г. Москва
09 апреля 2009 г. |
Дело N А41-27554/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Диаковской Н.В., Минкиной Г.Т.,
при ведении протокола судебного заседания: Новопашиной Е.К.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Геленис": Мартыненко А.Ю. по доверенности от 03.12.2008,
от заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С. по доверенности N ИС-14432 от 12.12.2008,
от третьих лиц: Территориального управления Росимущества по Московской области - Панкратов Н.В. по доверенности N ПП-10161 от 03.10.2008,
администрации Пушкинского муниципального района Московской области - представители не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2009 года делу N А41-27554/08, принятое судьей Антоновым В.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геленис" к Министерству имущественных отношений Московской области при участии в деле третьих лиц - Территориального управления Росимущества по Московской области и администрации Пушкинского муниципального района Московской области, - о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Геленис" (далее - ООО "Геленис") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество) с заявлением:
о признании недействительным отказа Минмособлимущества в предоставлении в собственность ООО "Геленис" земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 площадью 322 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина;
об обязании Минмособлимущества в тридцатидневный срок предоставить в собственность ООО "Геленис" путем заключения договора купли-продажи земельный участок сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 площадью 322 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Росимущества по Московской области и администрация Пушкинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2009 года по делу N А41-27554/08 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Минмособлимущество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права.
Территориальное управление Росимущества по Московской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22 марта 2004 года между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодателем) и государственным унитарным предприятием по научному производственному обеспечению в питомниководстве и племенному животноводству "Племсадпитомник" (арендатором) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 26028-Z, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 площадью 322 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина, для использования в целях сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.53-64).
07 апреля 2004 года между государственным унитарным предприятием по научному производственному обеспечению в питомниководстве и племенному животноводству "Племсадпитомник" (ГУП "Племсадпитомник") и обществом с ограниченной ответственностью "АВИЛОН ПЛЮС" заключен договор N Z-01/04-008 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22.03.2004 N 26028-Z, в соответствии с которым права ГУП "Племсадпитомник" как арендатора по договору от 22.03.2004 N 26028-Z переходят к новому арендатору - обществу с ограниченной ответственностью "АВИЛОН ПЛЮС" (т.1 л.д.65-69).
ООО "Геленис" на основании договора от 20.12.2004 N Р/04-5 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22.03.2004 N 26028-Z, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "АВИЛОН ПЛЮС", является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 площадью 322 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина (л.д.70-74).
Договор от 20.12.2004 N Р/04-5 зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 02.03.2005 за N 50-50-13/046/2004-486.
10 ноября 2008 года ООО "Геленис" обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о приобретении в собственность путем заключения договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 площадью 322 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина (л.д.11-12).
Письмом от 18.11.2008 N ИС-13133 Министерство имущественных отношений Московской области отказало ООО "Геленис" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило отсутствие у Минмособлимущества полномочий по предоставлению заявителю земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации (л.д.9-10).
Посчитав данный отказ незаконным, ООО "Геленис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Министерство имущественных отношений Московской области с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, указывая на правомерность отказа в предоставлении спорного участка в собственность заявителю по основаниям, указанным в письме от 18.11.2008 N ИС-13133.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство имущественных отношений Московской области в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" и закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" наделено полномочиями по предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения независимо от того, что он находится в федеральной собственности.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Министерство имущественных отношений Московской области указывает, что на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А41-К2-4815/07 Арбитражного суда Московской области испрашиваемый заявителем земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2008 N 98/019/2008-6861. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что Министерству имущественных отношений Московской области нормативно-правовым актом не предоставлено полномочие по распоряжению земельным участком сельскохозяйственного назначения, в отношении которого произведена процедура разграничения государственной собственности на землю.
Территориальное управление Росимущества по Московской области в своей апелляционной жалобе указывает, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2008 N 98/019/2008-6861. Также заявитель жалобы указывает, что Министерство имущественных отношений Московской области не обладает полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а принятое решение суда нарушает требования статей 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 06.02.2008 по делу N А41-К2-4815/07 Минмособлимуществу отказано в признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области по государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 31.03.2004 N 50-01/00-3/2004-148 на земельный участок площадью 322 000 кв.м с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина.
Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2008 N 98/019/2008-6861 (л.д.75).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство имущественных отношений Московской области и получения оспариваемого отказа, до разграничения государственной собственности на землю уполномоченный орган осуществляет полномочия в сфере оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, данным Законом Московской области и иными правовыми актами Московской области.
В отношении испрашиваемого земельного участка площадью 322 000 кв.м с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 процедура разграничения государственной собственности на землю проведена, собственником данного земельного участка является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" правительство Московской области принимает правовые акты об управлении и распоряжении земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в федеральной собственности, в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Полномочия правительства Московской области, установленные настоящей статьей, могут быть переданы уполномоченному органу Московской области.
Согласно пункту 13.2 положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, Министерство имущественных отношений Московской области осуществляет действия в соответствии с законодательством по управлению и распоряжению собственностью Московской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Московской области.
В материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о том, что уполномоченный орган Российской Федерации передал органу исполнительной власти Московской области право на распоряжение испрашиваемым земельным участком площадью 322 000 кв.м с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008.
Таким образом, апелляционный суд не может признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в совокупности с нормативными актами Московской области предоставляет Министерству имущественных отношений Московской области право распоряжения земельным участком сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Московской области и находящегося в собственности Российской Федерации.
К спорным правоотношениям в данном деле применяются общие нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Закон субъекта Российской Федерации не может предоставлять органу власти субъекта право на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, без особого на то указания со стороны органа федеральной власти полномочного распоряжаться федеральной собственностью.
На основании пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Суд первой инстанции, обязав Министерство имущественных отношений Московской области предоставить в собственность ООО "Геленис" испрашиваемый земельный участок площадью 322 000 кв.м с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008, незаконно, по мнению апелляционного суда, лишил Российскую Федерацию права распоряжения федеральной собственностью.
ООО "Геленис" не лишено права обратиться за предоставлением земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008 площадью 322 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Братовщина, в орган, уполномоченный на распоряжение федеральной собственностью - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом либо его Территориальное управление по Московской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд приходит к выводу, что в материалы дела не представлено доказательств, что решение Министерства имущественных отношений Московской области об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 322 000 кв.м с кадастровым номером 50:13:05 04 18:0008, изложенное в письме от 18.11.2008 N ИС-13133, не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления ООО "Геленис" должно быть отказано.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пункт 4 части 1 статьи 270 статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2009 года по делу N А41-27333/08 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Геленис" отказать.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27554/08
Истец: ООО "Геленис"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Администрация Пушкинского района