г. Москва
14 ноября 2008 г. |
Дело N А41-12820/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 14 ноября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Слесарева А.А.,
Судей Кузнецова А.М., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Падерина Л.В. по доверенности от 31.01.2007 года N 02-02/10
от заинтересованного лица - Соловьёв В.В. по доверенности от 18.04.2008 года N 254,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Коломенский трест жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.09.2008 года по делу N А41-12820/08, принятое судьёй Сабитовой С.Н. по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Коломенский трест жилищного хозяйства" о признании незаконным и отмене постановления главного специалиста Территориального отдела N 27 государственного административно-технического надзора Московской области по делу об административном правонарушении от 10.06.2008 года N 27/728/129,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Коломенский трест жилищного хозяйства" (далее МУП "Коломенский ТЖХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) о признании незаконным и отмене постановления главного специалиста территориального отдела N 27 государственного административно-технического надзора Московской области Соловьёва В.В. по делу об административном правонарушении от 10 июня 2008 года N 27/728/129, предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Закона от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства и содержания объектов и производства работ на территории Московской области (далее Закон МО N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2008 года по делу N А41-12820/08 постановление, принятое Госадмтехнадзором Московской области, по делу об административном правонарушении N 27/728/129 от 10 июня 2008 года изменено в части размера взыскиваемой штрафной санкции. МУП "Коломенский ТЖХ" штраф снижен с 50000 рублей на 20000 рублей.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Госадмтехнадзором Московской области доказано и материалами дела подтверждено нарушение МУП "Коломенский ТЖХ" требований законодательства о соблюдении чистоты и порядка, действия заявителя содержали состав правонарушения и правильно были квалифицированны административным органом по пункту 3 статьи 22 Закона МО N 161/2004-ОЗ. Вместе с тем, суд первой инстанции учёл требования части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "Коломенский ТЖХ" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанной решение отменить, как незаконное и необоснованное.
В качестве доводов апелляционной жалобы МУП "Коломенский ТЖХ" ссылается на следующее. МУП "Коломенский ТЖХ" считает, что не является субъектом административного правонарушения, так как на балансе предприятия не стоит ни один жилой дом в городе Коломне, в том числе и дом N 3б по Окскому проспекту. Указанный дом не является объектом муниципальной собственности. Предприятие считает, что суд не принял во внимание требования пункта 3.2.2. Правил обращения с отходами на территории города Коломны, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Город Коломна" Московской области от 01 июля 2004 года N 31/6, согласно которым, организация сбора твёрдых бытовых отходов в контейнеры и крупно-габаритного мусора в бункеры-накопители или на специальные площадки возлагается на организации, обслуживающие жилой фонд лишь по муниципальному жилью. Поясняет, что до 14 декабря 2007 года на основании договора возмездного оказания услуг от 14 декабря 2006 года предприятие оказывало услуги ЗАО "Мособлстрой N 3" по вывозу крупногабаритного мусора. После окончания действия данного договора МУП "Коломенский ТЖХ" не несёт ответственность за вывоз строительного мусора. Кроме того, предприятием велась разъяснительная работа с жильцами дома N 3б по Окскому проспекту по предупреждению навалов мусора, и несмотря на то, что спорный объект не находится на балансе предприятия, строительный мусор вывозился постоянно.
В судебном заседании представитель МУП "Коломенский ТЖХ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2008 г. по делу N А41-12820/08 отменить, апелляционную жалобу предприятия удовлетворить.
В судебном заседании представитель Госадмтехнадзора Московской области возражал против удовлетворения жалобы МУП "Коломенский ТЖХ" по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия без удовлетворения, считая её необоснованной. МУП "Коломенский ТЖХ" не выполнило положения требований, установленные Законом Московской области от 29.11.2005 года N 249/05-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 22 Закона МО 161/2004-ОЗ. Указывает, что распоряжением заместителя Главы администрации города Коломны от 27 октября 2006 г. N 11 дом N 3б по Окскому проспекту города Коломны передан на техническое обслуживание МУП "Коломенский ТЖХ". В соответствии с пунктом 2 договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 09 января 2007 года предприятие обязано осуществлять уборку территории вокруг дома и уборку, транспортировку мусора. Считает, что материальные и процессуальные нормы права административным органом не нарушены.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.05.2008 года сотрудниками Госадмтехнадзора Московской области, в соответствии с законом Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" проведено мероприятие по государственному контролю (надзору) за соблюдением обеспечения чистоты и порядка на территории, прилегающей к жилому многоэтажному дому N 3б по Окскому проспекту, города Коломны Московской области.
В ходе проведения мероприятия Госадмтехнадзором Московской области выявлено и установлено, что с западной стороны у 1 и 2 подъезда многоэтажного жилого дома очаговые навалы бытового и крупногабаритного мусора: у подъезда N 1 объём навала до 8 мi, на площади до 20 мI (картонная упаковка, пенопласт, мешки с бытовым мусором, п/э плёнка и др.); у подъезда N 2 объём навала до 10 мi на площади до 30 мI ( мешки с бытовым мусором, упаковки от стройматериалов, картонные упаковки, п/э плёнка и др.).
Проведена фотосъемка, копии фотоматериалов имеются в материалах дела (л.д. 36-37).
Указанные нарушения, фотосъемка были отражены в акте осмотра территории (объекта) от 29 мая 2008 года N 27/728/141 (л.д. 34).
29 мая 2008 года Госадмтехнадзором Московской области выдано предписание об устранении выявленных правонарушений N 27/728/129 в срок до 03 июня 2008 г. (л.д. 33).
