г. Москва
07 октября 2008 г. |
Дело N А41-8584/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Макаровской Э.П., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тумаркиной М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хрулева А.В., дов. от 01.10.2008 г. N о5197-07/1820/MSM,
от ответчика: Завидовой М.Ю., дов. от 19.05.2008 г. N 04-14/00646,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2008 г. по делу N А41-8584/08, принятое судьей Поповченко В.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самшал" к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области о признании недействительным решения от 17.08.2007 г. N 148/17,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самшал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 17.08.2007 г. N 148/17 об отказе в возмещении НДС в сумме 37199 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2008 г. заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что обществом в налоговый орган, и в материалы дела представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. ст. 165, 169, 171, 172 НК РФ, подтверждающие налоговые вычеты по НДС в сумме 37199 руб. Отдельные недостатки в оформлении счетов-фактур не могут служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Налоговый орган в нарушение требований п. 3 ст. 88 НК РФ не сообщил обществу о наличии ошибок в представленных документах и не потребовал их исправления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом налоговый орган ссылается на то, что в счете-фактуре от 28.02.2007 г. N 07МС-63, выставленном в адрес общества ООО "ТНК-ВР Бизнессервис", в счете-фактуре от 26.07.2007 г. N 00018151 неверно указан индекс. В счете-фактуре от 28.02.2007 г. N 00000002, выставленном обществом в адрес Посольства США, с нарушением п. 5, п. 2 ст. 169 НК РФ, Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914 не указано, что товар был реализован с применением налоговой ставки 0 процентов, отсутствует пометка "Для дипломатических нужд". В товарно-транспортной накладной от 21.02.2007 г. N 326 отсутствует указание общей стоимости отпущенной продукции, а также стоимости за единицу продукции. Кроме того, не подтвержден факт оприходования товарно-материальных ценностей в размере 36246,95 руб. Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества и представителя налогового органа, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом первичных и уточненных налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2007 г., в том числе по уточненной налоговой декларации по НДС за февраль 2007 г., представленной обществом 24.07.2007 г. (т. 1 л.д. 61-65), по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 30.07.2007 г. N 1410/17 (т. 1 л.д. 124-133).
На основании акта камеральной налоговой проверки от 30.07.2007 г. N 1410/17, одновременно с решением от 17.08.2007 г. N б/н/17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение, начальником инспекции вынесено решение от 17.08.2007 г. N 147/17, которым обществу отказано в возмещении НДС за февраль 2007 г. в размере 37199 руб. (л.д. 15).
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В отзыве на заявление и в апелляционной жалобе, налоговый орган ссылается на то, что счете-фактуре от 28.02.2007 г. N 07МС-63, выставленном в адрес общества ООО "ТНК-ВР Бизнессервис", в счете-фактуре от 26.07.2007 г. N 00018151 неверно указан индекс.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцов сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с п. п. 1, 5, 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. В счете-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 г. N 93-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. п. 5 - 6 ст. 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адрес объект сделки (товары, работы, услуги), а также сумму начисленного налога уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ТНК-ВР Бизнессервис" в адрес общества был выставлен счет-фактура от 28.02.2007 г. N 07МС-63 за оказанные услуги по ведению бухгалтерского учета на сумму 5000 руб., в том числе НДС - 762,71 руб. (т. 1 л.д. 89).
Указанный счет-фактура соответствует требованиям п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ. Неверное указание индекса, причем непонятно какой организации - общества или его контрагента - не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Кроме того, согласно абз. 3 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговый орган не воспользовался предоставленным ему правом, не сообщил обществу об имеющейся ошибке при заполнении счета-фактуры и не потребовал ее исправления.
Ссылка инспекции в апелляционной жалобе на счет-фактуру от 26.07.2007 г. N 00018151 является несостоятельной, поскольку налоговая декларация подана за налоговый период - февраль 2007 г., счет-фактура N 00018151 датирован июлем 2007 г., причем инспекцией не указано, какой именно организацией выставлен указанный счет-фактура.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических или приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях реализации данного положения Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 30.12.2000 г. N 1033, которым утверждены Правила применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Согласно п. 4 названных Правил организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой налоговой ставки.
Указанные счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" выставляются при наличии: договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости; официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации или фамилии, имени, отчества и места жительства индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительствам.
В соответствии с п. 5 Правил организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки представляют в налоговые органы документы (их копии, заверенные в установленном порядке), указанные в пункте 4 настоящих Правил, а также заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг); счет-фактуру (копию счета-фактуры, заверенную в установленном порядке), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки.
Для подтверждения обоснованности заявленных налоговых вычетов обществом в налоговый орган и в материалы дела представлены: копия договор поставки нефтепродуктов от 01.03.2004 г. N СМШ-1/2004, дополнительное соглашение от 01.03.2005 г. N 1, соглашение о пролонгации договора от 27.02.2006 г., дополнительное соглашение о пролонгации договора от 09.02.2007 г., приложение от 06.02.2007 г. N 37 к договору поставки, заключенные с Посольством США (т. 1 л.д. 77-87), копия официального обращения (т. 1 л.д. 88), копия счета-фактуры от 28.02.2007 г. N 00000002 на поставку бензина АИ-94 (т. 1 л.д. 92), копия акта приема-передачи бензина АИ-94 (т. 1 л.д. 93), копия счета от 09.02.2007 г. N 14 на поставку бензина АИ-95 (т. 1 л.д. 95), копия платежного поручения от 13.02.2007 г. N 33, выписка банка от 13.02.2007 г., подтверждающая поступление валютной выручки от инопокупателя в сумме 241994,05 руб. (т. 1 л.д. 96).
