г. Москва
14 апреля 2009 г. |
Дело N А41-17887/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Минкиной Г.Т.,
судей Бархатова В.Ю., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Мешковой К.П.,
при участии в заседании
от заявителя: Мошкин М.И. по доверенности от 05.05.2008 г.,
от Администрации Истринского муниципального района Московской области: Паникар М.И. по доверенности от 16.02.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Щербака Анатолия Станиславовича на решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2009 года по делу N А41-17887/08, принятое судьей Бирюковой Е.В. по заявлению предпринимателя Щербака А. С. о признании незаконным решения Администрации Истринского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель без образования юридического лица Щербак Анатолий Станиславович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Администрации Истринского муниципального района Московской области от 06.06.2008 г. об отказе в предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км+150м, левая сторона, а также обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта по указанному адресу в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением от 27.01.2009 г. по делу N А41-17887/08 Арбитражный суд Московской области признал незаконным решение Администрации Истринского муниципального района Московской области от 06.06.2008 г. об отказе в предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км+150м, левая сторона, в части требований об обязании органа местного самоуправления принять решение о предварительном согласовании места размещения указанного выше объекта производство по делу прекратил.
Не согласившись с решением суда, предприниматель Щербак А.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить в части прекращения производства по делу в отношении требования об обязании Администрации Истринского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км+150м, левая сторона, указанное требование удовлетворить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, апелляционный суд установил, что заявитель в обоснование заявленных требований указывает, что 08.08.2002 г. Щербак А.С. обратился к Главе Истринского района Московской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 600 кв.м. для размещения стационарного шиномонтажного павильона в районе 60 километра Волоколамского шоссе.
В соответствии с распоряжениями Главы Истринского района Московской области от 02.04.2002 г. N 165-р "Об утверждении Положения о работе комиссии при Администрации Истринского района по предоставлению и изъятию земельных участков на территории района, Порядка работы и состава комиссии", от 04.04.2002 г. N 172-р "Об утверждении полномочий комиссии при Администрации Истринского района по предоставлению и изъятию земельных участков на территории района" Комиссия при Администрации района по предоставлению и изъятию земельных участков на территории Истринского района наделена полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании мест размещения объектов, а председатель этой Комиссии - правом подписи выписок из заседаний Комиссии.
На состоявшемся 06.02.2003 г. заседании указанная выше Комиссия не возражала против предоставления Щербаку А.С. в аренду земельного участка площадью 600 кв.м. на 60 километре Волоколамского шоссе под строительство шиномонтажного пункта, о чем заявителю была выдана соответствующая выписка N 2 от 06.02.2003 г. с решением по пункту 39.
18.03.2003 г. председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Истринского района утвержден Акт установления и согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км+150м, левая сторона.
20.08.2003 г. Комиссией по выбору земельного участка оформлен Акт выбора земельного участка, испрашиваемого заявителем под строительство стационарного шиномонтажного пункта.
Со стороны Щербака А.С. было оформлено межевое дело в отношении указанного земельного участка, было получено разрешение Администрации Лучинского сельского округа на разработку генерального плана земельного участка под строительство объекта, а также другие необходимые разрешения и согласования компетентных органов.
Заявитель указывает, что 19.01.2007 г., 26.05.2008 г. Щербак А.С. обращался к Главе Истринского муниципального района с заявлениями, в которых просил принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - шиномонтажного пункта на земельном участке по адресу: Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км+150м, левая сторона.
06.06.2008 г. Администрация Истринского муниципального района направила в адрес заявителя письмо N 4176-32-1476, содержащее отказ в согласовании места размещения объекта по мотиву истечения срока действия документов по выбору земельного участка. Кроме того, заявителю было предложено представить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка санитарным правилам, а также согласовать акт выбора земельного участка с территориальным подразделением органа, осуществляющего контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в суд с выше указанными требованиями.
Администрация Истринского муниципального района Московской области возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции признал незаконным решение Администрации Истринского муниципального района об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в силу следующих обстоятельств.
