г. Москва
02 февраля 2009 г. |
Дело N А41-24313/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2009 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.М.,
судей Гагариной В.Г., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Лоскутова Н.В., согласно Выписке из Приказа Министра обороны РФ N 0462 от 15.04.1999г.,
от заинтересованных лиц: Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - Потапова В.Е., по доверенности N 43-01-07-24/5613 от 15.12.2008г.; Мнацаканяна Д.А., по доверенности N 43-01-07-24/5266 от 28.11.2008г., Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области - не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2008 года по делу N А41-24313/08, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Войсковой части 21692 к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области и Федеральной службе финансово-бюджетного надзора об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решения по жалобе на постановление,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 21692 (далее - заявитель, в/ч 21692) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области (далее - административный орган, управление), Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - ФС ФБН, служба финансово-бюджетного надзора, Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене постановления N 01-18-01/19 от 02.04.2008 г., которым заявитель подвергнут административному штрафу в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и о признании незаконным и отмене решения за N 43-00-08/134Р от 18 августа 2008 года по жалобе на указанное постановление (т.1 л.д. 2-6, 167, т. 3 л.д.6-10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2008 года по делу N А41-24313/08 заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что использование выделенных бюджетных средств на оплату проектно-изыскательских работ по экономической классификации расходов 310 нельзя считать нецелевыми расходами, так как они понесены в соответствии с целями, определенными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007г. N 146-Р до внесения изменений в это Распоряжение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, служба финансово-бюджетного надзора подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2008 года отменить.
В обоснование своей апелляционной жалобы Росфиннадзор указал, что Правила применения в 2007 году бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006г. N 168н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации). Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации расходы, связанные с проведением подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации, предшествующей строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, осуществляются по подстатье ЭКР 226 "Прочие услуги".
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в котором, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, указал, что использование выделенных бюджетных средств на оплату проектно-изыскательских работ (далее -ПИР) по коду операции сектора государственного управления (далее-КОСГУ) 310 нельзя считать нецелевыми расходами, так как они понесены в соответствии с целями, определенными Распоряжением Правительства от 08 февраля 2007 года N 146-р. Письмом Службы расквартирования и обустройства МО РФ от 21 апреля 2008 года N 156/1/3/1002 не дается разъяснение относительно применения нормативных актов бюджетного законодательства, как утверждает ответчик, а констатируется свершившийся факт планирования затрат на ПИР в 2007 году по КОСГУ 310.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФС ФБН доводы жалобы поддержал, просил состоявшийся судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
Представитель в/ч 21692 в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая, что решение Арбитражного суда Московской области является законным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области с 17 января по 11 марта 2008 года была проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных войсковой части 21692 на строительство жилья для военнослужащих в 2007 году.
Из Акта от 11 марта 2008 года следует, что в нарушение п.2 ст. 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденных бюджетных назначений (бюджетных ассигнований) на 2007 год, составленных в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации за счет средств, предусмотренных бюджетными назначениями (бюджетными ассигнованиями) на 2007 год на оплату увеличения стоимости основных средств (глава 187, подраздел 0501, целевая статья расходов 1090200, вид расходов 214, ЭКР 310), произведена оплата прочих услуг (проектно-изыскательские работы строительства жилого дома, шифр объекта 641/ЖД-11 в г. Воронеж Воронежской области) на сумму 1 408 051, 5 рублей (договор N 107 от 03.04.2007г., платежное поручение от 23.04.2007г. N 212030, счет-фактура от 17.04.2007 N 21), что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета (т.1 л.д. 11-16).
Постановлением о назначении административного наказания N 01-18-01/19 от 02 апреля 2008 года (далее - Постановление об административном правонарушении, т.1 л.д. 17-19) в/ч 21692 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель в порядке ст.ст. 30.1-30.2 КоАП РФ подал Жалобу на Постановление о назначении административного наказания N 01-18-01/19 от 02 апреля 2008 года (т.1 л.д. 20-22).
Решением N 43-00-08/134Р от 18 августа 2008 года обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба войсковой части 21692 - без удовлетворения (т.1 л.д. 23-26).
В соответствии с ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как явствует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 146-р утвержден Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год (далее - Перечень строек и объектов).
Согласно данному Перечню строек и объектов в рамках Непрограммной части, запланированной Минобороны России, "Жилищное строительство" на строительство (приобретение) жилья военнослужащих, в частностиё на формирование фонда служебного жилья запланировано было 4 320 800, 00 тыс. рублей.
Расходование выделенных денежных средств в указанной редакции предполагалось осуществлять по главе 187, подразделу 0501, целевой статье расходов 1090100, вид расходов 214, ЭКР 310 (т.1 л.д. 34).
