г. Москва
28 января 2009 г. |
Дело N А41-9051/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Боровиковой С.В., Демидовой К.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Дараевой Д.А.,
при участии в заседании:
от заявителя Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" - Мишустина Н.П. - представитель по доверенности N 21/35 от 26 августа 2008 года,
представители Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области, третьего лица Администрации Каширского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2008 года по делу N А41-9051/08, принятое судьей Антоновым В.И., по иску Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" к Совету депутатов Каширского муниципального района Московской области о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Городское поселение Кашира" обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Каширский муниципальный район" Московской области от 4 декабря 2007 года N 99 "О статусе учреждений Каширского муниципального района, оказывающих межмуниципальные услуги" в части присвоения статуса межпоселенческого учреждения кладбищу, расположенному по адресу: г. Кашира-1, район д. Аладьино;
- обязании Совета депутатов муниципального образования "Каширский муниципальный район" Московской области отменить пункт 1 решения от 4 декабря 2007 года N 99 "О статусе учреждений Каширского муниципального района, оказывающих межмуниципальные услуги" в части присвоения статуса межпоселенческого учреждения кладбищу, расположенному по адресу: г. Кашира-1, район д. Аладьино;
- обязании Главы Администрации Каширского муниципального района Московской области отменить распоряжение от 1 февраля 2007 года N 137-рг.
В ходе судебного разбирательства Администрация муниципального образования "Городское поселение Кашира" уточнила заявленные требования, просила признать пункт 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Каширский муниципальный район" Московской области от 4 декабря 2007 года N 99 "О статусе учреждений Администрации Каширского муниципального района Московской области, оказывающих межмуниципальные услуги" в части присвоения статуса межпоселенческого учреждения кладбищу, расположенному по адресу: г. Кашира-1, район д. Аладьино, противоречащим ст. 14, ч. 5 ст. 84, ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 1 Закона Московской области от 28 февраля 2005 года N 71/2005-ОЗ "О статусе и границах Каширского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", п.п.17 ч. 1 ст. 2, ч. 3, 4 ст. 3.1 Закона от 2 ноября 2005 года N 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период", п.п.22 п. 2 ст. 4 Устава муниципального образования "Городское поселение Кашира";
- обязать Совет депутатов муниципального образования "Каширский муниципальный район" Московской области отменить пункт 1 решения от 4 декабря 2007 года N 99 "О статусе учреждений Каширского муниципального района, оказывающих межмуниципальные услуги" в части присвоения статуса межпоселеченского учреждения кладбищу, расположенному по адресу: г. Кашира-1, район д. Аладьино,
- обязать Главу Администрации Каширского муниципального района Московской области отменить распоряжение от 1 февраля 2007 года N 137-рг (л.д.68-74).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных Администрацией муниципального образования "Городское поселение Кашира" требований отказано (л.д.111-113).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация муниципального образования "Городское поселение Кашира" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д.115-118).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные Администрацией муниципального образования "Городское поселение Кашира" требования удовлетворить.
Представители Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области, третьего лица Администрации Каширского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 1 февраля 2007 года Главой Каширского муниципального района Московской области было издано распоряжение N 137-рг "О внесении изменений в распоряжение Главы Каширского муниципального района от 30 мая 2006 года N 1137-рг "О передаче кладбищ в городское поселение Кашира".
В соответствии с указанным распоряжением из передаваемого в безвозмездное срочное пользование имущества Администрации городского поселения Кашира исключено кладбище, расположенное в д. Аладьино площадью 24,4 га., и передано в хозяйственное ведение МУП "Комбинат благоустройства" (л.д.8).
Впоследствии, на основании соглашения N 34 от 20 февраля 2007 года "О передаче муниципальным образованием "Каширский район" муниципальному образованию "Городское поселение Кашира" в безвозмездное пользование недвижимого имущества" и на основании акта приема-передачи основных средств от 20 февраля 2007 года муниципальному образованию "Городское поселение Кашира" передано недвижимое имущество в виде мест захоронений, среди которого кладбище в д. Аладьино отсутствует (л.д.11-14).
Указанное соглашение подписано заявителем по делу без возражений.
