г. Москва
22 августа 2008 г. |
Дело N А41-К2-1236/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2008 года ,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
Судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): - Худолеев Ю.В. - доверенность б/н от 20.08.2008;
от ответчика: - Елизарьева Т.Г. - доверенность N 03-15-06/1542 от 28.12.2007;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 2 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2008 г. по делу N А41-К2-1236/08, принятое судьей Захаровой Н.А. по заявлению ООО "Декор" к МРИ ФНС России N 2 по Московской области о признании недействительным решения и о возмещении НДС,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Декор" (ООО "Декор", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Московской области (МРИ ФНС России N 2 по МО, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции N 48 от 01.10.2008 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (НДС) и об обязании произвести возмещение НДС за ноябрь 2006 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 2 по Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган, в частности, ссылается на следующее: при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено налоговым кодексом; представление полного пакета документов, определенного ст. 165 НК РФ, для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов непосредственно в суд не является поводом для принятия судом решения о признании незаконным отказа налогового органа в возмещении налога, поскольку проверка законности решения о праве налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов проводится с учетом только тех документов, которыми располагал налоговый орган; в нарушение п.2 раздела 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь, ратифицированным Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ, документы, подтверждающие принятие на учет ввезенных товаров, Обществом не были представлены.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 2 по МО поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Декор" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.05.2007 ООО "Декор" в МРИ ФНС России N 2 по Московской области была представлена уточненная налоговая декларация по НДС (по экспортным операциям с Республикой Беларусь) за ноябрь 2006 г. по налоговой ставке 0%, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС за ноябрь 2006 г. 113.188 руб. (т.1, л.д. 27-30).
С 25.05.2007 по 24.08.2007 налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0%, о чем составлен акт N 18-05/1427-96 от 07.09.2007 (т.1, л.д. 67-70).
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком в соответствии со ст. 165 НК РФ и соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое подтверждает право на применение ставки 0% и возмещение НДС, налоговым органом было вынесено решение N 48 от 01.10.2007 об отказе Обществу в возмещении сумм НДС в размере 113.188 руб. (т.1, л.д. 72-75).
Не согласившись с решением МРИ ФНС России N 2 по МО N 48 от 01.10.2007, ООО "Декор" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 64-68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных п.1 ст. 165 НК РФ.
На основании п.2 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) 8 пункта 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
- договор, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства;
- копии товарных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и условия реализации этого права установлены ст. 176 НК РФ.
Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при налогообложении по ставке 0 процентов установлен п.4 ст. 176 НК РФ, согласно которому суммы, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 ст. 164 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п.6 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Как следует из текста оспариваемого решения, ООО "Декор" одновременно с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 г. представило в налоговый орган предусмотренные ст. 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения указанной налоговой ставки, а именно:
- Контракт N 59/1с от 10.01.2005 (т.1, л.д. 31-32);
- Контракт N В-061м от 21.02.2005 (т.1, л.д. 33-34);
- Дополнительные соглашения к контракту N В-061м от 21.02.2005 N 1 от 16.06.2005, N 2 от 15.11.2005, N 3 от 06.12.2005 (т.1, л.д. 35-37);
- Акт взаимозачетов N 52 от 30.11.2006 (т.1, л.д. 46).
Документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и уплату косвенных налогов с комплектом товаросопроводительных документов:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 93 (т.1, л.д. 42) зарегистрировано налоговым органом Республики Беларусь 10.07.2006 N 1688;
- CMR 0816967 (т.1, л.д. 43);
- товарная накладная N 169 от 31.05.2006 (т.1, л.д. 47);
- счет-фактура N 169 от 31.05.2006 (т.1, л.д. 45);
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 94 (т.1, л.д. 38), зарегистрировано налоговым органом Республики Беларусь 10.07.2006 N 1689;
- CMR 0816968 (т.1, л.д. 39);
- товарная накладная N 170 от 31.05.2006 (т.1, л.д. 40);
- счет-фактура N 170 от 31.05.2006 (т.1, л.д. 41);
Документы, подтверждающие вывоз товаров с территории Республики Беларусь:
- ТТН N 1279841 от 13.11.2006 (т.1, л.д. 53);
- счет-фактура N 1279844 от 13.11.2006 (т.1. л.д. 54);
- ТТН N 1279841 от 13.11.2006 (т.1. л.д. 51);
- счет-фактура N 1279844 от 13.11.2006 (т.1. л.д. 52);
- ТТН N 1279863 от 15.11.2006 (т.1, л.д. 49);
- счет-фактура N 1279863 от 15.11.2006 (т.1, л.д. 50);
- ТТН N 1279910 от 20.11.2006 (т.1, л.д. 47);
- счет-фактура N 1279910 от 20.11.2006 (т.1, л.д. 48).
В соответствии со ст.2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, ратифицированного Федеральным Законом N 181-ФЗ от 28.12.2004, при экспорте применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
В силу п.2 раздела 2 Положения для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств-сторон.
Абзац 2 п. 4 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов дополнительно к требованиям национального законодательства закрепил правило, в соответствии с которым в случае, если налогоплательщиком не представлены все предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения документы для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов, налоговый орган вправе принять решение об обоснованности применения налоговой ставки 0% и вычетов при наличии подтверждения в электронном виде от налоговых органов другой Стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме.
Сумма, заявленная к возмещению в размере 113.188 руб., ранее уплаченная по товарам, по которым применение ставки 0% ранее не было документально подтверждено, была начислена и уплачена по декларации по НДС по ставке 0% за май 2006 г. Дополнительные документы в ходе проверки в соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом истребованы у Общества не были.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налогов на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные при приобретении товаров.
Согласно п.1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствием с положением настоящей статьи.
Согласно п.4 ст. 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 65 от 18.12.2007 положения главы 21 НК РФ, в том числе ст.ст.165 и 176 НК РФ, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС по ставке 0%.
Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятии по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов.
Учитывая данное постановление, ООО "Декор" подало заявление на возмещение НДС путем зачета.
В соответствии с п.3 ст. 172 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со ст. 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
В нарушение ст. 172 НК РФ в решении налогового органа не определено, какие законодательные и нормативные акты нарушены Обществом.
Из материалов дела следует, что ООО "Декор" были выполнены все требования, определенные действующим законодательством о налогах и сборах в реализации гарантированного законом права на возмещение НДС; налогоплательщиком представлен полный пакет документов в обоснование заявленных требований.
В целях обеспечения единообразия судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального Конституционного Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановлением от 12.10.2006 N 53 разъяснил, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Доказательств необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды, а также доказательств, свидетельствующих о неправомерном уменьшении налогового бремени налогоплательщика на основе нарушения или игнорирования смысла, значения и целей норм налогового законодательства, которые могли создать сомнения в добросовестности налогоплательщика, Инспекцией не представлено; Инспекция также не доказала, что совокупность обстоятельств, которые налоговый орган установил при проведении проверки и на которые он ссылается в апелляционной жалобе, связана с наличием у Общества умысла, направленного на незаконное применение налоговых вычетов.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение налогового органа N 48 от 01.10.2007 является незаконным и необоснованным, не отвечает требованиям налогового законодательства, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2008 г. по делу N А41-К2-1236/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 2 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Московской области в доход Федерального бюджета 1000 руб. расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-1236/08
Истец: ООО"Декор"
Ответчик: МРИ ФНС России N 2 по Московской области