления при формировании землеустроительного дела согласований органов, указанных в уведомлении Администрации Можайского муниципального района от 17.03.08 г.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого отказа органа местного самоуправления в передаче заявителю в аренду испрашиваемого им земельного участка.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в случае признания оспариваемых действий органов местного самоуправления незаконными арбитражный суд в резолютивной части решения указывает на обязанность соответствующего органа местного самоуправления совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В силу изложенного решение суда в части обязания Администрации Можайского муниципального района Московской области в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда принять решение в виде вынесения постановления о предоставлении ЗАО "Ивакино" в аренду спорного земельного участка также является обоснованным.
Кроме того, изложенный в апелляционной жалобе довод о необходимости согласования проекта решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду с Министерством имущественных отношений Московской области не может быть принят судом во внимание, поскольку, как установлено выше, такое согласование действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2008 ч.2 ст.2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23/96-ОЗ от 07.06.96 г., на которую Министерство имущественных отношений Московской области ссылается в апелляционной жалобе, признана недействующей.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 3 июня 2008 года по делу N А41-5504/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
И.Г. Арсенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5504/08
Истец: ЗАО"Ивакино"
Ответчик: Администрация Можайского района
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2287/2008