г. Москва
26 февраля 2009 г. |
Дело N А41-20752/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чалбышевой И.В.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартиросян К.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Гусева Н.Г., дов. N 10 от 30.12.2008г.;
от ответчика: Тихонов И.В., дов. от 16.02.2009 N 4235; Бирюкова Ю.С. дов. от 14.11.2008 N 21890,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2008 года по делу NА41-20752/08, принятое судьей О.Э. Хазовым, по иску (заявлению) ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" к МРИ ФНС России N 8 по Московской области об оспаривании ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное унитарное государственное предприятие "ЛИИ им. М.М. Громова" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области от 12.09.2008 N 4089, согласно которому предприятию предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 16 657 919 рублей по ставке, установленной подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2008г. заявленные предприятием требования удовлетворены, оспариваемый ненормативный акт признан недействительным, как принятый с нарушением норм налогового законодательства, в частности подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда этим обстоятельствам, неправильное применение норм материального права. Так, налоговый орган указал, что предприятие не представило доказательств, подтверждающих предоставление ему Правительством РФ земельных участков (общей площадью 2147, 4 га), расположенных в границах Луховицкого района Московской области, для обеспечения обороны государства. По мнению инспекции, исходя из представленных налогоплательщиком правоустанавливающих документов, указанные земельные участки следует относить к подкатегории - земли иного специального назначения, что исключает возможность применения налоговых льгот, установленных ст. 389 НК РФ.
Предприятием представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В заседании апелляционного суда представитель налогового органа поддержал жалобу, просил отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель предприятия возражал против доводов жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить в силе судебное решение.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и заслушав представителей сторон, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Предприятие 29.07.2008г. представило в инспекцию первоначальный налоговый расчет по земельному налогу за 2 квартал 2008 года с указанием суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 0 рублей.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 11.08.2007 N -3423 и принято оспариваемое решение от 12.09.2008 N 4089. В данном решении налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, в сумме 16 657 919 рублей.
Основанием для принятия этого решения послужило то, что для исключения земельных участков, принадлежащих ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", из состава объектов налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение земельных участков к землям обороны и безопасности, а такие документы не были представлены налогоплательщиком.
Фактически аналогичные доводы положены в основу апелляционной жалобы.
Апелляционный суд полагает, что доводы инспекции несостоятельны и подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Как следует из материалов дела, постановлением Совета Министров СССР от 02 февраля 1959 года N 2-ПП-614с ФГУП "Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова" были отведены два земельных участка для использования под испытательный полигон и создание испытательной станции площадью 33,1 га. На данных земельных участках располагались объекты военно-воздушных сил (ВВС) Министерства обороны СССР, которые, согласно указанному постановлению, были переданы предприятию.
В соответствии с постановлением Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 11.10.1994 N 1443, за предприятием было закреплено право пользования земельным участком общей площадью 2147, 4 га (испытательная станция - 33, 1 га и авиационный полигон - 2114, 3 га).
Отделом по Луховицкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области данные земельные участки были поставлены на кадастровый учёт и выданы кадастровые планы с указанием их кадастровой стоимости:
- авиационный полигон - план N 35-2/06-2780 от 02.10.2006 года, кадастровая стоимость земли 4 373 640 980 рублей, кадастровый номер 50:35:001 03 03:0002, площадь 21143000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
- испытательная станция - план N 35-2/06-2781 от 02.10.2006 года, кадастровая стоимость земли 68470660 рублей, кадастровый номер 50:356001 05 14:0121, площадь 331000 кв.м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Указанные земельные участки были включены в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1115-р (перечень N 46:224). Редакция данного перечня определяет категорию спорных земельных участков, как земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Таким образом, из упомянутого распоряжения Правительства РФ и сведений кадастрового учета усматривается, что земельные участки, находящиеся в бессрочном пользовании предприятия, среди прочего являются землями обороны и безопасности. Налоговый орган не вправе произвольно игнорировать данные сведения.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что ФГУП "Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова" является государственным научным центром Российской Федерации. Согласно Уставу предприятия (утв. приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности от 09.09.2005 N 439), основным видом деятельности предприятия является проведение опережающих научно-исследовательских и экспериментальных работ в области создания новой авиационной и авиационно-космической техники. В числе прочего предприятие осуществляет: научно-методическое и метрологическое обеспечение создания (на всех этапах) летательных аппаратов, авиационных комплексов, систем вооружения и технологий летных испытаний; разработку и проведение испытаний систем бортового радиоэлектронного оборудования, снижения заметности летательных аппаратов, комплексного противодействия иностранным техническим разведкам; разработку, производство, испытания и утилизацию вооружения, военной техники, боеприпасов; проводит испытательные прыжки с парашютом по специальным программам с целью испытания средств аварийного покидания воздушного судна, десантирования спецснаряжения и парашютно-десантной техники; выполнение тренировочных полетов на самолетах-истребителях с иностранными заказчиками; подготовку лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей, бортрадистов-испытателей, бортинженеров-испытателей, бортмехаников-испытателей, бортэлектриков-испытателей, а также специалистов парашютно-десантной службы (л.д. 105-120).
Предприятие имеет лицензии на разработку вооружения и военной техники, на производство авиационной техники, в том числе двойного назначения (гражданского и военного).
Согласно выписке из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса от 12.12.2008 N 06-1936 предприятие включено в сводный реестр таких организаций (раздел авиационная промышленность).
Предприятие также является исполнителем государственного оборонного заказа, участвует в реализации Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", финансируемой за счёт государственных капитальных вложений.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, на территории испытательного полигона происходит уничтожение боеприпасов (л.д. 46-54).
В силу п. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса РФ, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе, для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
Указанные земельные участки обладают указанными в ст. 27 Земельного кодекса РФ признаками ограниченной оборотоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу пунктов 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (статья 93 названного Кодекса), а целевым назначением данных земельных участков.
Представленными в материалы дела документальными доказательствами подтверждается, что предоставление земельного участка предприятию производилось именно в целях обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
В данном случае, поскольку предприятие является исполнителем государственного оборонного заказа и входит в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, предоставленные ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, как организации образующей в соответствии с законодательством систему безопасности Российской Федерации.
На основании изложенного, а также анализа указанных норм права, в т.ч. п. 2 ст. 389 НК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что для правильного разрешения данного спора решающее значение имеет установление фактического использования земельных участков.
При этом фактическое использование предприятием земельных участков для обеспечения обороноспособности и безопасности государства в рассматриваемом случае является очевидным и не вступает в противоречие с представленными в материалы дела документальными доказательствами, распорядительными и правоустанавливающими актами государственных и муниципальных органов власти.
Апелляционный суд полагает, что доводы жалобы не опровергают факт действительного использования указанных земельных участков в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Во всяком случае, доказательств обратного инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для признания действительным оспариваемого ненормативного акта с предложением об уплате недоимки по земельному налогу в размере 16 657 919 руб. не имелось.
В силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих правомерность принятия оспариваемого ненормативного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным, а оснований для его отмены, в т.ч. безусловных, не имеется. Доводы инспекции отвергнуты правомерно, нормы материального и процессуального права применены правильно, с учетом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2008 года по делу N А41-20752/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 8 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Чалбышева |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20752/08
Истец: ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова"
Ответчик: МРИ ФНС России N 8 по Московской области