г. Москва
10 октября 2008 г. |
Дело N А41-8554/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Кузнецова А.М., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Текиевой Ю.В,
при участии в заседании:
от заявителя: Свешников С.А., доверенность от 21.01.2008 N 319-01-14/329,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя от 02.10.2008 N 01-36/232х,
от третьего лица: Химич О.В., доверенность от 23.05.2008 N 03-18/00312,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2008 по делу N А41-8554/08, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 19 по городу Москве и Московской области к открытому акционерному обществу "Электростальский завод тяжелого машиностроения" о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, при участии третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 19 по городу Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Электростальский завод тяжелого машиностроения" (далее - общество) пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 83 662 рублей 57 копеек.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - инспекция).
В связи с представленным инспекцией уточненным расчетом пеней, Пенсионный фонд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением от 30.06.2008 N 319-01-14/4341 уточнил заявленные требования, просил взыскать с общества пени в размере 81 184 рублей 76 копеек, в том числе, 74 663 рубля 38 копеек - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 6 521 рубль 38 копеек - пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии (том 1, л.д. 64).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.07.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции Пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела (том 1, л.д. 78-81).
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. По мнению Пенсионного фонда, сумма пени подлежит взысканию, независимо от оплаты недоимки, на которую пени начислены.
Представитель инспекции в судебном заседании пояснил, что недоимка, на которую начислены пени, возникла до 2003 года и оплачена обществом, с 2003 года недоимки по страховым взносам у общества не было, пени перерасчитываются автоматически до настоящего момента в связи с их неуплатой.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому общество считает решение арбитражного суда первой инстанции законным, жалобу Пенсионного фонда необоснованной (том 1, л.д. 87-89).
Десятый арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, регистрационный номер 060-055-000015/5053000564/509950001.
На основании полученных от инспекции сведений о задолженности общества по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, Пенсионным фондом выставлено требование от 15.10.2007 N 1310 об уплате суммы пени - по состоянию на 09.10.2007 в размере 83 662 рублей 57 копеек, в том числе начисленных на недоимку по страховой части трудовой пенсии 77 141 рубль 19 копеек, и пени на недоимку по накопительной части - 6 521 рубль, 38 копеек (том 1, л.д. 9). Обществу предоставлен срок для погашения задолженности до 29.10.2007.
В связи с тем, что в установленный требованием N 1310 срок сумма задолженности обществом не погашена в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества суммы пени в размере 83 662 рублей 57 копеек, впоследствии, уточнив требования - 81 184 рублей 76 копеек.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Пенсионным фондом допущены нарушения при составлении требования об уплате пени. Кроме того, судом установлено, что Пенсионным фондом не представлено надлежащих доказательств наличия недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующий обоснованный расчет суммы пени на нее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федерального закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу пунктов 1, 2 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Пенями признается установленная названной статьей Федерального закона денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. Закон не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления страхователю требования об уплате имеющейся задолженности.
На основании пункта 3 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ, форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 января 2006 N 18н "Об утверждении форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и недоимки по страховым взносам, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации - страхователя, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя" утверждена форма требования об уплате недоимки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Соответственно, основанием взыскания пени является наличие фактической недоимки у общества.
Как следует из материалов дела недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование у общества отсутствует с 2003 года, документы, подтверждающие сумму и период возникновения недоимки, на которую начислены пени по требованию от 15.10.2007 N 1310 Пенсионный фонд и инспекция суду не представили.
Данный факт не опровергается Пенсионным фондом и инспекции, а также подтверждается требованием от 15.10.2007 N 1310, платежными поручениями об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, (том 2, л.д. 47-56), расчетом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (том 2, л.д. 41-46), таблицей начисления пени по страховой части за период с 01.04.2007 по 30.09.2007 (том 2, л.д. 39-40)., актом сверки по состоянию на 10.09.1008, из которого усматривается, что сумму, предъявленную Пенсионным фондом к взысканию составляют пени в размере 81 184 рублей 76 копеек, в том числе 74 663 рубля 38 копеек - пени на страховую часть, 6 521 рубль 76 копеек - пени на накопительную часть (том 2, л.д. 59).
Кроме того, из представленной в судебное заседание выписки из лицевого счета по обязательному пенсионному страхованию следует, что по состоянию на 17.04.2003 у общества имелась недоимка, срок уплаты которой определен до 01.01.2003. До 19.09.2008 другой недоимки по страховым взносам у общества не было (том 2, л.д. 62-66).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также ссылку на правовые нормы, на основании которых эти пени начислены и о мерах по взысканию налога. Эти правила распространяются и на требования в отношении пени.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты с которых начинают исчисляться пени и ставки пени.
