г. Москва
13 октября 2008 г. |
Дело N А41-4924/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.
при ведении протокола судебного заседания Ахмадгазизовым И.С.,
при участии в заседании:
от ИП Салимуллиной Ф.А. - Салимуллина Ф.А., Свидетельство ЕГРИП от 25.12.2007 г.;
от Администрации Можайского муниципального района - Коннова С.А., удостоверение N 196, по доверенности N1406 от 20.08.2008 г.
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.08.2008 г. по делу N А41-4924/08, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению Салимуллиной Фении Амировны. к Администрации Можайского муниципального района Московской области о признании незаконным решения земельной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Салимуллина Фения Амировна, являющаяся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - Администрация Можайского муниципального района) о признании незаконным решения земельной комиссии при Администрации Можайского муниципального района Московской области по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г. Можайске и Можайском муниципальном районе от 11.02.2008 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области) и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Управление Роснедвижимости по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2008 г. по делу N А41-4924/08 исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Администрация Можайского муниципального района Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить по мотиву неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Можайского района от 27.12.1991 г. N 278/3 Салимуллиной Ф.А., зарегистрированной в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок общей площадью 5,0 га сельскохозяйственных угодий для организации КФХ по адресу: Московская обл., Можайский район, с/п Бородинское (л.д. 9).
Межевание земельного участка произведено, ему присвоен кадастровый номер 50:18:003 02 07:0123, что подтверждается кадастровым планом от 06.08.2007 г. N 18.14/07-601 (л.д. 6-7).
Право пожизненного наследуемого владения Салимуллиной Ф.А. на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2007 г. серии 50 НБ N 312352 (л.д. 8).
22.10.2007 г. Земельная комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г. Можайске и Можайском муниципальном районе по заявлению Салимуллиной Ф.А. приняла решение о предоставлении в собственность за плату заявительнице земельного участка с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123 площадью 50000 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, с/п Бородинское.
Управлением Роспотребнадзора по Московской области в адрес Салимуллиной Ф.А. были направлены письма N 2343 от 05.10.2007 г. и N 2741 от 09.11.2007 г. с сообщением о том, что данный земельный участок не попадает в первый и второй пояс зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (л.д. 27-28).
11.02.2008 г. Земельная комиссия, повторно рассмотрев по своей инициативе заявление Салимуллиной Ф.А. о предоставлении земельного участка в собственность, приняла решение об отмене ранее принятого решения от 22.10.2007 г. (л.д. 5). Решение от 11.02.2008 г. было принято в связи с представленными Управлением Роспотребнадзора по Московской области сведениями о нахождении спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, что указано в письме Управления Роспотребнадзора по Московской области N 187 от 30.01.2008 г. (л.д. 26).
Салимуллина Ф.А., обращаясь в суд первой инстанции, основывает свои требования на федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в котором, по её утверждению, отсутствуют ограничения в обороте сельскохозяйственных земель, находящихся в зоне санитарной охраны водных объектов.
Администрация Можайского муниципального района Московской области с заявлением не согласилась, указав в отзыве, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123 площадью 50000 кв.м расположен во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, в силу чего земельный участок на основании ст. 27 Земельного кодекса РФ не может быть предоставлен в частную собственность (л.д. 43-45).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что истцом не представлены доказательства, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123 находится во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов.
Оспаривая решение суда, Администрация Можайского муниципального района просит отказать в удовлетворении заявленных требований по тому мотиву, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123 находится на расстоянии 370 м от Можайского водохранилища и входит в пятисотметровый второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с п.2.3.2.4 САНПИН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10. Также Администрация Можайского муниципального района указывает в апелляционной жалобе, что отсутствие утвержденных границ второго пояса зон санитарной охраны Можайского водохранилища, являющегося источником питьевого водоснабжения г. Москвы, не является основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей и граждан от требований законодательства, устанавливающих ограничения в использовании земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Исследовав в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Салимуллина Ф.А. обратилась в суд с заявлением за защитой своих прав в порядке гл. 24 АПК РФ. Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из смысла указанной нормы Администрация Можайского муниципального района должна доказать законность принятия земельной комиссией решения от 11.02.2008 г. об отмене решения данной комиссии от 22.10.2007 г. о предоставлении Салимуллиной Ф.А. в собственность земельного участка площадью 5,0 га.
