г. Москва
26 января 2009 г. |
Дело N А41-9456/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмадгазизовым И.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кочетов В.В. по доверенности от 03.12.08 г.,
от Администрации Красногорского района - Валькова Т.Ю. по доверенности от 01.07.08 г., Зарицкий С.В. по доверенности от 02.07.08 г. ,
от 3-лиц: Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - Игнатьков А.В. по доверенности от 29.12.08 г., от ФГУ "ЦВКС "Архангельское" - Берестнев Б.А., по доверенности от 11.10.02 г., от ФГУК "ГМУ "Архангельское" - Шушкевич Д.И. по доверенности от 30.07.08 г., Управление Роснедвижимости по Московской области, ЗАО "ИНТА-ГРУП" и Министерство культуры РФ - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-9456/08 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области к Администрации Красногорского муниципального района, при участии в деле третьих лиц - Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Закрытого акционерного общества "ИНТА-ГРУП", Федерального государственного учреждения культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское", Федерального государственного учреждения "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское", Министерства культуры РФ и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области,
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (Территориальное управление Росимущества по Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, в котором с учетом изменений заявленных требований (Т.1 л.д. 51-52) просило признать недействительными:
- постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 23.07.2007 г. N 1726/7 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 18850 кв.м., расположенного на 6-м км. Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области";
- постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 01.08.2007 г. N 1807/8 "О внесении изменений в Постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области N 2589/9 от 26.09.2006 г. "О согласовании размещения ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки - многофункционального культурно-досугового, торгового комплекса ЗАО "ИНТА-ГРУП" на земельном участке площадью 1,885 га, расположенном на 6-м км. Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области",
- постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 07.08.2007 г. N 1902/8 "О предоставлении в аренду ЗАО "ИНТА-ГРУП" земельного участка площадью 18850 кв.м, расположенного в Московской области, Красногорском районе, 6-й км. Ильинского шоссе, под размещение ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ЗАО "ИНТА-ГРУП", Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское" (ФГУК "ГМУ "Архангельское"), Федеральное государственное учреждение "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское" (ФГУ "ЦВКС "Архангельское"), Министерство культуры РФ.
Решением от 29 сентября 2008 г. по делу N А41-9456/08 Арбитражный суд Московской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить данный судебный акт в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 г. решение суда от 29.09.08 г. отменено на основании п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению в соответствии с ч.5 ст.270 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Управление Роснедвижимости по Московской области).
Апелляционный суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, установил, что 23.07.07 г. Глава Красногорского муниципального района Московской области по итогам рассмотрения материалов дела по установлению границ земельного участка площадью 18850 кв.м., намечаемого к предоставлению ЗАО "ИНТА-ГРУП" под размещение ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки, издал постановление N 1726/7, которым утвердил проект границ земельного участка площадью 18850 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование - под размещение ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки, расположенного на 6-м километре Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района от 01.08.07 г. N 1807/8 внесены изменения в название, преамбулу и постановляющую часть постановления Главы указанного района от 26.09.06 г. N 2589/9 "О согласовании размещения ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки - многофункционального культурно-досугового, торгового комплекса ЗАО "ИНТО-ГРУП" на земельном участке площадью 1,885 га, расположенном на 6-м километре Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области".
Постановлением от 07.08.07 г. N 1902/8 Глава Красногорского муниципального района предоставил ЗАО "ИНТО-ГРУП" в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 18850 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050601:0098, категория земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование - под размещение ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки, расположенный по указанному выше адресу.
Территориальное управление Росимущества по Московской области просит признать перечисленные выше ненормативные правовые акты недействительными, поскольку земельный участок площадью 18850 кв.м. относится к федеральной собственности, так как является частью территории памятника истории и культуры федерального значения - Ансамбля усадьбы "Архангельское" и предоставлен в совместное использование Музею-усадьбе "Архангельское" и Центральному военному клиническому санаторию "Архангельское", в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по утверждению проекта границ спорного земельного участка, согласованию места размещения объекта строительства и передаче этого земельного участка в аренду ЗАО "ИНТА-ГРУП".
Кроме того, заявитель считает, что оспариваемые постановления противоречат установленным целям и особому режиму использования указанного земельного участка и что издание данных ненормативных актов осуществлено без согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В обоснование заявленных требований Территориальное управление Росимущества по Московской области ссылается на ст.9,17,29,31,32,38,94,99 Земельного кодекса РФ, ст.3.1 Федерального закона от 25.10.01 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст.34,40 Федерального закона от 25.06.02 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации", п.п.3 п.1 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Администрация Красногорского муниципального района с заявленными требованиями не согласилась, указав, что распоряжение спорным земельным участком было осуществлено на основании п.10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ, так как на момент издания оспариваемых ненормативных актов государственная собственность в отношении этого земельного участка не была разграничена.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ФГУК "ГМУ "Архангельское", ФГУ "ЦВКС "Архангельское" поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Управление Роснедвижимости по Московской области в судебное заседание апелляционного суда не явилось, представило отзыв, в котором признало требования заявителя обоснованными.
Министерство культуры РФ и ЗАО "ИНТА-ГРУП" в судебное заседание апелляционного суда не явились, отзывы на заявление не представили.
