г. Москва
15 декабря 2008 г. |
Дело N А41-5532/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абсалямова А.В.,
судей Боровиковой С.В., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Курбановой З.Ш.,
при участии в заседании:
от Администрации Серпуховского района: Шейко Н.В., по доверенности N 2/401-исх. от 09.01.08 г.;
от Администрации г. Серпухов, КУИ г. Серпухов, УФРС по МО, МУЗ "ЦРБ": представители не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Серпухов Московской области и Комитета по управлению имуществом г. Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2008 года по делу N А41-5532/08, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению Администрации Серпуховского муниципального района к Администрации г. Серпухов, УФРС по МО, при участии третьих лиц - КУИ г. Серпухов, МУЗ "Центральная районная больница", о признании недействительными постановления и зарегистрированного права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области (Администрация Серпуховского района) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации г. Серпухов Московской области (Администрация г. Серпухов) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (УФРС по МО), при участии третьего лица - Комитета по управлению имуществом г. Серпухов Московской области (КУИ г. Серпухов), в котором с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ просила признать недействительным постановление Главы города Серпухов Московской области от 29.08.02 г. N 978 "Об утверждении перечня объектов, переданных Решением малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 10.02.91 г. N 50/6 в муниципальную собственность г. Серпухова" в части включения в перечень объектов, переданных в муниципальную собственность г. Серпухова, нежилого помещения - магазин, молочная кухня, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9.
Кроме того, Администрация Серпуховского района просила признать недействительным зарегистрированное право собственности Администрации г. Серпухов на вышеуказанный объект недвижимого имущества (т.1, л.д. 97).
Определением от 8 июля 2008 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" (МУЗ "ЦРБ") (т.2, л.д. 85).
Арбитражный суд Московской области решением от 16 октября 2008 года частично удовлетворил заявленные Администрацией Серпуховского района требования, признав недействительным зарегистрированное право собственности Администрации г. Серпухов на объект недвижимости - нежилое помещение - магазин, молочная кухня (помещения по экспликации N N 1-3, 1-10, 1-15), общая площадь которого составляет 353, 80 кв.м., этаж 1, инв. N 6370, лит. А, расположенное по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9.
В апелляционных жалобах Администрация г. Серпухов и КУИ г. Серпухов просят решение суда первой инстанции от 16.10.08 г. отменить, как вынесенное с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Администрации Серпуховского района, арбитражный апелляционный суд полагает, что апелляционные жалобы Администрации г. Серпухов и КУИ г. Серпухов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Московского областного Совета народных депутатов от 10.12.91 г. N 50/06 Серпуховскому горсовету передано в муниципальную собственность имущество Серпуховского производственно-технического объединения городского хозяйства (т.1, л.д. 48-51).
На основании вышеуказанного решения 29 августа 2002 года Главой города Серпухов Московской области вынесено постановление N 978 "Об утверждении перечня объектов, переданных Решением малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 10.02.91 г. N 50/6 в муниципальную собственность г. Серпухова" (т.1, л.д. 47), при этом в данный перечень вошло нежилое помещение - магазин, молочная кухня, расположенное по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9.
21 мая 2003 года Муниципальному образованию "Город Серпухов Московской области" выдано свидетельство серии 50 АД N 416370 о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение - магазин, молочная кухня (помещения по экспликации N N 1-3; 1-10; 1-15), расположенное по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9, инв. N 6370, лит. А, кадастровый номер 50:58:04:00422 001:0010 (т.1, л.д. 54).
Как указывает заявитель, постановление Главы г. Серпухова от 29.08.02 г. N 978 в отношении вышеуказанного имущества вынесено неправомерно, поскольку нежилое здание - магазин, молочная кухня, расположенное по ул. Советской, д. 59/9, не является объектом предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства и находится в общей долевой собственности Администрации г. Серпухов и Администрации Серпуховского района как имущество МУЗ "ЦРБ".
Учитывая вышеизложенное, Администрация Серпуховского района обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании постановления N 978 от 29.08.02 г. и зарегистрированного на его основании права собственности Администрации г. Серпухов на нежилое здание по ул. Советской, д. 59/9, недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным зарегистрированного права собственности на нежилое здание, исходил из того, что спорное имущество находится в общей долевой собственности Администрации Серпуховского района и Администрации г. Серпухова, в связи с чем регистрация права собственности в одностороннем порядке за Администрацией г. Серпухов является неправомерной и лишает Администрацию Серпуховского района права распоряжаться спорным имуществом и получать доходы от его использования.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным постановления N 978 от 29.08.02 г., суд сослался на пропуск Администрацией Серпуховского района срока исковой давности на обращение в суд.
