г. Москва
20 апреля 2009 г. |
Дело N А41-25474/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 20 апреля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
Судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания: Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Привезенцева Е.В., доверенность от 12.01.2009 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2009 года по делу N А41-25474/08, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс" о признании незаконным и отмене постановления Подольской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс" (далее - ООО "ТЭК Карго Транс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Подольской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - Подольская таможня, таможенный орган) от 01.11.2008 N 10127000-770/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2009г. по делу N А41-25474/08 в удовлетворении заявленных требований ООО "ТЭК Карго Транс" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ТЭК Карго Транс" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанной решение отменить как несоответствующее действующему таможенному законодательству Российской Федерации, в связи несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В качестве доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на следующее.
ООО "ТЭК Карго Транс" уведомляло таможенный орган о трудностях в принятии и размещении товаров на складе временного хранения (далее - СВХ) в зоне деятельности Крекшинского таможенного поста Подольской таможни. Такое уведомление направлялось в виде письма от 14.10.2008г. (л.д. 51-51) с просьбой принять меры для разрешения сложившейся ситуации, но никаких мер для нормализации ситуации со стороны таможенных органов принято не было.
Направление в адрес таможенного органа отчёта по форме ДО1 является уведомлением таможенного органа о нахождении товара в зоне таможенного контроля на определенном стояночном месте, что товар фактически находится на прилегающей территории. Считает, что товар на склад временного хранения помещается не в соответствии с ДО1, а на основании акта приема-передачи. По мнению ООО "ТЭК Карго Транс", им выполнены все обязанности владельца СВХ, предусмотренные Таможенным Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В судебном заседании представитель Подольской таможни возражал против удовлетворения жалобы ООО "ТЭК Карго Транс" по мотивам, изложенным в судебном акте, поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения. Считает, что Общество не выполнило требований главы 12 ТК РФ и пункта 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003г. N 958 (далее - Правила N 958), чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ (нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций), так как у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по информированию таможенного органа о невозможности размещения товара на СВХ.
Выслушав представителя таможенного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.10.2008г. на склад временного хранения ООО "ТЭК Карго Транс", расположенного по адресу: 143080, Московская область, Одинцовский район, д. Бородки, 29 км Минского шоссе, в зону деятельности Крекшинского таможенного поста Подольской таможни, согласно товаросопроводительных документов: TIR XВ60567407, транспортный документ CMR N 24-810-2 от 15.10.2008 г., ИНВ N GC2007-011 от 15.09.2008г., в адрес Общества с ограниченной ответственностью "ГАРДЕН КРАФТ" поступил товар: изделия из черных металлов (вес брутто - 10452 кг, фактурная стоимость - 22513, 68 долларов США, код ТН ВЭД России - 7326).
21.10.2008г. ООО "ТЭК Карго Транс" на Крешинский таможенный пост Подольской таможни представлен документ отчёта по форме ДО1 N 00005672 о принятии на хранение названного товара 21.10.2008 в 10 часов 15 минут (л.д. 30).
21.10.2008г. в период с 11 часов 00 минут до 12 часов 30 минут в ходе проведения осмотра территории СВХ ООО "ТЭК Карго Транс" сотрудником Крекшинского таможенного поста Подольской таможни Москвитиным А.В. установлено, что фактически товары из транспортного средства в специальное помещение склада не выгружались и не размещены на открытой площадке, а находились в транспортном средстве на прилегающей к СВХ территории.
21.10.2008г. в отношении общества в присутствии генерального директора общества Товологина Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении N 10127000-770/2008 (л.д. 21-22), согласно которому общество не выполнило установленные правила помещения и хранения товаров на склад временного хранения, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.
22.10.2008г. определением Подольской таможни назначены дата и время рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 01.11.2008 в 10 часов 45 минут (л.д. 38). Данное определение вручено законному представителю общества 27.10.2008, о чем свидетельствует его подпись.
01.11.2008г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "ТЭК Карго Транс" заместителем начальника Подольской таможни по правоохранительной деятельности Мельниковым О.Н. вынесено постановление N 10127000-770/2008, которым ООО "ТЭК Карго Транс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей (л.д. 41).
В тот же день, 01.11.2008 таможенным органом в адрес Общества направлено предписание об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (л.д.43).
Не согласившись с постановлением таможенного органа от 01.11.2008 N 10127000-770/2008, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования, Арбитражный суд Московской области исходил из того, что общество, подтвердив факт принятия на хранение товара, выдав документ отчета по форме ДО1, фактически каких-либо действий по его принятию и размещению на складе не осуществило.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения по статье 16.14 КоАП РФ составляют действия (бездействие) лица, нарушающие установленные требования и условия помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения.