Согласно пункту 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что в требовании от 15.10.2007 N 1310 не указан период образования недоимки, ее размер, данные о начисленных пенях, с разбивкой по периодам, отсутствует дата, с которой пени начислены.
Таким образом, судом установлено и подтверждено представленными в материалы дела документами и пояснениями представителей Пенсионного фонда и инспекции, пени начислены на недоимку, возникшую до 2003 года и оплаченную обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога (пени) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно статье 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты (статья 23 Федерального закона N 167-ФЗ), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Проверка соблюдения Пенсионным фондом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. При этом данный срок включает 3-месячный срок на предъявление требования, 14-дневный срок - на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в арбитражный суд.
Представленные в деле документы указывают на то, что Пенсионный фонд начислил пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на недоимку, образовавшуюся у общества до 2003 года, за неопределенный период начисления (в требовании N 1310 период не указан, отмечено лишь, что суммы пеней начислены по состоянию на 01.08.2007) и пояснить данное обстоятельство представители Пенсионного фонда и инспекции суду не смогли.
Пени на недоимку начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная с 16-го дня после установленного для подачи расчета (декларации) срока на день фактической уплаты недоимки включительно в соответствии и исходя из с размера ставки рефинансирования Банка России. Для расчета суммы пеней необходимо сумму недоимки умножить на ставку пеней и на количество дней просрочки. Суммы пеней рассчитываются отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования Банка России. В данном случае Пенсионным фондом и инспекцией документально не подтверждены ни сумма основанной задолженности, ни количество дней просрочки, ни учтенные оплаты.
Как пояснил представитель инспекции в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции, сведения о сумме задолженности и о недоимке, возникшей до 2003 года имеются в базе налогового органа с момента его образования (2003 год) и пени автоматически перерасчитываются с нарастающим итогом, подтвердить и расшифровать сумму задолженности, периоды ее возникновения и количество дней просрочки в настоящее время не представляется возможным.
Согласно представленной в материалы дела таблице начисления пени, расчет сумм, подлежащих взысканию произведен с 15.05.2007 по 30.09.2007 (том 2, л.л. 39-40), согласно акту сверки, подписанному представителями инспекции и Пенсионного фонда, расчет пени производился за период с 15.05.2007 по 30.07.2007 (том 2, л.д. 59-61). Между тем, данный акт сверки документально не подтвержден, в качестве доказательств указанных в акте сверки сумм представлены распечатки из базы налогового органа системы "АИС Налог". Иных доказательств расчетов и их документальное подтверждение суду не представлено.
При получении по итогам расчетного периода декларации, согласно которой вносятся уточнения по начисленным и уплаченным страховым взносам за предыдущие отчетные периоды, осуществляется перерасчет сумм пеней, подлежащих доплате или уменьшению за предыдущие отчетные периоды. В материалы дела также не представлены сведения о производимых перерасчетах, с учетом произведенных обществом оплат.
Кроме того, как обоснованно отмечено арбитражным судом первой инстанции Пенсионный фонд и инспекция не представили доказательства, подтверждающие размер недоимки, с учетом произведенных обществом оплат, на которую начислены пени. Каким образом при начислении пени учитывались оплаты, произведенные обществом, представители инспекции и Пенсионного фонда пояснить не смогли. Доказательств принятия Пенсионным фондом мер по взысканию пеней начисленных на недоимку, возникшую до 2003 года в материалы дела также не представлено.
Кроме того, отсутствие сведений о периоде образования недоимки, а также расшифровка ее сумм, отсутствие сведений о периодах, размерах ее оплаты и о количестве дней просрочки не позволяют установить обоснованность и правильность начисления пеней.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Определением от 15.09.2008 Десятый арбитражный апелляционный суд обязывал лиц, участвующих в деле провести совместную сверку сумм задолженности, обосновать расчет пеней и подтвердить все суммы документально по периодам их возникновения (начисления) и погашения, с учетом всех имеющихся платежных документов, подтверждающих оплату.
Представленный акт сверки по состоянию на 10.09.2008 и подписанный представителями Пенсионного фонда и инспекцией не содержит обоснованного расчета и документального подтверждения сумм пеней, заявленных к взысканию Пенсионным фондом (том 2, л.д. 59). При таких обстоятельствах требования Пенсионного фонда правомерно признаны арбитражным судом первой инстанции необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что арбитражный суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2008 по делу N А41-8554/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждении - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N19 по городу Москве и Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8554/08
Истец: ГУ - УПФ РФ N 19 по Москве и Московской области
Ответчик: ОАО "Электростальский завод тяжелого машиностроения"
Третье лицо: МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2800/2008