04 июня 2008 года главным специалистом Госадмтехнадзора Московской области, на основании обращения граждан (л.д. 40) произведён осмотр прилегающей территории к дому по адресу: Московская область, город Коломна, Окский проспект, дом 3б.
В ходе осмотра у подъезда N 1 выявлено наличие навалов мелкого бытового мусора и крупногабаритного бытового мусора объёмом до 10 мi на площади до 30 мI, у подъезда N 2 мусор вывезен.
Проведена фотосъемка, копии фотоматериалов имеются в материалах дела (л.д. 36).
Указанные нарушения, фотосъемка были отражены в акте осмотра территории (объекта) от 04 июня 2008 года N 27/728/153 (л.д. 35).
06 июня 2008 года составлен протокол об административном правонарушении N 27/728/129 (л.д. 31) без участия законного представителя предприятия, надлежащим образом уведомлённого о составлении протокола об административном правонарушении.
10 июня 2008 года Госадмтехнадзор Московской области вынес постановление N 27/728/129 по делу об административном правонарушении, которым МУП "Коломенский ТЖХ" признано виновным в совершении правонарушения предусмотренном пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 30). Дело рассмотрено без участия законного представителя, надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения административного дела.
Не согласившись с постановлением Госадмтехнадзора Московской области от 10 июня 2008 года N 27/728/129, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2008 года по делу N А41-12820/08 постановление, принятое Госадмтехнадзором Московской области, по делу об административном правонарушении N 27/728/129 от 10 июня 2008 года изменено в части размера взыскиваемой штрафной санкции. МУП "Коломенский ТЖХ" штраф снижен с 50000 рублей до 20000 рублей.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2008 года по делу N А41-12820/08, предприятие оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.
Согласно Федеральному закону N 154-ФЗ от 28.08.1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. 21.07.2005 года N 97-ФЗ) и Закону Московской области от 13.06.1996 года N 27/96-ОЗ "О местном самоуправлении в Московской области" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, отнесены вопросы благоустройства, содержания объектов на территориях муниципальных образований.
Закон Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно статьи 4 указанного Закона государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
В силу статьи 4 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Согласно пункта 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Согласно пункта 1 статьи 6 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" производство работ по сбору и вывозу мусора осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями муниципального образования, собственниками и пользователями зданий, строений, сооружений, земельных участков на основании договоров со специализированными предприятиями.
Пунктом 5 статьи 6 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ предусмотрено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
Ответственность за состояние контейнерных площадок, размещение контейнеров и бункеров-накопителей возлагается на организации жилищно-коммунального хозяйства, хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки (пункт 11 статьи 6 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ).
Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Коломна" Московской области от 18 июня 2003 г. N 19/5 утверждены Правила санитарного содержания территории, благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в городе Коломне (далее Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства города, определяют порядок уборки и содержания городской территории, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пунктом 2.1.1. Правил предусмотрено, что юридические, физические и должностные лица, а также индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города.
Уборка территорий многоквартирных жилых домов должна производиться ежедневно до 9.00. (пункт 2.1.5. Правил).
Согласно пункта 2.5.3. Правил для сбора мелких бытовых отходов потребления в местах жилой застройки, на территории гаражных кооперативов и садоводческих товариществ устанавливаются контейнеры, а для сбора крупногабаритных отходов хозяйственной деятельности - бункеры-накопители.
Пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ предусмотрена ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, что зафиксированные в акте осмотра территории, протоколе об административном правонарушении факты нарушения требований, предъявляемых Законом Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ, Законом Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ, административным органом доказаны. Юридическое лицо ненадлежащим образом содержит территорию, прилегающую к жилому дому N 3б по Окскому проспекту города Коломны Московской области.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод МУП "Коломенский ТЖХ" о том, что дом N 3б по Окскому проспекту города Коломны Московской области не стоит на балансе предприятия, и потому МУП "Коломенский ТЖХ" не является ответственным за содержание чистоты и порядка по указанному адресу, не является субъектом вменяемого административного правонарушения, судом отклоняется.
Как видно из материалов дела, Муниципальное учреждение "Департамент городского хозяйства" и МУП "Коломенское ТЖХ" 09 января 2007 года заключили договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 2.1 договора от 09 января 2007 года предусмотрено, что предприятие принимает на себя обязательства, в том числе, по уборке контейнерных площадок, вывозу крупногабаритного мусора. Срок действия договора заканчивается 31 декабря 2007 г., но пунктом 8.2. рассматриваемого договора установлено, что в случае если за 30 дней до окончания действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается продлённым на следующий календарный год.
МУП "Коломенский ТЖХ" не представлено доказательств заявлений от участников договора о его расторжении, соответственно, договор от 09 января 2007 года считается продлённым на 2008 календарный год, и предприятие обязано надлежащим образом выполнять свои обязанности в соответствии с договором.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", установленным, вину МУП "Коломенский ТЖХ" в совершенном правонарушении - доказанной.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции при вынесении решения по делу N А 41-12820/08 учёл в качестве смягчающих обстоятельств отсутствие значительного ущерба охраняемым законом правоотношений.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 64-68, 71 АПК РФ, неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного апелляционный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 4 сентября 2008 г. по делу N А41-12820/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Коломенский ТЖХ" - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
А.А. Слесарев |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12820/08
Истец: МУП "Коломенский трест жилищного хозяйства"
Ответчик: Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области - Территориальный отдел N 27
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3580/2008