4 декабря 2007 года Советом депутатов Каширского муниципального района Московской области было принято решение N 99 "О статусе учреждений Каширского муниципального района, оказывающих межмуниципальные услуги" (л.д.9).
Пунктом 1 вышеуказанного решения предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения полномочий Каширского муниципального района по решению вопросов местного значения в части оказания услуг межпоселенченского характера, решено присвоить статус межпоселенченских некоторым учреждениям, в числе прочих - кладбище, расположенное по адресу: г. Кашира-1, д. Аладьино.
Предъявляя настоящие требования, заявитель сослался на то, что названный пункт решения Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области N 99 от 4 декабря 2007 года является незаконным, поскольку противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" в сфере экономической деятельности, в связи с чем просил признать его недействительным и обязать Главу Администрации Каширского муниципального района Московской области отменить распоряжение от 1 февраля 2007 года N 137-рг.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований Администрация муниципального образования "Городское поселение Кашира" сослалась на то, что Городское поселение Кашира, являясь вновь образованным муниципальным образованием в составе Каширского муниципального района, с 1 января 2006 года приступило к решению вопросов местного значения и согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 4 Устава муниципального образования "Городское поселение Кашира" к ведению городского поселения Кашира отнесен вопрос непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Кроме того, заявитель указал, что кладбище д. Аладьино является единственным действующим, на котором осуществляются захоронения.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие какие-либо препятствия со стороны заинтересованных лиц в осуществлении погребения жителей городского поселения Кашира.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы пояснила, что в связи с присвоением статуса межпоселенческого кладбища изменился порядок захоронения: теперь заявитель должен согласовывать эти вопросы с Администрацией Каширского муниципального района.
Между тем, изменение порядка использования кладбища не свидетельствует о запрете пользоваться им.
В деле также отсутствуют сведения, подтверждающие, что переданные заявителю по соглашению N 34 от 20 февраля 2007 года четыре кладбища являются недействующими.
Таким образом, заявителем не представлены доказательства в подтверждение нарушения своих прав изданием обжалуемого ненормативного акта.
Кроме того, из материалов дела, пояснений заявителя апелляционной жалобы видно, что, по сути, между сторонами возник спор о праве.
Администрация "Городское поселение Кашира" не согласна с передачей кладбища д. Аладьино в безвозмездное пользование в Каширский муниципальный район.
Рассмотрение вопроса о законности присвоения статуса, "межмуниципального" кладбищу д. Аладьино не разрешит по существу вопрос о правах на него.
При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем не оспорены основополагающие акты, подписанные совместно с Администрацией Каширского муниципального района о разграничении собственности между этими двумя субъектами.
Решением Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области от 25 декабря 2007 года N 110 утвержден Перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и муниципального имущества, передаваемого Каширским муниципальным районом в собственность городскому поселению Кашира (л.д.95-97).
В составе имущества, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения кладбище д. Аладьино не значится.
Распоряжение Главы Каширского муниципального района N 137-рг от 1 февраля 2007 года "О внесении изменений в распоряжение Главы Каширского муниципального района от 30 мая 2006 года N 1137-рг "О передаче кладбищ в городское поселение Кашира" не оспаривалось заявителем в установленном законом порядке, в связи с чем требование о его отмене правомерно отклонено судом первой инстанции.
Соглашение N 34 от 20 февраля 2007 года о передаче муниципальным образование "Каширский район" муниципальному образованию "Городское поселение Кашира" в безвозмездное пользование недвижимого имущества, в котором отсутствует кладбище в д. Аладьино, подписано главами образований без возражений и также не оспорено в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, довод заявителя о том, что оспариваемое решение Совета депутатов противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы Администрации муниципального образования "Городское поселение Кашира" в сфере экономической деятельности не подтвержден материалами дела.
Администрацией муниципального образования "Городское поселение Кашира" не представлено доказательств, предусмотренных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией муниципального образования "Городское поселение Кашира" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2008 года по делу N А41-9051/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9051/08
Истец: Администрация муниципального образования "Городское поселение Кашира"
Ответчик: Совет депутатов Каширского муниципального района МО
Третье лицо: Администрация Каширского миниципального района МО
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4173/2008