Исходя из смысла данной нормы, субъектом административного правонарушения выступает лицо, в обязанности которого входит соблюдение требований и условий помещения товара на СВХ или требований и условий хранения уже помещенного на склад товара.
Как видно из материалов дела, общество, которому принадлежит СВХ, осуществляет деятельность по временному хранению товаров на основании Свидетельства о включении в Реестр складов временного хранения от 15.07.2008 N 10127/100029.
В соответствии со ст. 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено главой 12 ТК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 108 ТК РФ владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.
Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.
Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными главой 10 ТК РФ.
При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на определенной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.
Согласно ст. 107 ТК РФ помещения и(или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля.
Правовые последствия при нахождении товаров на СВХ и прилегающей охранной территории различаются.
Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом.
Общество, выдав документ отчёта по форме ДО1 (отчетность, формируется при принятии товаров на хранение на СВХ), подтвердило факт начала принятия товара на складе, указав в графе N 2 дату - 21.10.2008 г. и время 10 час. 15 мин. (л.д. 30). ООО "ТЭК Карго Транс" не предприняло каких-либо действий по принятию и размещению товара на складе временного хранения из зоны таможенного контроля, чем нарушило установленный таможенным законодательством РФ порядок временного хранения товаров.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Согласно ст. 364 ТК РФ таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В пункте 27 Правил N 958 предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса) по следующим формам:
- ДО1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ;
- ДО2 - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ;
-ДО3 - периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- ДО4 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Как следует из п. 31 (а) "Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров", утвержденных приказом ГТК РФ от 03.09.2003 г. N 958, владелец СВХ представляет отчетность по формам ДО1мв и ДО1 подразделению таможенного органа в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения на СВХ.
Кроме того, подав таможенному органу отчет по форме ДО1 N 00005672, Общество тем самым заявляет, что приступило к временному хранению товаров и является лицом, ответственным за помещение товаров на СВХ. Не поместив товар на СВХ, Общество нарушило установленные требования и условия помещения товаров на склад временного хранения.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии вины является не состоятельным. ООО "ТЭК Карго Транс" не представило надлежащих доказательств, подтверждающих принятие им каких-либо мер по соблюдению таможенных правил.
В силу п. 3 ст. 108 ТК РФ отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца СВХ от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается. Следовательно, отказ владельца СВХ от заключения договора допускается при отсутствии у владельца СВХ возможности осуществить хранение товаров.
В соответствии со ст. 362 ТК РФ СВХ предоставлено право обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о создании временной зоны таможенного контроля на период таможенного оформления товаров и транспортных средств, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.
Однако, письменного заявления об увеличении полезных площадей СВХ, а также заявления о создании временной ЗТК в Подольскую таможню от ООО "ТЭК Карго Транс" не поступало.
Письмо генерального директора Общества от 14.10.2008 г. N 0-3/1/152, на которое ссылается ООО "ТЭК Карго Транс", Подольской таможней получено. Согласно пояснений представителя таможенного органа, информация принята к сведению. Вместе с тем, это обстоятельство не давало Обществу права нарушать, установленные ст. 16.14 КоАП РФ требования. Кроме того, невозможность помещения прибывших товаров на СВХ 14.10.2008 г. не означает и не доказывает невозможность принятия товаров на склад во все последующие дни.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у таможенного органа отсутствовали основания, указанные в ст. 375 ТК РФ, для проведения осмотра помещений и территорий, в связи с чем акт осмотра помещений и территорий не составлялся.
В соответствии со ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.
В соответствии со ст. 366 ТК РФ установлена форма таможенного контроля в форме осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля. Статьей 375 ТК РФ определены цель, основания и порядок проведения таможенного контроля. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждения либо о распоряжении ими иным способом или об их пользовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проведения проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Однако, в связи с отсутствием у Подольской таможни вышеуказанных оснований для проведения осмотра помещений и территорий, таможенный контроль по вышеуказанной форме в отношении рассматриваемых товаров не проводился, акт осмотра помещений и территорий по результатам проверки не составлялся.
В ходе судебного заседания апелляционного суда представитель Подольской таможни пояснил, что факт размещения транспортного средства в зоне таможенного контроля на прилегающей территории СВХ Общества стал известен таможенному органу из документов отчета N 10127140/141008/005672 о принятии на хранение товаров (рапорт от 21.10.2008г.) (л.д. 23).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отсутствуют материальные и процессуальные основания для изменения либо отмены оспариваемого постановления.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются апелляционным судом.
На основании вышеизложенного, суд второй инстанции поддерживает выводы суда о том, что оспариваемое постановление Подольской таможни является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2009 г. по делу N А41-25474/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТЭК Карго Транс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25474/08
Истец: ООО "ТЭК Карго Транс"
Ответчик: Подольская таможня
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1345/2009