г. Москва
14 апреля 2009 г. |
Дело N А41-1010/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2009 года,
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.М.,
судей Гагариной В.Г., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Фоменко А.В., по доверенности б/н от 04.12.2008г.; Симоняна Р.С., по доверенности б/н от 11.01.2009г.; Никитченко А.А., по доверенности б/н от 11.01.2009г.,
от заинтересованного лица: Черненко А.М., по доверенности N 591-Д от 26.12.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2009 года по делу N А41-1010/09, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭНКА ТЦ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - Управление, УФРС по МО) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на Торговый центр (т.1 л.д. 2-10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2009 года по делу N А41-1010/09 заявленные требования общества удовлетворены.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что управлением не представлено доказательств законности и обоснованности решения об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФРС по МО подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2009 года и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей апелляционной жалобы Управление указало, что согласно п.7 Методических рекомендаций необходимо проверить законность выделения земельного участка под строительство и отсутствия признаков самовольного строительства на земельном участке.
Заявитель в суд апелляционной инстанции представил отзыв на апелляционную жалобу, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, указал, что при регистрации были представлены все необходимые документы, что подтверждается Расписками от 24.07.2008г. и от 09.10.2008г.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы жалобы поддержал, просил состоявшийся судебный акт отменить как необоснованный и незаконный.
Представители общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
24 июля 2008 года ООО "ЭНКА ТЦ" подало Заявление о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, общей площадью 21 381,5 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера, д.4, на основании Акта органа государственной власти N RU 50324000-10 от 25.06.2008г. (Приложение л.д. 211).
Письмом N 47/020/2008-116 от 07.11.2008г. (т.1 л.д. 11-13) обществу сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности, поскольку на регистрацию не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок на момент начала строительства, согласно Разрешения на строительство N RU 50324000-8 от 14.03.2008г.
Не согласившись с данным решением общество в порядке п.5 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (далее - Закон о государственной регистрации) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа.
В соответствии с ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.3 ст. 17 Закона о государственной регистрации основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Статья 25 Закона о государственной регистрации изложена в следующей редакции:
1. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
2. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
3. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
4. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Из содержания данной статьи следует, что ст. 25 Закона о государственной регистрации регламентирует порядок и основания регистрации права собственности:
1 - на созданный объект недвижимого имущества;
2- на объект незавершенного строительства.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 25 Закона о государственной регистрации регламентируется порядок и основания регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Согласно п.1 ст. 25 Закона о государственной регистрации основанием для регистрации созданного объекта недвижимости является документ, подтверждающий факт его создания.
По смыслу п.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме, является Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, для регистрации созданного объекта недвижимости необходимо представить именно Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Факт представления в УФРС по МО Разрешения N RU 50324000-10 от 25.06.2008г. подтверждается Распиской в получении документов на государственную регистрацию от 24.07.2008г. (т.1 л.д. 14-16).
Указанным Разрешением, выданным Администрацией городского округа Орехово-Зуево, разрешается ввод в эксплуатацию построенного Торгового центра (Лит-Б) 1-я очередь строительства, расположенного по адресу: 142600, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера, д.4.
Управление в своей апелляционной жалобе говорит о том, что из представленных на регистрацию документов не представлялось возможным проверить законность выделения земельного участка под строительство и отсутствия признаков самовольного строительства на земельном участке.
В соответствии с п.2 и п.3 ст. 55 ГрК для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
9) заключение органа государственного строительного надзора, органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Уполномоченный орган в течение 10 дней проверяет наличие и правильность оформления указанных документов, осматривает объект капитального строительства и только после этого принимает решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения (п.5 ст. 55 ГрК).
Таким образом, вопрос о наличии законных оснований для выделения земельного участка под строительство и отсутствия признаков самовольного строительства на земельном участке решается еще на стадии выдачи Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и находится в компетенции уполномоченных органов, к которым УФРС по МО не относится.
В подтверждение необходимости проверять законность выделения земельного участка под строительство и прав заявителя на земельный участок управление ссылается на п.7 Методических рекомендаций.
Согласно абз.4 п.7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации N 113 от 08 июня 2007 года (далее - Методические рекомендации) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в том числе на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (подпункт 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса). В связи с этим рекомендуется при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, проверить наличие прав заявителя на земельный участок. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке.
Из указанного положения следует, что регистрирующему органу рекомендуется запрашивать правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором построен объект недвижимости.
При этом Росрегистрация не делает указания на необходимость проверки правоустанавливающих документов на земельный участок на момент начала строительства.
Как явствует из материалов дела, обществом в управление были представлены такие правоустанавливающие документы, а именно:
- Договор аренды земельного участка N 291ю от 16.06.2008г. (т. 1 л.д. 14-16, 17-24);
- Соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 291ю от 16.06.2008г. от 26.09.2008г. (т.1 л.д. 27-28, Приложение л.д. 30);
- Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 13.09.2005 N А-123ю (л.д. 27-28).
Пунктом 1.1. Договора аренды земельного участка N 291ю от 16 июня 2008 года (т.1 л.д. 17-24) и Соглашением N 1 от 26 сентября 2008 года (т.1 л.д. 30) предусмотрено, что арендодатель (Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево) предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Земельный участок), государственная собственность на который не разграничена, площадью 9900 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение многофункционального торгового центра, с кадастровым номером 50:47:0041001:6, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, расположенный по адресу: Московская область, город Орехово-Зуево, ул. Я. Флиера, для использования под размещение многофункциональого торгового центра.
Таким образом, ООО "ЭНКА ТЦ" представило документы как подтверждающие права на созданный объект недвижимости, так и права на земельный участок, на котором он располагается.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что отказ в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, истребование которых предусмотрено Методическими рекомендациями, является неправомерным, поскольку Методические рекомендации не зарегистрированы в Министерстве юстиции в установленном порядке и носят рекомендательный характер, не могут являться основанием ограничения или лишения прав субъектов хозяйственных отношений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на торговый центр.
Апелляционная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2009 года по делу N А41-1010/09 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1010/09
Истец: ООО "ЭНКА ТЦ"
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1225/2009