Перечнем объектов, военных городков, зданий, сооружений, вновь начинаемых строительством, намечаемых к реконструкции, расширению, техническому перевооружению для Военно-воздушных сил, подлежащих проектированию в 2007 году (далее - Перечень на 2007 год, т.1 л.д. 28-31) запланировано строительство в г. Воронеже жилого дома на 76 квартир (шифр 641/ЖД-11).
Во исполнение утвержденного Перечня на 2007 год между ФГУ "Главное командование Военно-Воздушных сил" (Заказчик), Войсковой частью 21692 (Плательщик) и ФГУП "Центральное проектное объединение при Спецстрое России" (Исполнитель) был заключен Государственный контракт на выполнение проектных работ для государственных нужд N 107 от 03 апреля 2007 года (далее - Государственный контракт на ПИР, т.1 л.д. 145-152).
В силу п.1.1 Государственного контракта на ПИР предметом договора являлась разработка технической документации и выполнение изыскательских работ , результатом которых являлась бы: рабочая документация жилого дома на 76 квартир в г. Воронеж (микрорайон по ул. Тверская поз.8) (шифр 641/ЖД-11).
Исполнителем 17 апреля 2007 года выставлен Счет N 102 на оплату работ по Государственному контракту N 107 от 03.04.2007г. (т.1 л.д. 125).
23 апреля 2007 года Войсковой частью 21692 произведена оплата по договору в размере 1 408 051,50 рублей, что подтверждается Платежным поручением N 212030 от 23.04.2007г. (т.1 л.д. 122).
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1737-р от 04 декабря 2007 года были дополнительно распределены денежные средства в размере 56 913 676,9 тыс. рублей (т.1 л.д. 35-37).
В результате внесенных изменений, на нужды жилищного строительства, в частности, на формирование фонда служебного жилья выделено в общей сложности 6 320 800,00 тыс. рублей.
Данным Распоряжением внесено изменение и в части распределения денежных средств в рамках статьи "формирование фонда служебного жилья".
Так, на строительство (приобретение) жилья запланировано 6 082 370,80 тыс. рублей (глава 187, подраздел 0501, целевой статья расходов 1090100, вид расходов 214, ЭКР 310).
На проектно-изыскательские работы выделено отдельной строкой 238 429,20 тыс. рублей (глава 187, подраздел 0501, целевой статья расходов 1090100, вид расходов 214, ЭКР 226).
Таким образом, изменения в части выделения расходов на строительство (приобретение) жилья и расходов на проектно-изыскательские работы в рамках финансирования Непрограммной части "Жилищное строительство" произошло только с 04 декабря 2007 года.
Согласно разделу VI "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 168н, оплата договоров на проведение подрядных проектных и изыскательных работ в целях разработки проектно-сметной документации, предшествующей строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов относится на подстатью 226 "Прочие услуги" ЭКР.
В рассматриваемом случае оплата расходов на разработку рабочей документации, предшествующей строительству жилого дома, отнесена на подстатью 310 "Увеличение стоимости основных средств" вместо подстатьи 226 "Прочие услуги", то есть в нарушение правил расходования бюджетных средств допущено их нецелевое расходование.
Вместе с тем оснований для вывода о совершении войсковой частью административного правонарушения не имеется, поскольку отсутствует вина учреждения в нарушении правил расходования бюджетных средств, в связи со следующим.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 N 146-р бюджетные ассигнования на строительство жилья для военнослужащих доведены Министерству обороны Российской Федерации общей суммой по подстатье 310 ЭКР. Распределение таких средств по подстатьям 226 и 310 ЭКР осуществлено в конце финансового года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 N 1737-р.
Расходование средств по подстатье 310 ЭКР вместо подстатьи 226 ЭКР не изменило цели их использования на строительство жилья для военнослужащих.
Министерство обороны Российской Федерации Письмом N 156/1/3/1002 от 21 апреля 2008 года (т.1 л.д. 38-39), Министерство финансов Российской Федерации Письмом N 02-14-10/2943 от 12 ноября 2007 года (т.1 л.д. 42) указали на отсутствие правонарушения в рассматриваемом случае.
Кроме того, Управление федерального казначейства по г. Москве не установило нарушения правил расходования бюджетных средств и осуществило платеж по подстатье 310 ЭКР по платежному поручению N 212030 от 23.04.2007 (т.1 л.д. 122), по Государственному контракту N 107 от 03.04.2007г. (в соответствии с пунктом 5.14 Положения о федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета). До федерального казначейства разъяснения по отнесению расходов на оплату государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательных работ по объектам капитального строительства доведены в конце 2007 года Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2007 N 09-07-06/1108.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции правильно удовлетворено заявленное требование войсковой части 21692, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2008 года по делу N А41-24313/08 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24313/08
Истец: Войсковая 21692
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области