г. Москва
01 декабря 2008 г. |
Дело N А41-12944/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Кузнецова А.М., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явились, надлежаще извещены;
от ответчика: не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТЭК Карго Транс" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2008 года по делу N А41-12944/08, принятое судьей Ильченко С.Н., по иску (заявлению) ООО "ТЭК Карго Транс" к Центральной оперативной таможне ФТС России об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭК Карго Транс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной оперативной таможни ФТС России (далее - таможня) по делу об административном правонарушении от 04.06.2008 N 10119000-86/2008, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд указал, что общество не отнеслось должным образом к исполнению своих публично-правовых обязанностей по надлежащему размещению груза на складе временного хранения товаров, подлежащих таможенному оформлению. Событие вменяемого обществу правонарушения суд счел доказанным, а порядок привлечения общества к административному нарушению соблюденным.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить оспариваемый судебный акт, как принятый при неполном выяснении фактических обстоятельств дела. Так, в частности, общество указало, что отклонения в нормальном функционировании склада временного хранения (далее - СВХ) были вызваны действиями сотрудников таможни, чем и было вызвано размещение товара на прилегающей к СВХ территории. Кроме того, общество полагает, что уведомляло таможенный орган о трудностях в принятии и размещении товаров на СВХ. Таким уведомлением, по мнению общества, является представленный таможенному органу отчет по форме ДО-1, принятие которого таможней подтверждается, в т.ч. соответствующими штампами и печатями. Следовательно, таможенный орган был проинформирован о создавшейся на СВХ ситуации.
Отзыв на апелляционную жалобу таможней не представлен.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены апелляционным судом в порядке ст.ст. 266-268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, изложенные в жалобе, апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 19.05.2008 обществом должностным лицам Крекшинского таможенного поста Подольской таможни был представлен документ отчета по форме ДО-1 от 19.05.2008 N 00002328 (регистрационный номер таможенного органа 10127142/190508/002328) о принятии на хранение товара - пилы цепные, 958 грузовых места., ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации на автотранспортном средстве, регистрационный N FT4532/M2215, в соответствии с коммерческими и транспортными документами CARNET TIR ХТ56980908, CMR б/н от 14.05.2008, инвойс N 51 от 14.05.2008.
Однако, 21.05.2008 в 15 часов 30 минут в ходе проведения сотрудниками таможни, действовавшими на основании постановления от 16.05.2008 N 07/150508/70, обследования территории СВХ установлено, что фактически данные товары на склад временного хранения не принимались, т.е. из транспортного средства с регистрационным номером FT4532/M2215 в специальное помещение склада не выгружались, а также не были размещены в зоне таможенного контроля на открытой площадке склада временного хранения.
Опрошенный по данному факту генеральный директор общества Товологин Ю.А., не признав вину в совершении правонарушения, сообщил, что товар, поступивший по CARNET TIR XT56980908, CMR б/н от 14.05.2008, инвойс N 51 от 14.05.2008, не был выгружен на склад либо помещен на открытую площадку по следующим причинам: выполняя действия по размещению товаров и транспортных средств на хранение на СВХ ввиду полной занятости открытой площадки прибывшими ранее автотранспортными средствами с товаром, владелец СВХ вынужден временно разместить 14 автомобилей на прилегающей территории склада, являющейся зоной таможенного контроля и обеспечивающей сохранность груза. Документы отчета по форме ДО-1 были приняты таможенным органом путем проставления печатей с присвоением регистрационного номера и штампа "Товар поступил". Разгрузка товаров в складские помещения не могла быть осуществлена вовремя в связи с тем, что из 4-х ворот, предназначенных для выгрузки товаров в помещения СВХ, функционировали только одни и в первую очередь производилась выгрузка грузов, требующих особых условий хранения (фармацевтических товаров). Остальные ворота были заняты сотрудниками таможни для проведения таможенного досмотра грузов, прибывших на территорию СВХ. В сложившейся ситуации владелец СВХ вынужден был помещать транспортные средства с товарами на прилегающей территории, поскольку в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации товары, в отношении которых таможенное оформление не завершено, не могут быть выданы получателю и перемещены с территории склада временного хранения.
Вместе с тем, начальник Крекшинского таможенного поста Подольской таможни Михалев В.В. сообщил, что по поводу невозможности выгрузки на склад или размещения указанного транспортного средства на открытой площадке склада, от сотрудников ООО "ТЭК Карго Транс" каких-либо ходатайств или заявлений не поступало.