Ссылка инспекции на то, что в счете-фактуре от 28.02.2007 г. N 00000002, выставленном обществом в адрес Посольства США, не указано, что товар был реализован с применением налоговой ставки 0 процентов, не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку в графе "Налоговая ставка" указано, что товар отгружается "Без НДС", а факт отгрузки товара по налоговой ставке 0 процентов подтвержден Посольством США в официальном обращении (т. 1 л.д. 88).
Отсутствие отметки "Для дипломатических нужд" на счете-фактуре также не является достаточным основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку в официальном обращении Посольства РФ подтверждено, что приобретенные у ООО "Самшал" товары (работы, услуги) предназначены для официального пользования посольства Соединенных Штатов Америки в РФ, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала Посольства (т. 1 л.д. 88).
Также факт реального осуществления поставки товара подтверждается актом приема-передачи товара, поступлением на расчетный счет общества денежных средств за указанный товар.
Кроме того, согласно абз. 3 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговый орган не воспользовался предоставленным ему правом, не сообщил обществу об имеющейся ошибке при заполнении счета-фактуры и не потребовал ее исправления.
Бензин, поставляемый обществом в адрес Посольства США, оно приобрело у ООО "Магистраль-Торговый дом" на основании договора поставки нефтепродуктов от 01.03.2006 г. N С718-06/1540/SMS (т. 1 л.д. 104-108).
Для подтверждения налогового вычета в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ обществом представлены счет-фактура от 20.02.2007 г. N 0004323 поставку бензина АИ-94, товарная накладная от 20.02.2007 г. N 0000028364 о приеме-передаче бензина АИ-94, товарно-транспортная накладная от 20.02.2007 г. N 326 (т. 1 л.д. 100-101).
Указанными документами общество подтвердило факт приобретения бензина у ООО "Магистраль-Мытищи", факт его транспортировки и оприходования.
Таким образом, обществом выполнены все условия, предусмотренные ст. ст. 165, 171, 172 НК РФ, подтверждающие его право на налоговые вычеты, в связи с чем решение инспекции от 17.08.2007 г. N 148/17 было обоснованно признано недействительным судом первой инстанции.
Кроме того, указанное решение является недействительным, так как налоговым органом допущено несоблюдение требований ст. 101 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое решение не содержит оснований, послуживших причиной для отказа в возмещении НДС в сумме 37199 руб., однако содержит ссылку на решение от 17.08.2007 г. N б/н/17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Копия данного решения в суд первой инстанции представлена не была, в связи с ее отсутствием у налогового органа, а также у налогоплательщика, который ее не получал.
В соответствии с п. 13 ст. 101 НК РФ копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представителю налогового органа определением от 02.10.2008 г. было предложено представить в суд решение от 17.08.2007 г. N б/н/17, а также журнал отправки исходящей корреспонденции, подтверждающий факт направления обществу вышеуказанного решения.
Представителем инспекции в судебное заседание от 06.10.2008 г. была представлена копия решения от 17.08.2007 г. N б/н/17, однако журнал исходящей корреспонденции, подтверждающий факт направления обществу данного решения, представлен не был.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что общество решение налогового органа от 17.08.2007 г. N б/н/17 не получало.
Таким образом, налоговым органом в нарушение ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о дате получения налогоплательщиком решения от 17.08.2007 г. N б/н/17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого вынесено оспариваемое решение от 17.08.2007 г. N 148/17.
Из смысла положений ст. 101 НК РФ следует, что из решения налогового органа налогоплательщику должны быть понятны обстоятельства, установленные проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, то есть налогоплательщику должно быть понятно, на каком основании, по каким документам налоговый орган считает необоснованными заявленные налоговые вычеты.
Однако таких обстоятельств оспариваемое решение инспекции от 17.08.2007 г. N 148/17 не содержит.
Пунктом 14 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Поскольку отсутствие в оспариваемом решении обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возмещении обществу НДС за февраль 2007 г. в размере 37199 руб., существенно нарушило права общества, в том числе и право на защиту своих интересов, решение инспекции от 17.08.2007 г. N 148/17 правомерно признано недействительным.
Несостоятельным является ссылка инспекции на то, что она освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п. 1 ст. 333.37 НК РФ, поскольку из п. 1, 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2005 г. N 117 усматривается, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
Таким образом, эти органы не обязаны уплачивать государственную пошлину при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявлений о выдаче указанных в подпункте 13 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ документов по делам, по которым ими были предъявлены иски (заявления) в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Однако Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
С учетом изложенного, с налогового органа в соответствии с пп. 12. п. 1 ст. 333.21 НК РФ подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 руб. за подачу и рассмотрение ее апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31 июля 2008 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-8584/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИФНС РФ N 17 по Московской области без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8584/08
Истец: ООО "Самшал"
Ответчик: МРИ ФНС России N 17 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3108/2008