Как пояснил в судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации Можайского муниципального района, и это обстоятельство подтверждается материалами дела, Земельная комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г. Можайске и Можайском муниципальном районе является органом местного самоуправления при Администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов о выборе и предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, о переоформлении прав на земельные участки. Представитель Администрации Можайского муниципального района также указал, что Глава Можайского муниципального района по сложившейся практике принимает решения только о предоставлении земельных участков, решения об отказе в предоставлении земельных участков принимаются указанной земельной комиссией. Согласно положению о данной земельной комиссии решения комиссии обжалуются в соответствии с действующим законодательством (л.д. 13-14).
Как следует из материалов дела, решение Земельной комиссии от 11.02.2008 г. было мотивировано тем, что согласно письму территориального управления Роспотребнадзора по Московской области N 187 от 30.01.2008 г. земельный участок Салимуллиной Ф.А. попадает во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно норме, содержащейся в п.14 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Администрация Можайского муниципального района в апелляционной жалобе указывает, что на основании исполнительного чертежа, утвержденного 17.04.2008 г. начальником отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области Скадченко М.В. (л.д. 24), земельный участок Салимуллиной Ф.А. находится в 370 м от ближайшей границы Можайского водохранилища, который является источником питьевого водоснабжения г. Москвы. Также Администрация Можайского муниципального района ссылается на п. 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10, согласно которому боковые границы второго пояса зон санитарной охраны (ЗСО) должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности. На основании изложенного Администрация Можайского муниципального района делает вывод о том, что независимо от того, что границы поясов зон санитарной охраны Можайского водохранилища не утверждены, земельный участок Салимуллиной Ф.А. с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123 находится во втором поясе ЗСО Можайского водохранилища.
Апелляционный суд не может согласиться с данным доводом Администрации Можайского муниципального района, поскольку исполнительный чертеж (л.д. 24) не позволяет точно установить границы Можайского водохранилища вследствие отсутствия каких-либо картографических обозначений водных объектов на данном чертеже, а также удаленность земельного участка Салимуллиной Ф.А. от уреза воды Можайского водохранилища.
В силу изложенного, представленный исполнительный чертеж не может быть признан надлежащим доказательством по настоящему делу.
Что касается письма Управления Роспотребнадзора по Московской области N 187 от 30.01.2008 г., на которое ссылается Администрация Можайского муниципального района в обоснование своей позиции по делу, то данное письмо, по мнению апелляционного суда, не является достаточным основанием для признания законным оспариваемого решения Земельной комиссии от 11.02.2008 г., так как не подтверждено документально.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что до настоящего времени Проект зон санитарной охраны Московского водопровода, как признает Управление Роспотребнадзора по Московской области, в установленном порядке не утвержден (л.д. 33-34).
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о недоказанности довода Администрации Можайского муниципального района о нахождении земельного участка Салимуллиной Ф.А. во втором поясе ЗCO Можайского водохранилища, а, следовательно, и законности решения Земельной комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в г. Можайске и Можайском муниципальном районе от 11.02.2008 г. об отмене решения данной комиссии от 22.10.2007 г. согласно которому в собственность гр. Салимуллиной Ф.А. был предоставлен земельный участок площадью 50000 кв.м с кадастровым номером 50:18:003 02 07:0123.
В связи с изложенным, требование Салимуллиной Ф.А. о признании незаконным решения земельной комиссии при Администрации Можайского муниципального района Московской области от 11.02.2008 г. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2008 года по делу N А41-4924/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4924/08
Истец: Салимуллина Ф.А.
Ответчик: Администрация Можайского района
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по Московской области, Управление Федеральной солужбы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области