Таким образом, должностными лицами таможенного органа в ходе осуществления таможенного контроля было установлено, что в нарушение требований ст. 112 Таможенного кодекса России и приказа Государственного таможенного комитета России от 03.09.2003 N 958 общество не разместило товар на склад временного хранения в течении трех часов после получения от таможенного органа документов, необходимых для помещения товаров СВХ, что явилось нарушением установленного порядка помещения товаров на хранение.
По данному факту в отношении общества был составлен протокол N 10119000-86/2008 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя общества - генерального директора Товологина Ю.А., который не признал факт правонарушения и дал соответствующие пояснения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 04.06.2008 в отношении общества вынесено постановление N 10119000-86/2008, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и в отношении него применено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
По мнению апелляционного суда, отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что общество, подтвердив факт принятия на хранение товара выдачей документа отчета по форме ДО-1, фактически каких-либо действий по его принятию и размещению на складе не осуществило. Данный вывод является обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 16, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения по статье 16.14 КоАП РФ составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования и условия помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения.
Исходя из смысла данной нормы, субъектом административного правонарушения выступает любое лицо, в обязанности которого входит соблюдение требований и условий помещения товара на СВХ или требований и условий хранения уже помещенного на склад товара.
Как усматривается из материалов дела, общество, которому принадлежит СВХ, осуществляет деятельность по временному хранению товаров на основании свидетельства о включении в реестр складов временного хранения от 07.04.2008 N 10127/100027.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 5 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее - Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров) предусмотрено, что если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место, указанное в главе 12 ТК РФ, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него. Если СВХ не приспособлен для хранения товаров, требующих особых условий хранения - на ближайший СВХ, приспособленный для хранения таких товаров.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на Крекшинский таможенный пост Подольской таможни представлен документ отчета ДО-1 от 19.05.2008 N 00002328 (т. 1, л.д. 22).
Согласно указанной форме отчетности товар был принят на хранение на СВХ 19.05.2008 в 15 часов 40 минут, однако, как следует из протокола об административном правонарушении, 21.05.2008 транспортное средство с товаром находилось не на территории склада временного хранения, а на прилегающей территории.
Наличие объективной стороны состава административного правонарушения вменяемого обществу подтверждено материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении от 21.05.2008 N 10119000-86/2008, ДО-1 от 19.05.2008 N 00002328 о принятии на хранение товаров и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено настоящей главой.
Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 ТК РФ.
В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 107 ТК РФ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.
К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток.
Таким образом, законодатель выделяет склады временного хранения (открытого и закрытого типа) и охраняемую территорию, оборудованную для стоянки транспортных средств.
К указанной территории, оборудованной для стоянки, не применяются требования, предусмотренные Приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497 "Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения".
Следовательно, помещение товара на склад временного хранения означает размещение товара именно на территории склада временного хранения, к которому предъявляются повышенные требования обеспечения сохранности и безопасности передаваемых на хранение товаров.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что размещение товара на прилегающей территории является нарушением порядка хранения переданного товара, поскольку не позволяет владельцу СВХ в полной мере выполнять обязанности и соблюдать ограничения, связанные с хранением товаров на территории СВХ.
Довод заявителя об уведомлении обществом таможенного органа о трудностях в принятии и размещении товаров на СВХ путем направления отчета по форме ДО-1 - несостоятелен.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении.
Таким образом, представление отчетности по форме ДО-1 является обязанностью общества и призвано подтвердить факт принятия товаров на хранение на СВХ.
Как указывалось ранее, в материалах дела имеется документ формы ДО-1. Однако из содержания документа не усматривается наличие трудностей у общества при размещении передаваемого на хранение товара, а также его размещение в ином месте, отличном от склада временного хранения.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт сообщения обществом таможенному органу о необходимости временного размещения товаров на прилегающей территории, оборудованной для стоянки, а не на СВХ.
Доводы общества о невозможности размещения товара на СВХ по вине сотрудников таможни, не нашли должного документального подтверждения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Остальные доводы жалобы по существу являются производными от указанного и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности и права общества при рассмотрении материалов административного дела не нарушены. Срок давности, установленный ст. 4.5. КоАП РФ, также не нарушен.
Таким образом, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным, а оснований для его отмены, в т.ч. безусловных, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2008 года по делу N А41-12944/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТЭК Карго Транс" - без удовлетворения
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12944/08
Истец: ООО "ТЭК Карго Транс"
Ответчик: Центральная оперативная таможня
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3770/2008