В апелляционной жалобе КУИ г. Серпухова указывает на пропуск Администрацией Серпуховского района срока исковой давности на обращение в суд с требованием о признании недействительным права собственности на спорное имущество, поскольку свидетельство о регистрации права выдано УФРС по МО 21 мая 2003 года.
Также КУИ г. Серпухов полагает, что факт принадлежности нежилого здания - магазин, молочная кухня Администрации г. Серпухова установлен вступившим в законную силу решением суда по делу N А41-К1-17324/07.
Администрация г. Серпухов, оспаривая решение суда первой инстанции, ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принадлежность спорного имущества МУЗ "ЦРБ", и считает, что суд необоснованно произвел правоустанавливающую экспертизу документов, поданных на государственную регистрацию права, поскольку такими полномочиями обладает только УФРС по МО.
Кроме того, Администрация г. Серпухов считает, что статьей 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права собственности на объект недвижимости.
С данными доводами заявителей апелляционных жалоб арбитражный апелляционный суд не может согласиться.
Решением Малого совета Московского областного совета народных депутатов от 10.12.1991 N 50/6 "О передаче в муниципальную собственность районов и городов Московской области предприятий жилищно-коммунального хозяйства" имущество предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Московской области, обслуживающих соответствующие территории, передано в муниципальную собственность муниципальных образований (т.1, л.д. 48-51).
Согласно перечню, являющемуся приложением к названному решению, Серпуховскому городскому совету передано в муниципальную собственность Серпуховское производственно-техническое объединение городского хозяйства.
Имеющийся в материалах дела технический паспорт на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9, свидетельствует о том, что спорное нежилое здание, общей площадью 353, 8 кв.м., инв. N 6370, имеет целевое назначение - магазин, молочная кухня, в силу чего не является имуществом организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства и относится к имуществу Серпуховской районной больницы (т.2, л.д. 91-93).
Согласно п.п. 2.3.11.1 и 3.1.9. Устава МУЗ "ЦРБ" фельдшерский здравпункт, расположенный на территории ОАО "ТвИнТос" и находящийся по адресу: ул. Советская, д. 59/9, является структурными подразделением МУЗ "ЦРБ", в ведение которого находится эксплуатация молочно-раздаточных пунктов.
Доказательств, что спорное нежилое здание входит в состав Серпуховского производственно-технического объединения городского хозяйства либо относится к имуществу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, подлежащих передаче в муниципальную собственность г. Серпухов, в материалах дела не имеется.
Решением Малого совета Московского областного совета народных депутатов от 22.07.92 г. N 6/16 "О передаче предприятий в муниципальную собственность городов и районов Московской области" утвержден перечень объектов как передаваемых в муниципальную собственность г. Серпухов, так и не подлежащих передаче, при этом к числу последних отнесено имущество Серпуховской центральной районной больницы (т.2, л.д. 79).
Статьей 1, пунктом 2.6 статьи 2 Решения малого Совета Мособлсовета от 04.03.1992 N 4/4 "О передаче в муниципальную собственность районов и городов Московской области предприятий и организаций социальной инфраструктуры" Серпуховская центральная районная больница передана в муниципальную собственность города Серпухова и Серпуховского района.
Право общей долевой собственности указанных муниципальных образований на имущество возникло в процессе разграничения государственной собственности в соответствии с пунктом 2 приложения N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Пунктами 1.3, 4.2 Устава Муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" предусматривается, что учредителями этого учреждения являются муниципальное образование город Серпухов и муниципальное образование Серпуховский район, при этом источником формирования имущества учреждения является, в частности имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления комитетом по управлению имуществом города Серпухова и Администрацией Серпуховского района (т.1, л.д. 58-83).
