г. Москва
12 ноября 2008 г. |
Дело N А41-9970/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкина Л.М.,
судей, Александров Д.Д., Чалбышева И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сыроежкиной М.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Маклов Ю.П. - представитель, доверенность N 1/М от 01.11.2008 года,
от ответчика (должника): Громова О.Н. - специалист 1 разряда, доверенность N 05-08/01031@ от 10.11.2008 года; Захарова Т.А. - специалист 1 разряда, доверенность N 05-08/00740@ от 16.09.2008 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 19 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2008 года по делу N А41-9970/08-9970/08, принятого судьей Востоковой Е.А., по иску (заявлению) ОАО "Городская коммунальная служба" к МРИ ФНС России N 19 по Московской области об оспаривании решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщиков сборов) или налогового агента в банке N 3740, N 3745, N 3750, N 3755 от 22.03.2008г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская коммунальная служба" обратилось в арбитражный суд о признании незаконными решений Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Московской области о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22 марта 2008 г. N N 3740, 3745, 3750, 3755, решения налоговой инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках N 8442 от 4 мая 2008 г.; об обязании налогового органа отозвать с расчетного счета организации инкассовые поручения от 5 мая 2008 г. N 18159 на сумму 176334 руб., N 18161 на сумму 5022 руб., платежные ордеры N 18160 от 13 мая 2008 г. на сумму 27623,57 руб., N 18160 от 15 мая 2008 г. на сумму 22431,75 руб., N 18160 от 16 мая 2008 г. на сумму 6750,19 руб.; об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет организации 238161,51 руб., с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ.
Определением суда от 12 сентября 2008 г. требования заявителя об оспаривании решения налоговой инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках N 8442 от 4 мая 2008 г.; обязании налогового органа отозвать с расчетного счета организации инкассовые поручения от 5 мая 2008 г. N 18159 на сумму 176334 руб., N 18161 на сумму 5022 руб., платежные ордеры N 18160 от 13 мая 2008 г. на сумму 27623,57 руб., N 18160 от 15 мая 2008 г. на сумму 22431,75 руб., N 18160 от 16 мая 2008 г. на сумму 6750,19 руб.; обязании налогового органа возвратить на расчетный счет организации 238161,51 руб. выделены в отдельное производство в порядке ст.130 АПК РФ.
В рамках настоящего дела в суде первой инстанции рассматривалось заявление ОАО "Городская коммунальная служба" о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22 марта 2008 г. N N 3740, 3745, 3750, 3755.
Решением суда от 15 сентября 2008 года по делу N А41-9970/08 заявленные ОАО "Городская коммунальная служба" требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, поскольку конкурсным управляющим ОАО "ГКС" не исполнены обязательства по оплате текущих платежей, за весь период конкурсного производства, налогоплательщику Инспекцией были направлены требования об уплате налога, которые были вручены налогоплательщику надлежащим образом, однако не исполнены. На основании неисполненных требований были прияты решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. На основании решений были сформированы инкассовые поручения и приняты решения о приостановлении операций по счетам.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2007 г. по делу N А41-К2-8290/06 ОАО "Городская коммунальная служба" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; определением суда от 26 марта 2008 г. конкурсным управляющим утвержден Харивуло Г.А. (л.д. 31-35).
22 марта 2008 г. Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области вынесены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке: N3740 ввиду неисполнения требования об уплате налога N1478 от 18 февраля 2008 г. и вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках N7925 от 18 марта 2008 г.; N3745 ввиду неисполнения требования об уплате налога N 22815 от 12 февраля 2008 г. и вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках N7514 от 13 марта 2008 г.; N3750 ввиду неисполнения требования об уплате налога N22066 от 23 января 2008 г. и вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках N7513 от 13 марта 2008 г.; N3755 ввиду неисполнения требования об уплате налога N20647 от 12 декабря 2007 г. и вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках N7064 от 31 января 2008 г.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, Общество обратилось с заявлением в суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Указанная обязанность исполняется налогоплательщиком самостоятельно в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Очередность исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, ч.3 ст.49 НК РФ.
Согласно ст.ст.61, 65 ГК РФ банкротство является одной из форм ликвидации организации и осуществляется на основании закона о несостоятельности (банкротстве).
С момента признания должника несостоятельным (банкротом) наступает установленный ст.126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) ряд последствий, в том числе, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
В ходе конкурсного производства арбитражный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет. На основной счет должника зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в установленном Законом о банкротстве порядке ст.134 Закона (банкротстве).
В соответствии со ст.76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании, налога или сбора, а также в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету за исключениями, установленными ст.76 НК РФ.
Суд обоснованно указал, что системное толкование вышеприведенных норм Закона о банкротстве и ст.76 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что приостановление операций по счету налогоплательщика в банке, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, ограничивающим распоряжение имуществом должника, не может применяться налоговым органом после признания должника-налогоплательщика банкротом. Тем более, что на стадии конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве используется лишь один счет должника.
В соответствии со ст. 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст.100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве (п.13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Апелляционный суд считает, что оспариваемыми решениями было допущено запрещенное Законом о банкротстве на стадии конкурсного производства ограничение распоряжения имуществом должника. В любом случае, предоставленные Налоговым кодексом РФ полномочия в отношении налогоплательщика, признанного несостоятельным (банкротом), необходимо соотносить с нормами Закона о банкротстве в целях недопущения ущемления прав других кредиторов и преимущественного удовлетворения требований по обязательным платежам.
Ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на статью 143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора: о признании недействительными решений от 22.03.2008 года о приостановлении операции по счетам налогоплательщика в банке.
На основании ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 331.21 НК РФ апелляционный суд считает необходимым взыскать с инспекции в пользу федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, п.1 ст. 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2008 года по делу N А41-9970/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Московской области без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Московской области в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9970/08
Истец: ООО "Городская коммунальная служба"
Ответчик: МРИ ФНС России N 19 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3630/2008