г. Москва
24 апреля 2009 г. |
Дело N А41-19453/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Попов А.П. - генеральный директор, Приказ N 55 от 01.11.2007г.,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 14 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2009 года по делу N А41-19453/08, принятое судьей Юдиной М.А., по иску (заявлению) ООО "Ирма - 95" к МРИ ФНС России N14 по Московской области о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ирма - 95" (далее - ООО "Ирма - 95", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Московской области (далее - налоговый орган, Инспекция) N 14/47/2/50 от 21.08.2008г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 376 342 руб., привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 275 268 руб. и начисления пени в сумме 363 237 руб., с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда от 17 февраля 2009 года по делу N А41-19453/08 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в представленных для проверки первичных документах: отчетах комиссионера, счетах - фактурах, в нарушение ст.169 НК РФ и п.1 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" отсутствуют наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и печатей, на счетах - фактурах, полученных от ООО "Гурмания Сервис". Согласно книги покупок за 2005 г. Обществом предъявлен к вычету НДС по полученным счетам - фактурам от ООО "Гурмания Сервис". На основании вышеуказанного, налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество необоснованно заявило налоговые вычеты по первичным документам, не соответствующим требованиям ст.169 НК РФ и ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996г. "О бухгалтерском учете".
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что Обществом неправомерно заявлены вычеты по НДС по счетам - фактурам, полученным от ООО "Турин", поскольку контрагент Общества применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Заслушав пояснения представителя Общества, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: на основании Акта выездной налоговой проверки N 14/47/2/14 от 25.07.2008г. Межрайонной инспекцией ФНС России N 14 по Московской области вынесено решение N 14/47/2/50 от 21.08.2008г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 275 268 руб.; по п.1 ст.120 НК РФ в виде штрафа в сумме 15 000 руб., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 363 237 руб., а также предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 1 376 342 руб. (т.1 л.д.8-13).
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, Общество обратилось с заявлением в суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Обществом для подтверждения права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган и в материалы дела представлены следующие документы: договоры комиссии, счета - фактуры, отчеты комиссионера, книги покупок за спорные периоды, карточки счета, оборотно - сальдовые ведомости (т.1 л.д.20-77, 112-135; т.2 л.д.1-51, 58).
Факт предоставления Обществом документов для подтверждения права на налоговые вычеты, налоговым органом не оспаривается.
В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
При этом, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п.1 ст.176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Таким образом, Обществом выполнены все необходимые условия, предусмотренные ст.172 НК РФ для применения налоговых вычетов.
Ссылка налогового органа на нарушение налогоплательщиком ст. 169 НК РФ и ст.9 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" при оформлении счетов-фактур ООО "Гурмания-Сервис", а именно: отсутствие наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, личных подписей указанных лиц и печатей, несостоятельна, поскольку исправленные счета-фактуры были представлены Обществом в налоговый орган до вынесения решения, что подтверждается письмом Общества N 33 от 06.08.2008г.
Довод налогового органа о неправомерности предъявления Обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам, полученным ООО "Ирма - 95" от ООО "Турин", находящегося на упрощенной системе налогообложения и являющегося плательщиком единого налога, несостоятельна, по следующим основаниям.
С введением в действие Федерального закона от 29.05.2002г. N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п.5 ст.173 НК РФ установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы налога на добавленную стоимость в нарушение положений главы 21 НК РФ, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога.
В данном случае, поставщик Общества - ООО "Турин" применял упрощенную систему налогообложения, в нарушение п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ и п.3 ст. 169 НК РФ выставил заявителю счета-фактуры, в которых указаны суммы налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ должен уплатить полученные суммы налога в бюджет.
Заявитель, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ, отразил эти суммы в налоговых декларациях за указанный период в качестве налоговых вычетов.
Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму исчисленного им налога на добавленную стоимость при реализации товаров на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании выставленных продавцами (исполнителями) счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ), и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 173 НК РФ: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.
Факт выделения названным поставщиком отдельной строкой налога на добавленную стоимость в счетах-фактурах не оспаривается налоговым органом.
Ненадлежащее исполнение или неисполнение контрагентом обязанностей по уплате налогов не влияет на право покупателя на налоговые вычеты, если представленные в инспекцию документы для применения указанного вычета соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, так как налогоплательщик не может нести ответственность за недобросовестные действия третьих лиц.
Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика осуществление контрольных функций по уплате налога на добавленную стоимость за его контрагентом, поскольку эти действия относятся к деятельности налогового органа.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае выставления продавцом, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, указанный налог подлежит уплате в бюджет, и его сумма определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение налогового органа в оспариваемой части подлежит признанию недействительным, как противоречащее действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2009 г. по делу А41-19453/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19453/08
Истец: ООО"Ирма-95"
Ответчик: МРИ ФНС России N 14 по Московской области