г. Москва
21 января 2009 г. |
Дело N А41-20230/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей: Кузнецова А.М., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Текиевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен, надлежащим образом,
от ответчика: Шатохин В.Е., доверенность от 30.12.2008 N 07/6496,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Рузскому району Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.11.2008 по делу N А41-20230/08, принятое судьей Мельниковой Е.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВладНика" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Рузскому району Московской области от 22.09.2008 N 00748 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВладНика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Рузскому району Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.09.2008 N 00748 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.11.2008 заявленное требование удовлетворено (л.д. 63-64).
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда первой инстанции, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (л.д.67-68).
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе. По мнению инспекции, факт административного правонарушения подтвержден материалами дела об административном правонарушении, порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен, при этом контрольная закупка проверяющими должностными лицами не производилась, поскольку товар покупался сотрудниками для собственных нужд и деньги за приобретенный товар не возвращались.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав присутствующего в судебном заседании представителя налогового органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании поручения от 05.09.2008 N 0289/17-42/568 инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, осуществляющих деятельность на территории города Рузского района, г. Звенигорода, г. Краснокаменска и Одинцовского района (л.д. 17-18).
В ходе проверки, проведенной налоговым органом 08.09.2008 в принадлежащем обществу магазине "Продукты", расположенном по адресу: Московская области, г. Руза, ул. Гладышева, д. 14, зафиксирован факт неприменения продавцом имеющейся контрольно-кассовой техники (модель АМС-100Ф, заводской номер 00022847), при осуществлении денежных расчетов при продаже мороженого "Чудо Хрустик" на сумму 18 рублей 15 копеек.
По результатам проверки составлен акт от 08.09.2008 N 500082930/17-42/568 в присутствии продавца Маничевой Т.В., которая от дачи объяснений и подписания акта отказалась (л.д. 19-20).
В названном акте проверки указано на необходимость явки законного представителя общества в налоговый орган 09.09.2008 к 10.00. Копия акта оставлена в торговой точке.
Определением инспекции от 09.09.2008 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении на основании статьи 14.5 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования (л.д.22).
17.09.2008 налоговым органом в присутствии генерального директора общества Макаровой З.С. составлен протокол об административном правонарушении N 000748 (л.д. 23).
В приложение к указанному протоколу представлены объяснения продавца Маничевой Т.В., согласно которым она не отпечатала чек за мороженное и чай, поскольку считала покупку незавершенной, поскольку деньги в кассу еще не были приняты (л.д. 25-26).
Копия протокола, в котором содержалось уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении - 22.09.2008, вручена Макаровой З.С., что подтверждается ее подписью (л.д.23-24).
В назначенную дату налоговым органом в присутствии законного представителя общества вынесено постановление от 22.09.2008 N 00748 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 27-28).
Не согласившись с постановлением инспекции от 22.09.2008 N 00748, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности факта административного правонарушения в действиях общества, в связи с получением доказательств по делу (проведение проверочной покупки) с нарушением требований действующего законодательства.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику возложена обязанность выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что инспекцией не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку в нарушение статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее -Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ) контрольная покупка товара - мороженого "Чудо хрустик", которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностными лицами инспекции, не наделенными правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Арбитражным судом установлено и подтверждено материалами дела, что покупка мороженого "Чудо Хрустик" осуществлена в день административной проверки лично сотрудником налогового органа Синицыным В.В., которым составлен акт проверки от 08.09.2008 N 500082930/0289/17-42/568.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 указанного Федерального закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, уполномоченные должностные лица соответствующих государственных органов в проведении контрольных мероприятий не участвовали, акт контрольной закупки надлежащим образом не составлялся.
Необходимо также отметить, что в акте проверки от 08.09.2008 N 500082930/0289-42/568, в протоколе об административном правонарушении от 17.09.2008 N 000748 и в постановлении налогового органа от 22.09.2008 N 00748 не указаны сведения о конкретном покупателе товара, которому продавцом общества не выдан чек при проведении административной проверки, поскольку покупателем фактически являлось должностное лицо, проводившее в магазине общества административную проверку.
При названных обстоятельствах, факт неприменения контрольно-кассовой техники и невыдачи чека конкретному покупателю при принятии оплаты за товар материалами административной проверки от 08.09.2008 инспекцией надлежащим образом зафиксирован не был.
Доводы представителя инспекции, заявленные в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что факт административного правонарушения выявлен проверяющими должностными лицами в ходе покупки товара, осуществленной в личных целях, в связи с чем акт проверки составлен по факту правонарушения при его обнаружении, а не при осуществлении контрольных мероприятий, признаны арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованными, поскольку плановый характер административной проверки подтвержден поручением налогового органа от 05.09.2008 N 0289/17-42/568.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следует отметить, что доказанность факта продажи обществом товара покупателю и ведение наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт является обязательным условием для квалификации административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ.
При таких условиях вывод арбитражного суда первой инстанций о том, что проведение должностным лицом инспекции 08.09.2008 проверочной покупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, является правильным.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом в действиях общества наличия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.11.2008 по делу N А41-20230/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Рузскому району Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20230/08
Истец: ООО "ВладНика"
Ответчик: ИФНС России по Рузскому району Московской области