Ссылаясь на п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ и п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" суд указал, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Суд первой инстанции установил, что заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта с соблюдением порядка, установленного нормами п.1 ст.31 Земельного кодекса РФ, с предоставлением акта комиссии по выбору земельного участка от 20.08.2003 г.
Согласно п.6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании заявителю мест размещения пункта шиномонтажа.
При этом суд указал, что нормами действующего законодательства не установлен срок действия документов, обеспечивающих выбор земельного участка и что начало течения трехлетнего срока, установленного п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ, связано с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а не моментом совершения иных процессуальных действий.
Прекращая производство по делу в части требований заявителя об обязании Администрации Истринского района принять решение о согласовании места размещения объекта в силу п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.2007 г. по делу N А41-К2-6745/07 было отказано заявителю в удовлетворении аналогичного требования.
Оспаривая решение в части прекращения производства по делу, заявитель считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ в отношении требований об обязании Администрации Истринского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Администрация Истринского муниципального района просила решение суда оставить без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим изменению.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Из материалов дела усматривается, что Арбитражным судом Московской области в рамках дела N А41-К2-6745/07 были рассмотрены требования предпринимателя Щербака А.С. к Администрации Истринского муниципального района Московской области признании незаконным бездействия Администрации по принятию решения о предварительном согласовании места размещения стационарного шиномонтажного пункта на земельном участке площадью 600 кв.м. в районе Волоколамского шоссе, 60 км, село Лучинское Истринского района Московской области по заявлению от 19.01.2007г и об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения ИП Щербак А.С. стационарного шиномонтажного пункта на указанном земельном участке, утвердить акт выбора.
Решением суда от 7.08.2007 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 г., требования заявителя удовлетворены в части обязания Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения стационарного шиномонтажного пункта на земельном участке площадью 600 кв. м. в районе Волоколамского шоссе, 60 км, село Лучинское Истринского района Московской области и утвердить акт выбора земельного участка, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на указанном выше земельном участке отказано (Т.1 л.д. 78-84).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.03.2008 г. указанные выше судебные акты отменены в части обязания органа местного самоуправления принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердить акт выбора земельного участка под указанные цели, в удовлетворении этой части требований отказано, в остальной части судебные акты оставлены без изменения (Т.1 л.д. 85-87).
При этом кассационный суд указал, что действия Администрации Истринского муниципального района по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта, равно как и сам отказ, изложенный в письме от 01.02.2007 г., заявителем не оспаривались и, следовательно, вопрос об их законности не был предметом рассмотрения в рамках данного дела. В связи с этим кассационный суд пришел к выводу о неправомерности решения суда об обязании Администрации Истринского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, указанное выше требование не было рассмотрено кассационным судом по существу в рамках дела N А41-К2-6745/07.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по настоящему делу в силу п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ в части требования об обязании Администрации Истринского муниципального района принять соответствующее решение, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит правомерным удовлетворение судом первой инстанции требования заявителя о признании незаконным решения Администрации Истринского муниципального района об отказе в предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта на указанном выше земельном участке. Решение суда в этой части не оспаривается участвующими в деле лицами.
В силу п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в случае признания судом незаконными оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений в резолютивной части такого решении должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При изложенных обстоятельствах на Администрацию Истринского муниципального района должна быть возложена обязанность по устранению нарушений прав предпринимателя Щербака А.С. путем обязания ее принять решение о предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км+150м, левая сторона, в связи с чем требования заявителя в этой части являются законными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2009 года по делу N А41-17887/08 в части прекращения производства по делу в части требования об обязании Администрации Истринского муниципального района Московской области принять решение о предварительном согласовании места размещения шиномонтажного пункта по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км. + 150 м., левая сторона отменить.
Обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - шиномонтажного пункта по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, Волоколамское шоссе, 60 км. + 150 м., левая сторона в тридцатидневный срок с момента принятия настоящего постановления.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
Г.Т. Минкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17887/08
Истец: ИП Щербак А. С.
Ответчик: Администрация Истринского района