Апелляционный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что требования Территориального управления Росимущества по Московской области подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч.2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемые постановления Администрации Красногорского муниципального района Московской области изданы в отношении земельного участка площадью 18850 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050601:98, разрешенный вид использования - под размещение ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, 6-й километр Ильинского шоссе.
Согласно представленной в судебном заседании со стороны Управления Роснедвижимости по Московской области кадастровой выписке о земельном участке от 10.12.08 г., спорный земельный участок обременен особым режимом использования земли в связи с расположением на территории памятника истории и культуры ансамбля усадьбы "Архангельское".
Данное обстоятельство также подтверждено Управлением Роснедвижимости по Московской области в письменных пояснениях на заявление от 24.12.08 г. N Н-2644/2. При этом данный государственный орган указал, что сведения об обременении земельного участка внесены в государственный кадастр на основании постановления Правительства Московской области от 30.05.01 г. N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района", приобщенного к материалам настоящего дела на л.д. 18-29 Т.1.
В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.60 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Ансамбль усадьбы "Архангельское" ХVIII-XIX в.в. подлежал охране как памятник государственного значения (Т.1 л.д. 39-34).
Указом Президента РФ от 20.02.95 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Музей-усадьба "Архангельское" (музейный комплекс) отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Т.1 л.д. 35-36).
Нормами п.2 ст.64 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу названного закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.
Согласно п.п.3 п.1 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся к исключительной федеральной собственности.
Территория Ансамбля усадьбы "Архангельское", на которой расположен спорный земельный участок, является неотъемлемой частью объекта культурного наследия федерального значения, и, следовательно, в силу п.п.3 п.1 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 относится к федеральной собственности.
Довод Администрации Красногорского муниципального района о том, что на момент издания оспариваемых ненормативных правовых актов государственная собственность на спорный земельный участок не была разграничена, не может быть признан обоснованным в силу следующих обстоятельств.
В силу ст.17. Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст.3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
На основании постановления Правительства РФ от 03.04.96 г. N 388 "О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское" в Московской области" территория в пределах охранных зон, а также комплекс памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское", предоставлены Музею-усадьбе "Архангельское" и Центральному военному клиническому санаторию "Архангельское" для совместного использования (Т.1 л.д. 17).
Согласно п.1.4 Устава ФГУ "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское" Министерства обороны Российской Федерации учредителем данного учреждения является Правительство Российской Федерации (Т.1 л.д. 65).
Из пункта 1 Устава ФГУК "Государственный музей-усадьба "Архангельское" также усматривается, что музей-усадьба была создана федеральным органом государственной власти - Правительством РФ (Т.1 л.д. 76).
Таким образом, предоставление территории ансамбля усадьбы "Архангельское" в пределах охранных зон некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, свидетельствует о наличии права федеральной собственности на этот земельный участок.
Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Доказательства предоставления Администрации Красногорского муниципального района в установленном порядке прав по распоряжению указанным выше земельным участком суду не представлены.
В силу изложенного апелляционный суд находит правомерным довод заявителя о том, что у Администрации Красногорского муниципального района отсутствовали полномочия по утверждению проекта границ спорного земельного участка, согласованию места размещения объекта строительства и передаче этого земельного участка в аренду ЗАО "ИНТА-ГРУП".
Кроме того, как следует из оспариваемых ненормативных актов, земельный участок площадью 18850 кв.м. предоставлен ЗАО "ИНТРА-ГРУП" для размещения на нем ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
Нормы п.2 ст.35 Федерального закона от 25.06.02 г. N 73-ФЗ запрещают проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Размещение на территории названного выше объекта культурного наследия ярмарки и автостоянки не предусмотрено мерами по сохранению памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 30.05.01 г. N 156/18 от 30.05.01 г. "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района".
Режимом содержания территории указанного памятника истории и культуры запрещается любая хозяйственная деятельность без разрешения специально уполномоченных государственных органов охраны памятников (Т.1 л.д.22). Доказательства получения соответствующих разрешений органов охраны памятников на момент издания оспариваемых постановлений не представлены.
В силу изложенного апелляционный суд пришел к выводу, что предоставление указанного земельного участка под размещение ярмарки народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки противоречит целям и режиму содержания территории Ансамбля усадьбы "Архангельское" и нарушает права собственника этого участка - Российской Федерации.
Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд, установив факт несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать недействительными постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области N 1726/7 от 23.07.2007 г. "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 18850 кв.м., расположенного на 6-м километре Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области", постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области N 1807/8 от 01.08.2007 г. "О внесении изменений в постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области N 2589/9 от 26.09.06 г. "О согласовании размещения ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки - многофункционального культурно-досугового торгового комплекса ЗАО "ИНТА-ГРУП" на земельном участке площадью 1.885 га, расположенном на 6-м километре Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области", постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области N 1902/8 от 07.08.2007 г. "О предоставлении в аренду ЗАО "ИНТА-ГРУП" земельного участка площадью 18850 кв.м., расположенного в Красногорском районе Московской области на 6-м километре Ильинского шоссе под размещение ярмарки изделий народных промыслов, объектов общественного питания и автостоянки".
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9456/08
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района
Третье лицо: Федерелальная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, ФГУК "ГМУ"Архангельское", ФГУ"ЦВКС"Архангельское", Управление Роснедвижимости по Московской области, Министерство культуры РФ, ЗАО"Инта-Груп", ЗАО "ИНТА-ГРУП"