В силу пункта 4.1 Устава МУЗ "ЦРБ" имущество данного учреждения является муниципальной собственностью города Серпухова и Серпуховского района.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии между Администрацией города Серпухова и Администрацией Серпуховского района Московской области соглашения об установлении в отношении имущества МУЗ "ЦРБ" режима общей долевой собственности в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 246 ГК РФ предусмотрено, что распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Регистрация права собственности Администрации г. Серпухов на нежилое помещение - магазин, молочная кухня (помещения по экспликации N N 1-3; 1-10; 1-15), расположенное по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9, инв. N 6370, лит. А, противоречит указанным положениям устава МУЗ "ЦРБ", а также части 2 статьи 296, части 3 ст. 299, части 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Регистрация права собственности на спорное имущество Администрацией г. Серпухов предполагает изъятие из оперативного управления муниципального учреждения спорного имущества и распоряжение имуществом, находящегося в общей собственности, без согласия одного из ее участников - Серпуховского муниципального района Московской области, что нарушает права и законные интересы последнего.
Ссылку КУИ г. Серпухов на то, что факт принадлежности спорного имущества Администрации г. Серпухова установлен вступившим в законную силу решением суда по делу N А41-К1-17324/07, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельной.
В рамках вышеуказанного дела судом исследовался вопрос действительности договора N 157 от 12.04.05 г. о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование МУЗ "ЦРБ", правомерность регистрации права собственности Администрации г. Серпухов на спорное имущество не рассматривалась.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Администрации Серпуховского района в части признания недействительным зарегистрированного права собственности Администрации г. Серпухов на нежилое помещение - магазин, молочная кухня, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9.
Довод КУИ г. Серпухов о пропуске Администрацией Серпуховского района срока исковой давности на обращение в суд с требованием о признании недействительным права собственности на спорное имущество, арбитражный апелляционный суд не может признать обоснованной.
О том, что право собственности на спорный объект недвижимого имущества зарегистрировано за Администрацией г. Серпухова, заявитель узнал из представленной УФРС по МО по запросу Администрации Серпуховского района Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.09.07 г. N 58/013/2007-007 (т.3, л.д. 10).
Доказательств, подтверждающих, что Администрация Серпуховского района узнала о регистрации права собственности Администрации г. Серпухов на спорный объект имущества ранее указанного срока, не представлено.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности на обращение в суд за защитой нарушенного права в три года.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что Администрацией Серпуховского района не пропущен срок исковой давности на обращение в суд с требованием о признании недействительным зарегистрированного права собственности Администрации г. Серпухов на нежилое помещение - магазин, молочная кухня, расположенное по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9.
Что касается отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным постановления Главы города Серпухов Московской области от 29.08.02 г. N 978 в связи с пропуском Администрацией Серпуховского района срока на обращение в суд, то арбитражный апелляционный суд признает его правомерным.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Из материалов дела следует, что заявление Администрации Серпуховского района о признании недействительным постановления Главы г. Серпухов от 29 августа 2002 года N 978, подано в Арбитражный суд Московской области только 21 марта 2008 года, то есть с пропуском срока на обжалование.
То обстоятельство, что о вынесении оспариваемого постановления заявитель знал еще в 2006 году, подтверждается имеющимся в материалах дела постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.07 г. по делу N А41-К2-7881/06 (т.1, л.д. 113-118).
Срок на подачу заявления Администрацией Серпуховского района пропущен и при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель не подавал ходатайства о восстановлении этого срока, не представлял доказательств пропуска указанного срока по уважительной причине, в связи с чем данное обстоятельство согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05 является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вышеназванная правовая позиция соответствует Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что статьей 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права собственности на объект недвижимости, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о недействительности зарегистрированного права ввиду отсутствия законных оснований возникновения права собственности муниципального образования Город Серпухов Московской области на нежилое помещение - магазин, молочная кухня (помещения по экспликации N N 1-3; 1-10; 1-15), расположенное по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 59/9, поскольку возникшее ранее право общей долевой собственности названных муниципальных образований не прекратилось и право на спорное имущество не приобретено в соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявленные Администрацией Серпуховского района требования направлены на защиту нарушенного права путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, то есть способом, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому подлежат удовлетворению.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией г. Серпухов и КУИ г. Серпухов не доказаны обстоятельства, на которые они ссылается в апелляционных жалобах, в связи с чем оснований для их удовлетворения не имеется.
Решение суда законное, обоснованное.
Руководствуясь статьями 266, 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.10.08 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-5532/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Абсалямов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5532/08
Истец: Администрация Серпуховского района
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области, Администрация г. Серпухов
Третье лицо: МУЗ"Центральная районная больница", Комитет по управлению имуществом г. Серпухов Московской области