г. Москва
20 февраля 2009 г. |
Дело N А41-18357/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Исаевой Э.Р.,
судей Быкова В.П., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Мостовым С.Г.,
при участии в заседании:
от УФНС России по Московской области: Клюев Н.С., представитель по доверенности N 21-48/297 от 05.12.2007 г.,
от Конкурсного управляющего ГП ОПХ ЦМИС: Порохов А.Ю. - конкурсный управляющий; Жуйко А.А.- представитель по доверенности от 30.01.2009 г., Герцев Д.А.- представитель по доверенности от 19.01.2009 г.,
от ООО "Промтехсервис": Ботвина О.А., представитель по доверенности от 07 октября 2008 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2008 года по делу N А41-18357/08, принятое судьей Лещенко Н.А., по требованию ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области к Государственному предприятию "Опытное хозяйство Центральной машиноиспытательной станции" о включении в реестр требований кредиторов по делу о признании Государственного предприятия "Опытное хозяйство Центральной машиноиспытательной станции",
УСТАНОВИЛ:
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску ( далее - ИФНС по г. Солнечногорску) обратилась в Арбитражный суд Московской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия "Опытное хозяйство Центральной машиноиспытательной станции"
(далее - ГП ОПХ ЦМИС, должник) задолженности по обязательным платежам в размере 3 120 208 руб. 09 коп., в том числе: 2 436 000 руб. - сумма налога, 684 208 руб. 09 коп. - пени (л.д. 2-3 т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2008 года во включении текущих требований в реестр требований кредиторов ГП ОПХ ЦМИС отказано (л.д. 68, т.1).
Отказывая в удовлетворении заявления налогового органа, суд исходил из положений ст.27 и 29 ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002 N 83-ФЗ, возбуждение в отношении должника процедуры банкротства является основанием для автоматического расторжения соглашения. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее - УФНС по МО) обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель УФНС по Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил определение Арбитражного суда Московской области отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Конкурсный управляющий ГП ОПХ ЦМИС Порохов А.Ю. против доводов апелляционной жалобы возражал, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из материалов, определением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2008 года в отношении была введена процедура наблюдение, временным управляющим назначен Порохов А.Ю.
17 ноября 2008 года ИФНС по г. Солнечногорску в рамках дела о банкротстве ГП ОПХ ЦМИС обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ГП ОПХ ЦМИС задолженности по обязательным платежам в размере 3 120 208 руб. 09 коп., из которой 2 436 000 руб. - сумма налога, 684 208 руб. 09 коп. - пени.
В обоснование указанных требований УФНС по Московской области сослался и представил суду следующие документы: соглашение о реструктуризации долгов N 22-3.5-81 от 19.03.2004 г., соглашение о списании пеней и штрафов N 22-3.5-259 от 3.03.2004 года , требование N 1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.11.2008 г., требование N 2 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.11.2008 г., требование N 3 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.08.2008 г., требование N 4 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.11.2008 г., требование N 5 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.11.2008 г. (л.д. 8-30, т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2008 года (рез.часть от 13.10.2008) в отношении должника была введена процедура банкротства наблюдение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в обоснование требования доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ИФНС по г. Солнечногорску о включении требований в реестр требований кредиторов ГП ОПХ ЦМИС.
Соглашение о реструктуризации долгов N 22-3.5-81 от 19.03.2004 г. заключено между Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Солнечногорску Московской области и ГП ОПХ ЦМИС на основании Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09 июля 2002 г. N 83-ФЗ.
Предметом соглашения о реструктуризации долгов N 22-3.5-81 от 19.03.2004 г. является реструктуризация задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01 декабря 2003 года; в сумме 2 560000 руб. в том числе задолженности:
- перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 1 280 000 руб. и доли в размере 50, 0% общей суммы кредиторской задолженности;
- по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 1 280 000 руб. и доли в размере 50,0 % общей суммы кредиторской задолженности.
Согласно п.11 указанного соглашения, если организация на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность денежным обязательствам со срокам образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов или по оплате за отсроченную задолженность, о чем кредиторы , банк-агент, где открыт счет организации, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, право на реструктуризацию долгов, указанных в пункте 1 настоящего соглашения, приостанавливается.
Согласно п. 12 соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов, процентам и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей.
Между тем, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о несвоевременном исполнении должником обязательств по погашению задолженности.
31 марта 2004 года между Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Солнечногорску Московской области и ГП ОПХ подписано соглашение о списании сумм пеней и штрафов N 22-3.5-259.
Предметом соглашения являлось списание задолженности организации перед кредиторами по пеням и штрафам, начисленным, за нарушение законодательства РФ, в Федеральный бюджет, бюджет Московской области, бюджет муниципального образования Солнечногорского района и бюджеты государственных внебюджетных фондов в сумме 4 624 000 руб.
Из общей суммы пеней и штрафов задолженность перед отдельными кредиторами составляет:
- перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 1 784 000 руб.
- по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в сумме 2 840 000 руб., в том числе задолженность по пеням и штрафам, подлежащая уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, исчисленная по данным учета налоговых органов и государственных внебюджетных фондов и не погашенная на 1 января 2002 года составляет 3 867 000 руб.
Доказательства о несвоевременном исполнении обязательств должником по указанному соглашению также не представлены.
Соглашение о реструктуризации долга от 19 марта 2004 без представления заявителем первичных документов, подтверждающих размер и характер и характер долга, срок его возникновения и составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может служить бесспорным доказательством недоимки.
Судом установлено, что часть суммы пени и штрафов, подлежащих уплате должником, списана по соглашению от 31 марта 2004 года. В связи с чем, не обоснована заявленная сумма требований с учётом списанной.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, заявителем не представлены доказательства, позволяющие установить, был ли соблюден ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области срок выставления требований об уплате налога, срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (ст.65 АПК РФ).
Согласно ст. 27 и 29 ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей основанием для автоматического расторжения соглашения является возбуждение в отношении должника процедуры банкротства. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Согласно п.1 ст. 5 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Из содержания названного пункта под обязательствами понимаются не гражданско-правовые обязательства в целом, а именно денежные обязательства. Поэтому для целей квалификации платежа в качестве текущего по законодательству о банкротстве определяющим фактором служит момент возникновения денежного обязательства.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, данные требования подлежат рассмотрению в общем порядке.
При указанных основаниях суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения суда.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 223, 271, п.1 ч.4 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2008 года по делу N А41-18357/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.Р. Исаева |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18357/08
Истец: ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области
Ответчик: ГП"Опытное хозяйство Центральной машиноиспытательной станции"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, ООО "Промтехсервис", Министерство финансов Московской области, Временный управляющийГП"Опытное хозяйство Центральной машиноиспытательной станции" Прохоров А.Ю.
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/6512-09
16.06.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-145/2009
08.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/3441-09
07.05.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-145/2009
06.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/3477-09
20.02.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-145/2009